Как открыть частную школу с нуля и довести её выручку до 260 млн тенге в год

43717

Умение выдерживать госстандарты и при этом сохранять внутреннюю свободу является не единственной причиной успешности проекта

Фото: Андрей Лунин

«Был май 1994. Я стояла под цветущей яблоней и говорила на камеру одного из телеканалов: «Уважаемые родители! У вас есть возможность привести детей в интересную школу, где дети будут находиться с восьми утра до шести вечера, у них будет четырехразовое питание. Они получат хорошую подготовку по государственному стандарту и возможность 15 часов в неделю изучать английский язык», – вспоминает свое первое публичное выступление бессменный директор и один из учредителей алматинской «Новой школы» Тамара Инюшина. В тот год к 1 сентября частное заведение смогло собрать под своей крышей 80 учеников начальной школы.

Английская методика

К моменту создания «Новой школы» у Инюшиной, окончившей факультет биологии КазГУ (сейчас КазНУ им. аль-Фараби), было три десятка лет успешного педагогического опыта. Но государственная система – это узкий пиджачок для креативных преподавателей, у которых за плечами собственные авторские программы. Переполненные классы по 35–40 человек не позволяют даже заикаться об индивидуальном подходе. А частная школа – это шанс осуществить свои планы.

«Кроме того, у населения появилась потребность в изучении иностранных языков. К тому времени мы познакомились с новой программой известного ученого-лингвиста доктора Ховарда «Английский – мой второй язык», предполагающей метод погружения, – рассказывает собеседница. – Из уст старшей дочери, также педагога по образованию, прозвучала идея: «Почему бы тебе не создать свою частную школу?»
Инюшина прислушалась к предложению, собрала нескольких единомышленников и открыла с ними на базе одного из детских садов Алматы школу с уставным капиталом 1 тыс. тенге. Садик принадлежал АО «Мерей», с которым был заключен договор аренды.

Тамара Инюшина четко понимала, как нужно учить по-новому. «К нам привели своих детей те, кто работал с утра до ночи на рынках, кто открывал свои предприятия, банки, – рассказывает она. – Мы привлекали тем, что использовали новые технологии преподавания английского языка – занимались по 15 часов в неделю. После групповых занятий школьники индивидуально работали в отделенных друг от друга пространствах, наподобие тех, которые мы сейчас видим у банковских служащих. В рабочих тетрадях они находили новые слова, разукрашивали их, рисовали. Школу буквально наводнили родители, которые приходили смотреть, как по-новому ведутся занятия».

«Новая школа» широко использовала методику погружения в язык до середины нулевых. Вышедшие из ее стен ребята (первый выпуск состоялся в 2004 году) знали язык на серьезном уровне и укрепили репутацию учебного заведения. «Мы получали благодарственные письма из КИМЭПа и КБТУ за хорошую подготовку наших выпускников, – не без гордости отмечает Инюшина. – И это притом, что мы не отбираем учеников – к нам приходят разные дети».

Руководители школы чутьем поняли, что увлечение английским – временное явление, что у общества появится потребность в специалистах, которые умеют аналитически мыслить, будут знать основы математики, разбираться в биологии, химии. Поэтому сейчас в старших классах «Новой школы» делается упор на точные и естественные науки (языки, конечно, тоже не остаются без внимания). Выпускники предпочитают поступать в технические вузы. Всего за последние 10 лет 48 воспитанников «Новой школы» поступили в университеты, входящие в топ-100 вузов мира по версии QS. По результатам ЕНТ-2015 учебное заведение вошло топ-5 среди частных школ.

Открытый счет

В 1990-е школа несколько раз проходила процедуру лицензирования, как того требовало действующее в ту пору законодательство. В 2000 получила лицензию на постоянную деятельность. «Она дает нам право на определенную свободу при условии выполнения государственного стандарта. Мы приобретаем казахстанские учебники, но никто не мешает нам добавлять другие для более глубокого изучения предметов. Так что покупаем кембриджские, российские пособия, широкий список научно-популярной литературы», – говорит Инюшина.

Фото: Андрей Лунин

Умение выдерживать госстандарты и при этом сохранять внутреннюю свободу является не единственной причиной успешности проекта. Еще одна составляющая – низкая текучесть кадров: из 40 учителей «Новой школы» 23 работают в учреждении 15 и более лет. На вопрос, чем удается удерживать педагогов, директор отвечает: «Даем человеку раскрыться, испробовать свою методику». В школе 23 учителя высшей категории, 17 – первой. Для сотрудников периодически проводятся курсы повышения квалификации. Кроме того, они получают зарплату в 1,5–2 раза выше, чем в государственных заведениях. Если учитель начальных классов в госшколе получает 80–90 тыс. тенге, то в «Новой» – около 200 тыс. При этом ежегодно на 10–15% индексируется зарплата. На фонд заработной платы уходит львиная доля доходов школы – 65% (выручка с сентября 2015 по июнь 2016 составила 262 млн 700 тыс. тенге).

«Нашим преподавателям выделяется определенная сумма на поправку здоровья, когда они уходят в отпуск, помимо собственно отпускных. За счет компании учителя путешествуют по странам СНГ (такие экскурсии предусмотрены и для учеников), – перечисляет Инюшина. – Три раза в год сотрудники имеют премии. Каждый из них (в штате 72 человека) получает поддержку в виде, например, витаминных подарков – мандарины, яблоки, апельсины. Плюс серьезное вознаграждение по итогам олимпиад – до 200 тыс. тенге».

Сотрудники и родители легко могут посчитать доходы школы: в среднем ученики платят по 112 тыс. тенге в месяц (существует система скидок для семей, обучающих здесь двух и более детей). Столь же прозрачны расходы: на ремонт (капитальный или косметический), питание (заключен договор с ИП, которое организует четырехразововое питание для начальной школы и трехразовое для среднего и старшего звена), развозку (доставку учеников по 15 маршрутам осуществляет сторонняя компания), приобретение учебников, интерактивных досок, компьютеров (на основные средства в 2014/15 учебном году было потрачено 3 млн 369 тыс. тенге) и т. д. Нужно также учитывать, что школьники дополнительно занимаются шахматами, хореографией, музыкой, изобразительным искусством.

«Наше учебное заведение называется «Новая школа». Это значит, что мы берем на себя обязательство всегда идти в ногу со временем»

Активнее всего проект на рынке продвигали сами родители: они рассказывали знакомым о «Новой школе», те приводили своих детей. Число учеников росло: к примеру, в 2009/10 учебном году их было 205, в нынешнем – 280. «Родители знают, что мы никогда необоснованно не повышаем плату за учебу, – утверждает директор. – Контракт заключаем на год, в течение этого времени сумма не меняется. К увеличению стоимости (ежегодно примерно на 10–15%) готовим заранее. Сейчас вот приходят и спрашивают: «Будет ли повышение?» Да, будет. Оно связано с удорожанием коммунальных услуг, стоимости товаров народного потребления и учебной литературы, продуктов питания и профилактического медобслуживания».

Новый этап

В 2006 «Новая школа» перешла под оперативное управление компании Gateway Ventures. «Сейчас я только генеральный директор. Соучредители, которые начинали со мной, давно вышли из проекта», – поясняет Инюшина. По ее словам, управляющая компания только способствует развитию школы. Например, выстроила для учебного заведения здание площадью 2,5 тыс. кв. м выше озера Сайран.

В ближайшем будущем, надеется собеседница, общая школьная площадь увеличится. Но ей рост нужен в первую очередь не для получения прибыли – так она сможет дать большему количеству детей качественное образование. «Если служить делу, то дело будет служить тебе. А если будешь преследовать только личные материальные интересы, то успеха не будет, разве что в краткосрочной перспективе», – озвучивает свое кредо педагог по призванию, которое помогло ей создать успешный бизнес-проект.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить