В Астане обсудили обновлённое содержание образования

16109

В столице при участии вице-министра науки и образования Асхата Аймагамбетова прошёл республиканский семинар-тренинг на тему «Критериальная система оценки: практика, задачи, будущее» по итогам 2017-2018 учебного года

Фото: архив пресс-службы акима

Почти 400 учителей и специалистов сферы образования собрались для обсуждения эффективности обновлённого содержания образования, которое поэтапно внедряется в школах страны с 2016. На мероприятии, прошедшем в новом формате, шла речь о первых успехах новой программы и вопросах, над которыми необходимо работать в дальнейшем.

В семинаре-тренинге приняли участие координаторы школ по обновлённому содержанию; педагоги, работающие в 5 и 7 классах; заместители управлений образования областей и городов Астаны и Алматы; руководители областных, городских, районных методических центров и кабинетов; специалисты отделов образования.

Собравшиеся обсудили итоги критериального оценивания и внедрения обновлённого содержания образования.

В стране поэтапное внедрение обновлённого содержания образования началось с 2016-2017 учебного года. На сегодняшний день это является актуальной темой в системе образования. По словам вице-министра науки и образования Асхата Аймагамбетова, в этом году по новой методике начали работать 1, 2, 5, 7 классы. Если в первую очередь по этой программе обучались начальные классы, то в нынешнем году к их числу присоединились 5-7 классы. Таким образом, новая программа до 2020 будет внедряться поэтапно.

В 2018-2019 учебном году к новой программе подключатся ещё и 3, 6, 8 классы, а в предстоящем новшества будут внедрены в 4, 9, 10 классах. Затем программа начнёт работать и в 11-х классах.

Стоит отметить, что развитые страны начали обновлять содержание образования ещё 20-30 лет назад.

Вице-министр науки и образования Асхат Аймагамбетов в ходе обсуждения оценил нововведение с точки зрения родителей:

- Наше аналитическое исследование доказывает важность и эффективность обновлённого содержания образования. Это доказывают пилотные школы – 30 школ апробируют новые программы с 2015. За три года успеваемость детей, обучающихся по этой программе, возросла в два раза. Благодаря новой программе меняются не только учебники, но и система оценки, система преподавания.

Внедрение новшеств во всех сферах всегда идёт с определёнными трудностями, они воспринимаются по-разному, и для полного понимания этого, конечно, нужно время. Главная цель программы - повысить конкурентоспособность, функциональную грамотность, обеспечить детям должное образование и привить им необходимые качества и ценности.

Прошедший семинар-тренинг помог наладить открытый диалог об эффективности внедрения обновлённого содержания образования в школах. Выявил вопросы, по которым нашим педагогам нужна разъяснительная работа и дополнительные методические рекомендации.

- Для нас важно выслушать мнения, предложения и вопросы учителей. Мы организовали мероприятие не для того, чтобы просто собрать коллег, читать им доклады и за счёт этого получить с их стороны поддержку, задача мероприятия - обозначить проблемные вопросы в данном направлении, - сказал вице-министр.

Глава государства в этом году в Послании народу Казахстана поручил повысить на 30% заработную плату учителям, обучающим школьников по обновлённому содержанию образования.

По словам вице-министра, согласно этому с 1 января к зарплате учителей, обучающих учеников по обновлённой программе, была сделана 30-процентная надбавка. Кроме того, с 1 сентября нового учебного года по новой системе аттестации все учителя, в соответствии с полученной квалификацией, могут получать от 30 до 50% прибавки к зарплате.

Об этом также глава государства говорил в своём послании: «Поручаю ввести в 2018 году новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрыва между категориями. Категории необходимо присваивать через Национальный квалификационный тест, как это делается во всём мире. Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию. В результате, в зависимости от подтверждённой квалификации, в целом заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%. Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить 67 миллиардов тенге».

Обновлённое содержание - это современные образовательные программы, ориентированные на функциональную грамотность школьников, трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, адаптация программ для реализации в условиях общеобразовательных школ.

Директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Шолпан Каринова считает, что новая программа создаёт условия для самостоятельного поиска и получения информации, применения её в обучении и на практике.

Как поясняет специалист, в прежней системе знания ученика оценивались по 5-балльной шкале. А критериальное оценивание - это система оценивания, ведущая ученика к достижениям. Он состоит из двух частей: формативное оценивание (формирующее) и суммативное оценивание (совокупное). Проще говоря, в формативном оценивании нет цифровых оценок: «5», «4», «3» или «2». Учитель оценивает устную или письменную работу ученика и вместо оценок в дневнике либо в тетради излагает соответствующее мнение. Эту запись видят родители, и таким образом устанавливается обратная связь. Выражая своё мнение, учитель должен, рассказывая о достижениях ребёнка, разъяснить, что усвоил ученик за урок и какие стороны ему надо развить на следующих уроках. Такой вид оценки не отражается в журнале.

А суммативное, точнее совокупное оценивание, - это оценка, которую выставляют после завершения определённой темы/главы, раздела либо четверти, а в конце учебного года выставляется итоговая оценка. Во время совокупного оценивания ученику даются задания по темам, освоенным урокам, и затем ставится оценка по мере освоения им темы. То есть, как мы понимаем, формативное оценивание производится в виде ежедневного обсуждения пройденного урока, а суммативное оценивание - это совокупная оценка, которую ставят после нескольких уроков либо в конце четверти.

Учитель начальных классов из Мангистауской области Наталья Некрасова в течение трёх лет преподаёт в пилотном режиме по обновлённому содержанию образования и рассказывает об эффективности новой программы.

- Обновлённое содержание образования, по сравнению с традиционным обучением, развивает детей с творческой стороны, расширяет границы познания. Между учителем и учеником устанавливается обратная связь. Особенно эффективна новая форма оценивания, она объективна для учеников и их родителей. Она даёт возможность ребёнку видеть свои достижения и способствует саморазвитию. Что интересно, дети сами хотят приходить в школу. И родители это подтверждают, - говорит Наталья Некрасова.

Фасилитационная сессия (процесс группового обсуждения, решения проблем и планирования, дающий качественные результаты в сжатое время), мастер-классы и работа в группах дали возможность каждому участнику семинара-тренинга проявить себя в обсуждении актуальных тем и выразить своё мнение относительно обновлённого содержания образования.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить