МВА в Казахстане: бег с гирями на ногах

16645

Почему основатель AlmaU считает, что качественное управление может изменить всю страну

Асылбек Кожахметов — президент Almaty Management University (AlmaU, бывший МАБ)
Фото: Андрей Лунин
Асылбек Кожахметов — президент Almaty Management University (AlmaU, бывший МАБ)

Сложно представить, что Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University (AlmaU, бывший МАБ), рискнул открыть его «прародительницу» – Алматинскую школу менеджмента – еще в конце 1980-х. Тогда советский колосс и плановая экономика казались нерушимыми, а частная предпринимательская инициатива – уделом отчаянных смельчаков. Что уж говорить о школе, учащей быть бизнесменом?

«Между тем в 1985 был принят Закон «О кооперации», хотя до этого действительно существовал запрет частной предпринимательской деятельности, – напоминает Кожахметов. – Считается, что каждый десятый человек по своей природе предприниматель. Это актуально даже для самых неразвитых с точки зрения бизнеса стран. Советский Союз как раз стал тому доказательством. Когда предпринимательская деятельность была разрешена, она стремительно стала набирать обороты».

В эти «обороты» затянуло и Кожахметова: в 1988 он ушел из КазГУ, где работал научным сотрудником на кафедре механики жидкостей, газа и плазмы, в школу менеджеров кооперативного объединения «Союз».
«Когда я уходил, заведующий кафедрой спросил: «Ты сам хоть понимаешь, что такое менедж­мент?» Ответил, что, если бы в 1975, когда поступал в вуз, была хоть одна хибарка с вывеской «Школа менеджмента», я бы туда пошел», – утверждает глава AlmaU.

«В КазГУ я должен был каждый раз получать подписи для поездок, скажем, в Челябинск, где заключал договоры. В главном корпусе сидела девушка, которая строго спрашивала: «А чего это вы в Челябинск так часто ездите?» Меня это возмущало. Положение, когда ты можешь достичь результата, но не распоряжаешься своей жизнью, пусть на свой страх и риск, меня не устраивало», – вспоминает собеседник.

Лечиться и учиться

В первое время обучение в АШМ представляло собой обычные курсы, на которые собиралось 8–10 человек. «Мы предлагали короткие курсы – по три-семь или десять дней. Я ходил по приемам ко вторым секретарям обкомов компартии разных областей, и, что самое интересное, они меня принимали, мы обсуждали вопросы повышения квалификации кадров для новой экономики. Особенно в Шымкенте (тогда – Чимкенте): там понимали необходимость обучения директоров области самостоятельной продаже своей продукции и новым методам хозяйствования.

 

Из первой поездки в Чимкент я привез 90 директоров различных предприятий. Курс был рассчитан на 21 день. Проводили мы его в санатории «Алатау». Полдня люди лечились, а полдня занимались», – улыбаясь рассказывает о тех «методиках» Кожахметов.

Что узнавали желавшие получить необычную для тех времен квалификацию менеджера? Обычные, на нынешний взгляд, вещи – юридические аспекты открытия предприятия, особенности уплаты налогов, внутреннюю составляющую себестоимости товаров. «Открылись десятки тысяч кооперативов. Для того чтобы отчитываться перед государством, им нужны были бухгалтеры нового типа, а они все работали на государственных предприятиях. Так что курсы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров пришлись очень кстати, – поясняет собеседник. – Надо было только представить в налоговую документарную базу, подтверждающую, что удостоверение об окончании курсов АШМ признается повышением квалификации в области бухгалтерского учета – иначе у слушателей не приняли бы отчетность. Мы такой документ сделали – его пришлось подписывать в самой Москве».

Через полгода на курсы в АШМ стали ходить уже по 200–300 управленцев кооперативов. Но положение школы все равно было неустойчивым, ведь в какой-то момент желающих могло оказаться мало. А преподавателям нужно было платить высокую зарплату. «Я им платил в 5 раз больше, чем в вузах, – вспоминает Кожахметов. – К тому же нужно было предлагать серьезный гонорар приходящим лекторам-предпринимателям, которые делились своим опытом со слушателями».

Фото: архив пресс-службы

В 1994-м случился поворотный момент: АШМ совместно с Ма­астрихтской школой менеджмента выиграли проект Всемирного банка «Повышение управляющей способности предприятия в период рыночной экономики». «Это была образовательная программа, в рамках которой осуществлялась и подготовка преподавателей. В 1995-м мы отправили 20 сотрудников, которые к тому времени выучили английский, в Голландию, Ирландию и Францию. Они прошли шестимесячную подготовку, а кое-кто и курсы MBA. По возвращении у них горели глаза, они увидели новую экономику и хотели преобразить Казахстан. Так мы решили, что надо открывать программу MBA у нас, ведь школа бизнеса не может без нее существовать», – рассказывает Кожахметов.

Продать в Алматы

В 1996 школа была преобразована в Международную академию бизнеса (МАБ) и объявила набор на первую платную годовую программу МВА со специализацией «Корпоративный менеджмент» на русском языке. «До этого MBA предлагал только KIMEP, – говорит Кожахметов. – Учили они на английском, бесплатно. При этом брали людей без стажа, которые только окончили вузы, потому что опытных предпринимателей или директоров с английским днем с огнем невозможно было найти».

Для МАБа тогда первостепенной задачей было адекватно перевести на русский литературу, где объяснялись принципы рыночной экономики. Такая переводческая деятельность напоминала работу садовника, которому нужно пересадить в новую почву экзотическое растение так, чтобы оно прижилось и начало давать плоды.

Первые студенты МАБа были уверены, что главное для предприятия – продать, и очень удивлялись, узнавая, что главное – это клиент. Открывали для себя маркетинг – знания о том, как произвести продукт, чтобы потребитель сам захотел его купить. «Разумеется, мы начали применять основной метод преподавания MBA – case study, то есть обучение на кейсах. Не начитывали теорию, а на каждом предмете рассказывали практический случай из реальной жизни. Конечно, эти случаи были несколько изменены под нужды обучения, но все-таки были настоящими, и в этом состояла их ценность, – говорит Кожахметов. – Чем еще хорош кейс? Тем, что ты вовлекаешь всю группу в обсуждение. Ведь MBA отличается от другого обучения тем, что 50% материала получаешь от однокашников. И в случае с МАБом это реально работало, ведь мы брали людей не со школьной скамьи: у нас было требование – стаж на управленческой должности не менее трех лет. В реальности же кто-то имел опыт 10–15 лет, средний возраст студентов составлял 33 года. У всех разный производственный, жизненный опыт, разный тип мышления, характер. И на проблему, решение задачи они смотрели по-разному. Это обогащало друг друга».

Сначала МАБ использовала западные кейсы, затем появились казахстанские, потом преподаватели стали издавать книги, «заточенные» под реалии местного ведения бизнеса. «Когда в те годы нас спрашивали: «Чем вы лучше другого вуза, где работают западные преподаватели?», мы отвечали: «Тем, что они учат, как продавать кока-колу в Амстердаме, а мы – как продавать ее в Алматы», – объясняет разницу Кожахметов.

Фото: архив пресс-службы

Рассказывая об успехе программы MBA от AlmaU (статус университета МАБ получил в 2014 и тогда же был переименован в Almaty Management University), он приводит два показателя. Во-первых, за все годы работы вуза степень MBA получили 4500 человек. Из них 10% пришли из квазигосударственного сектора, 90% – из реального бизнеса, причем 50% представляли малый бизнес и 40% – средний.

«Многие студенты или их руководство, которое оплачивало обучение, признавались мне, что оправдали вложенные деньги. Потому что даже выпускные работы магистров бизнес-администрирования представляют собой рекомендации, как улучшить их собственные предприятия по множеству направлений – от финансов до стратегического менеджмента. Эти советы обсуждены в группах с другими студентами, оценены и, если нужно, откорректированы преподавателями. Да, из 15 рекомендаций некоторая часть может быть не совсем пригодной для конкретного предприятия, зато три-четыре станут настоящими бриллиантами, которые навсегда изменят компанию в лучшую сторону», – утверждает Кожахметов.

Во-вторых, удачный кейс сотрудничества с международной группой компаний ENRC (сейчас ERG. – Прим. ред.). «Десять лет назад они решили обучить у нас тысячу менеджеров. К линейным менеджерам мы сами выезжали на предприятия (так дешевле выходило для заказчика), а «топов» они отправили учиться в Москву. Позже фондом «Самрук-Казына» наш проект по обучению менеджеров ENRC был признан лучшим HR-проектом. Оказалось, от него был получен эффект в $30 млн, притом что нам заплатили $1 млн. Более того, через пять лет они заказали нам программу обучения 500 человек и «топов» прислали тоже к нам, сказав, что мы учим не хуже, чем в Москве», – не без гордости вспоминает собеседник.

Старые мехи

Сейчас в AlmaU действуют несколько программ MBA. К примеру, General Management, который необходим, когда человек только начинает свою управленческую деятельность и у него еще нет мощной отраслевой направленности. Когда «отраслевые мускулы» уже наращены, можно выбрать одно из узких направлений: финансовый менеджмент, менеджмент здравоохранения и пр.

Можно получить степень DBA (Doctor of Business Administration). Претендующий на эту степень управленец должен перейти 40-летний рубеж стажа и глубоко понимать отрасль.

«Есть также программа Executive Management – короткий курс для людей, которые уже знают многие вещи. Она направлена на развитие в новых отраслях. Например, на таком курсе есть предмет «Управление будущим», в рамках которого рассматривается, какой будет экономика завтра», – говорит Кожахметов.

AlmaU работает с Тель-Авивским университетом, ведущим в мире по инновационным моделям бизнеса. «А кто лучше всего делает продуктовые инновации? Южная Корея. Поэтому мы сотрудничаем с KAIST (Korea Advanced Institute of Science and Technology), лучшим в Азии. А кто лидер по инновационным командам? Массачусетский технологический. Мы с ними пока работаем по программе MISTI – стажировки магистрантов MIT на инновационных предприятиях Алматы, но поставили новую задачу. Это будет программа для топ-менеджеров, потому что мы хотим, чтобы собственники и управленцы высшего звена не только поняли, что без инноваций никуда, но и получили мировые рецепты, как это сделать в Казахстане», – перечисляет собеседник.

Кожахметов как бы между прочим замечает, что его вуз на шаг опережает планы, которые строит правительство: «Государство говорит, что нам нужна инновационная экономика. Без инновационного менеджера мы не сможем таковую создать. Но у нас пока нет заказчика на программу «Инновационный менеджмент». Однако мы все равно ее готовим, поскольку уверены, что она будет востребована».

Фото: архив пресс-службы

Глава AlmaU вспоминает, как несколько лет назад было решено обучать за границей инженеров, которые на родине будут генерировать инновационные идеи и способствовать взлету казахстанских предприятий:

«Я же говорил, что это пустая трата денег! За рубежом инженеры увидят новые системы технологий и управления. Они вернутся с новой культурой мышления, но здесь встретятся со старыми менеджерами, которые смотрят на них как на функцию, а не как на источник инвестиций и развития. В итоге инженеры будут уходить на иностранные предприятия».

Кожахметов позитивно оценивает программу «Болашак». «Но плохо, когда эти ребята, как это иногда происходит, встраиваются в старую структуру и эксплуатируют ее ради своих возросших интересов. Лучше, когда структура перестраивается под них», – считает он.

Кроме того, по его мнению, необходимо обучить менеджеров, которые поймут потребности работников. Сегодня зачастую превалирует философия «я начальник – ты дурак». Но инновационная структура предполагает горизонталь, где все работают на проект, в котором нет начальников, а есть лидеры, где каждый сотрудник рассматривается не как потенциальный источник проблем, а как способ их решения. «Мы отходим от сырьевой экономики и стремимся к инновационной диверсифицированной среде. Но ее не будет, пока не появятся инновационные предприятия, где команды будут производить идеи, которые способны изменить Казахстан и весь мир», – отмечает Кожахметов.

Снимите гири

«Некоторые передовые предприятия, особенно из приграничных с Россией областей, по привычке рвутся учиться в Москве, но мы давно обогнали ее лучшие управленческие вузы. Не верите – посмотрите на наши мировые аккредитации и мировые рейтинги!» – горячится Кожахметов.

На сайте AlmaU в разделе «История успеха» аккуратно ведется летопись вуза, с перечислением множества наград, сертификатов, дипломов. Но, похоже, основатель больше всего гордится международной аккредитацией АМВА (Association of MBA's, UK). «Мы – единственные в Центральной Азии получили такую же аккредитацию, что и Гарвард», – подчеркивает собеседник.

При этом он считает, что его вуз, да и другие казахстанские, могут давать более качественное образование: «Нам говорят: «Бегите быстрее!» Но мы-то бежим с гирями на ногах – стандартами образования от МОН, тогда как университеты других стран – в «адидасах». Я не прошу «адидасы» – только скинуть гири, я и в китайских кроссовках Финляндию догоню. Мне отвечают: «Вон в том вузе разгильдяи. Как мы гири уберем?» Но вы же министерство, сделайте так, чтобы у вас мерило было не одинаковое для всех. «О, такое трудно создать», – разводят руками. А как вы хотите? Это и есть ваша компетенция – разработать гибкое мерило для сильных, средних и слабых вузов. При этом создайте систему, когда заведение может переходить из одной категории в другую, тогда у каждого появится стимул что-то менять».

К слову, AlmaU хочет совершить очередной рывок – войти в топ-200 лучших бизнес-школ мира – и просит у МОН под это деньги, хотя бы десятую часть тех средств, которые идут на финансирование вузов. «Однако нам отказывают, так как мы частный вуз, – сокрушается Кожахметов. – Но ведь мы учим казахстанцев! Мы получим финансирование, а они – образование мирового качества!»

Собеседник вновь садится на своего любимого конька: «Нужно развитие менеджмента ставить на первое место, чтобы правильно управлять процессами не только в бизнесе, но и в госсекторе, в гражданском обществе». На шутливое замечание: «Вы, похоже, считаете, что менеджмент – всему голова» – Кожахметов абсолютно серьезно отвечает: «Так и есть. Это мое глубокое убеждение. Только при развитии менеджмента страна идет вперед».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить