Великолепный результат

36088

За 20 с лишним лет ученики казахско-турецких лицеев завоевали более 12 тысяч медалей на олимпиадах

Абдуррахман Сел курирует образовательную часть деятельности КТЛ

55-я Международная олимпиада по математике (International Mathematics Olympiad, IMO), прошедшая в начале июля в Кейптауне, принесла нашей стране шесть медалей разного достоинства, три из которых заработали ученики казахско-турецких лицеев (КТЛ). Об истоках стабильных успехов представителей системы заведений, построенных по типу Итонского колледжа – школы-пансиона для одаренных подростков, – Forbes Kazakhstan побеседовал с вице-президентом фонда KATEV Абдуррахманом Селом, курирующим образовательную часть деятельности КТЛ.

«За прошедшие более чем 20 лет с появления первого КТЛ в Казахстане нашими учениками завоевано свыше 12 тысяч медалей на областных, республиканских и международных олимпиадах. Причем более 1500 из них – награды международного образца. Если верить статистике, то каждый второй ученик КТЛ завоевал хотя бы одну медаль, – не без гордости отмечает собеседник и тут же скромно добавляет: – Конечно, это не только наша заслуга, а в первую очередь результат стараний самих учеников, их родителей».

15 кандидатов на место

Хороший уровень знаний и успеваемости лицеистов довольно легко объяснить, учитывая, что в КТЛ собраны едва ли не лучшие из казахстанских школьников. Чтобы поступить в лицей для одаренных детей, необходимо пройти жесткий отбор. На одно место в среднем приходится 15 претендентов, в зависимости от региона.

Отборочный тур проходит в два этапа. Первый состоит из экзамена по математике и логике (своеобразный аналог IQ-теста). Показавшим лучший результат в ходе второго этапа предоставляется возможность недельного пребывания в лицее, на основе которого учителя выявляют наиболее талантливых по нескольким критериям, в том числе открытости, трудолюбию, внимательности, коммуникабельности и т. д. «В этом году мы ожидаем, что заявки на поступление в наши лицеи подадут более 25 000 учеников. У нас есть возможность принять 1500 из них», – сообщает Сел. 

Высокие стандарты обучения различным предметам совмещены с параллельным изучением сразу четырех языков. Кроме того, на английском языке осуществляется преподавание естественных дисциплин, таких как математика, физика, химия, биология и информатика, на казахском – история Казахстана, география, казахская литература, на русском – русская литература, на турецком – всемирная история.

Такая лингвистическая диверсифицированность школьного курса призвана расширять умственные способности учеников, что, соответственно, дает более высокие результаты, нежели в других, в том числе языковых, школах. 

И, конечно, большой упор делается на точные науки.

Новые предметы

В то же время вице-президент KATEV подчеркивает, что, помимо побед отдельных выдающихся учеников на различных конкурсах, очень важно поддерживать стабильно высокий средний уровень знаний всех учащихся, а также всегда идти в ногу со временем.

«Наша первостепенная задача – улучшение качества знаний ребят и поддержания их на высоком международном уровне, именно поэтому у нас есть договоренность о сотрудничестве, к примеру, с Оксфордским университетом. Также в целях улучшения знаний мы два года назад ввели новый предмет – PBL (project based learning – обучение на основе проектов), помогающий ученикам составлять всевозможные презентации по естественным наукам. Причем суть предмета – в применении не только теоретических знаний, но и практических навыков», – рассказывает Сел.

Помимо этого, в планах KATEV – ввод новых дисциплин в программу обучения, таких как робототехника и распространенный в европейских школах предмет enriched education, что можно условно перевести как «интеллектуальное образование». Суть предмета заключается в проведении различных игр на проверку знаний, смекалки и логики.

Казахстанское содержание

Открывшиеся в 1992 году как результат соглашения между Нурсултаном Назарбаевым и Тургутом Озалом о сотрудничестве в области развития казахстанского образования первые казахско-турецкие лицеи на сегодня развились в сеть из 29 учебных заведений, Университета имени Сулеймана Демиреля, экономического колледжа в Таразе, начальной школы «Шахлан» в Алматы и международной школы «Нур-Орда».

В начальный период учителями в школах сети были ведущие турецкие преподаватели, однако по прошествии времени постепенно доля местных учителей в педагогическом составе увеличивалась. 

«К примеру, еще в начале 2000-х годов в КТЛ было всего шесть казахстанских преподавателей, которые вели уроки на английском языке – математику, химию, физику, биологию и информатику. На текущий момент все воспитатели, а также почти 85% учителей и сотрудников администраций школ – граждане Казахстана, – отмечает собеседник и добавляет: –Наш фонд также занимается повышением квалификации преподавателей – мы отправляем их на всевозможные семинары, тренинги как внутри страны, так и вне Казахстана». 

КТЛ – казахстанские школы

Недавнее заявление Министерства иностранных дел Турции о якобы намерении закрыть все турецкие школы за границей, в том числе и КТЛ, вызвало неоднозначную реакцию как у руководства заведений, так и со стороны учеников и бывших выпускников, однако Сел опровергает эти слухи. «На самом деле мы тоже после этого заявления были немного обескуражены, однако следует учитывать, что в Турции скоро будут проводится выборы, и, по моему мнению, все эти слова в большей степени относятся к политическим играм. КТЛ находятся под управлением Министерства образования и науки Казахстана, и заявление министра иностранных дел Турции, в принципе, в данном случае не имеет значения. Поэтому вопрос о закрытии вообще не стоит, так как КТЛ – это казахстанские школы», – заверяет собеседник.

Что касается финансовой части, то основное финансирование КТЛ идет со стороны местных бюджетов, которые обеспечивают их нормальную работу.

«Те средства, которые мы взимаем с родителей учеников, – это не плата за обучение, а в большей степени плата за обеспечение детей питанием и в некоторых случаях за покупку дорогостоящих иностранных учебников, – поясняет вице-президент KATEV. – Суммы, которые вносят родители, разнятся от лицея к лицею, потому что возможности местных бюджетов не безграничны. Где-то им приходится вносить 100%-ную оплату за еду, а в некоторых лицеях – всего 20%. Также мы смотрим на благосостояние семей, и те, у кого нет такой возможности, учатся у нас бесплатно».

Помимо этого, есть и спонсорская помощь, которую оказывает KATEV как международный фонд. «Наш фонд занимается привлечением средств сверх того, что исходит из местных бюджетов. Можно сказать, что это extra-поддержка, осуществляющаяся в том числе за счет вливаний частных фирм из Турции и помощи компаний наших выпускников», – говорит Сел.  

В качестве примера он рассказывает, что один из бывших учеников в честь празднования 20-летия КТЛ полностью оборудовал компьютерный класс в одном из лицеев. «И таких случаев довольно много», – улыбается собеседник. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить