Воины Кайдзен

19687

Нефтяники и банкиры учат студентов зарабатывать миллионы

Хороший бизнес-тренинг в Казахстане стоит в среднем от $1000 (отечественный преподаватель) до $3000 (занятие с иностранцем). Однако существует и практика, когда топ-менеджер нефтя ной компании читает в Алматы лекцию на английском языке абсолютно бесплатно.

Никак не афишируя своей деятельности, руководители НК «КазМунайГаз», ENRC, банка Credit Suisse, Цеснабанка, Казкоммерцбанка, Банка развития Казахстана, компании «Казахстан темир жолы», юридической фирмы «Грата» — всего 20 человек — делятся со 100 студентами-старшекурсниками КазНУ и Евразийского национального университета своим опытом.

Лекторы работают в рамках двух независимых друг от друга проектов с начала 2009 года — «Открытая кафедра» Ассоциации выпускников британских вузов (руководитель Берик Диханбаев) и студенческого экономического бюро «Жас маман» («Молодой специалист»).

Фото: Андрей Лунин
Дауржан Аугамбай

Фактически мы растим кадры под себя на будущее.

На вопрос о дивидендах попечитель попечительского совета «Жас маман» Дауржан Аугамбай отвечает так: «Сейчас в Казахстане не хватает специалистов, и мы создаем кадры для будущего рынка. Фактически мы растим кадры под себя, ведь бывший студент рано или поздно устроится на работу и в итоге мы где-то с ним пересечемся. С ним будет проще работать, потому что мы заложили в него свою основу и поделились с ним своим опытом. Мы друг друга понимаем, и это делает нас командой единомышленников, разбросанной по всем секторам рынка. Корысти в этом нет — если вузы нам и пытаются заплатить какие-то деньги, то мы пускаем их на покупку литературы для тех же студентов».

Идея нести практические знания в студенческие массы родилась, со слов Дауржана, когда он работал в одной финансовой компании в Астане. Студенты приходили на практику, и в процессе интервью выяснялось, что у них очень слабая база. «Ребята были откровенно «сырыми» и мы стали им советовать, как вести себя на собеседованиях, — вспоминает Аугамбай. — Потом советы переросли в чтение регулярных лекций на базе Евразийского национального университета, а спустя некоторое время было создано студенческое экономическое бюро».

Впоследствии выяснилось, что ступор, в который впадали студенты на интервью, не самая большая проблема. Читая ребятам «Оценку проектов», «Корпоративные финансы» или «Исламское финансирование», лекторы выяснили, что студенты не знают основ, например бухгалтерского учета.

«Одна из наших ошибок — мы переоценили уровень преподавания в наших вузах и сейчас учим слушателей с азов. А то мы им показываем такие гламурные вещи, которым они не найдут применения на практике без знания основ», — говорит один из лекторов «Открытой кафедры» вице-президент казахстанского филиала банка Credit Suisse Гани Токсанбаев.

Фото: Андрей Лунин
Гани Токсанбаев

Уровень образования многих сегодняшних студентов слишком низок, чтобы они могли воспринимать актуальные идеи — таково мнение многих лекторов. Взять, например, случай на IV Астанинском экономическом форуме, где выступал нобелевский лауреат Джон Неш. После часовой лекции к одному из наших героев подошли несколько студентов и спросили, о чем он, собственно, говорил...

Бизнесмены преподают основы современного ведения бизнеса. Например, советник генерального директора АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» Рос Стоуби рассказывает, как выстраивать стратегический менеджмент в больших компаниях. Так как он преподает на английском языке, студенты подтягивают свой английский. Помимо этого, студенты прослушали практический курс лекций об инструментах с фиксированной доходностью, о сделках слияний и поглощений в нефтегазовом секторе, об особенностях розничного банкинга, о маркетинге в банковском секторе.

Фото: Андрей Лунин
 
Студентам-магистрантам факультета экономики КазНу Олжасу Мухтарову и Азамату Таубасову читают лекции топ-менеджеры крупнейших казахстанских компаний
 
Фото: Андрей Лунин

 

Директор департамента корпоративного развития АО «РД «КазМунайГаз» Алихан Байдусенов прочитал лекции на тему: «Практика стратегического планирования», в которой он рассказал о таких методах и инструментах СП, используемых им на практике, как бенчмаркинг, модель «5 сил» Портера. Студенты также прослушали об основных методах стратегического планирования, таких как PEST- и SWOT-анализ, матрица Бостонской консалтинговой группы.

Обычные предметы иногда преподносятся студентам с необычной стороны. Менеджмент рассматривается в разрезе учения кайдзен — японской философии непрерывного совершенствования процессов производства, что очень нравится слушателям. Вообще, преподавать именно то, что нравится студентам, — один из принципов работы групп, основанный на следующем постулате кайдзен: «Отталкивайтесь от потребителя». Этот принцип работает как сетевой маркетинг: каждый заинтересованный студент приведет еще троих.

«Университетским преподавателям с их теоретическим багажом не хватает практики, поэтому на их лекциях  иногда бывает скучно. Хотя без теории сейчас никуда», — явно скрывая сильное волнение, высказался студент-магистрант факультета экономики КазНУ Азамат Таубасов.

Олжас Мухтаров, тоже магистрант КазНУ, добавил: «Между преподавателем и студентом классического университета уже изначально есть барьер, некая скованность в общении. А с этими лекторами мы можем выходить за рамки обсуждаемого предмета».

После блиц-высказывания студентов возникает неловкая пауза, которую прерывает Гани Токсанбаев: «Вы не смотрите, что они по-русски не очень хорошо говорят. Видели бы вы, как они решают задачи, на лету схватывают идеи, даже на английском! Я сам в 21 год был как Азамат — приехал из аула. Но мне повезло — я всю жизнь учился в лучших университетах, а теперь хочу донести до ребят, что не имеет значения, где вы выросли, на каком языке говорите, главное — если есть мозги и желание,  можно добиться всего. Попадаются и такие, кто не хочет учиться, их я не понимаю. Ведь, по сути, мы индивидуальные тренеры».

«Мы гордимся четырьмя нашими студентами, которые участвовали в конкурсе «20 лучших выпускников Казахстана», проводившемся АО «Евразийский банк» в 2010 году, и вошли в список 50 лучших выпускников Казахстана. Один из наших жасмамановцев, Асат Ашаманов, попав в список 20 лучших выпускников, был трудоустроен в АО «Евразийский банк», — добавил Аугамбай.

Бизнесмены-филантропы поделились любопытным наблюдением: чем выше человек по рангу, тем реже от него можно услышать отказ почитать лекции и, наоборот, мелкие функционеры зачастую задают вопрос: «Зачем мне это нужно?» Видимо, социальная ответственность бизнеса перед обществом в том и заключается, чтобы без особой PR-огласки помогать там, где твоя помощь необходима, а не вкладывать миллионы в расклейку пустых лозунгов на билбордах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить