Война в Украине обостряет ситуацию на рынке онлайн-образования в Казахстане

Стоит ли и дальше ожидать бума в сфере edtech-образования

События в Украине и вызванные ими ограничительные политические и экономические меры в отношении России серьёзно повлияли и на перспективы онлайн-образования в СНГ. Если в конце прошлого года лидеры рынка отмечали ударные темпы роста и строили масштабные планы на будущее, то после 24 февраля ожидания стали более пессимистичными.

По оценке агентства Smart Ranking, выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России в 2021 году составила 73 млрд рублей, это на 70% выше показателей 2020 года. Ещё в январе участники рейтинга прогнозировали рост в 2022 году на 50-70%, но теперь большая часть опрошенных ожидает, что рынок или останется на том же уровне, или упадёт вдвое.

Учитывая, что основные российские компании в последнее время активно осваивали казахстанскую аудиторию (Skillbox, «ИнтернетУрок», Skyeng и другие), тесня позиции наших игроков, складывающаяся геополитическая ситуация, несомненно, повлияет и на динамику роста местного рынка онлайн-образования и других сегментов EdTech. Вопрос в том, какие в этом для нас имеются риски и возможности?

По поводу негативных последствий, как уже отмечали казахстанские эксперты, в условиях единого интеграционного процесса существует вероятность того, что санкции коснутся и нас. Понятно, что рынок образования в целом не может остаться в стороне. Снижение покупательской способности и вынужденная экономия могут сменить приоритеты у основной части целевой аудитории, когда получение дополнительного образования будет отложено на неопределённый срок. В этой связи усилится маркетинговая борьба за сохранившуюся часть клиентов, а местные бизнесмены пересмотрят стратегии развития.

Одним из рисков видятся и возможные ограничения в работе интернет-сервисов, причиной которых может стать, к примеру, усиление государственного регулирования. Под принимаемый законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации» подпадают фактически все популярные социальные сети и мессенджеры, являющиеся основными рекламными инструментами для любого технологичного бизнеса, и особенно для компаний EdTech. Чтобы снизить проблемы от вероятных отрицательных сценариев, онлайн-предпринимателям предстоит уделять больше внимания развитию альтернативных каналов продвижения.      

Анар Жансерикова
ФОТО: из личного архива
Анар Жансерикова

Несмотря на кажущуюся стагнацию в регионе, Казахстан, следуя мировой тенденции, продолжает переживать бум всевозможных онлайн-курсов и тренингов. Регулярно открываются новые виртуальные академии и школы, как частными лицами, так и в корпоративном секторе. У Казахстана сохраняются хорошие темпы для дальнейшего роста, а вследствие некоторой передышки в конкурентной борьбе с российским бизнесом у нас появляются даже новые возможности. Сейчас самое время инвесторам вкладываться в местные стартапы, у которых есть шансы на экспансию, как минимум в соседние страны.   

Перед государством в этом вопросе стоит большой вызов – улучшение инвестиционного климата, защита прав предпринимателей, поддержка инициатив профессионального сообщества. Будем надеяться, что озвучиваемые реформы позволят казахстанским проектам, в том числе из сферы EdTech, динамично развиваться, вырастая в настоящие компании-единороги.

Что касается самих участников рынка, им необходимо усиливать подушку безопасности, сокращая расходы на экспериментальные направления, вкладываясь в проверенные технологии, команду и сервис.      

Анар Жансерикова, эксперт в сфере образования

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
23092 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить