В Алматы собирают деньги на клуб робототехники для неслышащих детей

8033

Мама двоих детей с проблемами слуха решила организовать класс юных инженеров робототехники при интернате №1

Фото: Архив пресс-службы

Жительница Алматы Тамара Стрельникова через республиканскую федерацию «КазРоботикс» инициировала проект клуба робототехники на базе интерната №1 для неслышащих детей. Через краудфандинговую платформу start-time.kz Тамара собирает деньги на покупку компьютеров. Цена вопроса – 600 тыс. тенге.

Тамара Стрельникова
Тамара Стрельникова

Столь небольшую сумму для покупки 10 компьютеров волонтёр объяснила тем, что для обучения детей вполне подходят современные компьютеры на ОС Linux, которая не требует приобретения лицензии. Такой опыт развития детей широко применяется в Европе и поддерживается Агентством стратегических инициатив России.

- Неслышащим детям необходимо заниматься программированием, робототехникой. Современные технологии – это отличная возможность устранить коммуникационный барьер, — объяснила важность проекта Тамара Стрельникова. 

Она рассказала, что, в отличие от Казахстана, в соседней России STEАM (S - science, T - technology, E - engineering, A – art, M - mathematics) в среде дополнительного образования активно развивается не первый год, поэтому уже накоплен большой опыт включения в инклюзивные группы юных робототехников детей с особыми возможностями здоровья. Но существует отдельный опыт в Казахстане — образовательная робототехника набирает обороты, но только не в коррекционных учреждениях. Являясь независимым экспертом по программно-методическому обеспечению STEMEC-проектов, Тамара знает о необходимости адаптации учебных программ и выборе комфортного для обучения таких детей оборудования.

- Неслышащие дети, как правило, привязаны к интернату, в котором учатся, ведь многие из области, а не из самого города, где находится учреждение. Поэтому внешние кружки для них, как правило, имеют сложность в доступности, — поделилась своим мнением Тамара. — Атмосфера интерната, в которой дети «варятся», - это те связи, интересы и увлечения, которые они дальше понесут с собой в жизнь. Поэтому появилась идея создать ячейку увлечения техникой на базе интерната.

У Тамары четверо детей, двое младших – инвалиды по слуху. В сентябре один из них пошел в нулевой класс интерната №1 для неслышащих детей, и она предложила директору организовать клуб робототехники. Руководитель учреждения инициативу поддержал.

Идею одобрил республиканский учебно-методический центр дополнительного образования при Министерстве образования, поддержало управление образования Алматы. На основе подписанного меморандума о сотрудничестве между интернатом и федерацией Казроботикс в середине декабря инициаторы начали искать спонсоров для оборудования класса. Компания Ak Cent Micosystems, например, подарила интернату 4 конструктора MakeBlock. 

Пока, не имея достаточного оборудования, клуб юных инженеров робототехники будет разделен на группы: одна будет заниматься в интернате с имеющимися 4 комплектами конструкторов, вторая в сопровождении сурдопереводчика будет выезжать во Дворец школьников для занятий в MakeLab, о чем уже есть договоренность с городским научно-методическим центром новых технологий в образовании. Пока же ребят уже ждут для участия в международном фестивале Roboland в конце марта.

- Когда мы разрабатывали план фандрайзинга, отдельно выделили краудфандинг именно на сбор средств для покупки компьютеров. Мы хотим показать детям, что им помогают не только обезличенные компании-спонсоры, но и конкретные люди: краудфандинговая платформа позволяет увидеть наших вкладчиков. Мы хотим показать детям, что мир для них открыт, что наши люди готовы и хотят поддержать их в том, чтобы дети стремились стать успешными, — рассказала Тамара.

Краудфандинг – один из способов финансирования проекта. Так как клуб робототехники и юных инженеров требует сложного оборудования и дорогостоящих конструкторов, на одних компьютерах всё не заканчивается.

Есть и дополнительные образовательные сложности, не связанные с финансированием. Так, по словам Тамары Стрельниковой, дети в интернатах для неслышащих не изучают английский язык, базовое знание которого необходимо для обучения программированию и возможности быть «на гребне волны» технологий.

- Мы сами не ожидали, что перед нами появится дополнительная задача — решить вопрос с изучением английского языка как минимум на уровне технической терминологии. Уже в процессе мы ищем и генерируем способы и методические инструменты, чтобы в программу по инженерному обучению неслышащих детей включить дополнительное обучение английскому языку, — поделилась волонтёр своими переживаниями.

В Казахстане, по словам Тамары Стрельниковой, существует большая потребность в педагогах, обучающих механике, электронике, современным азам программирования, но, несмотря на это, специалистов мало. А тех, кто может работать по этому профилю с детьми с особыми возможностями здоровья, можно сказать, нет.

- Есть отдельные преподаватели с некоторым опытом вовлечения детей с особыми потребностями здоровья в обучение робототехнике, но опыт этот пока разрознен. На последнем совещании федерации Казроботикс мы поставили задачу объединить имеющийся опыт, — рассказала Тамара Стрельникова.

Но самое главное, организацию клуба робототехники при алматинском интернате для неслышащих детей Тамара рассматривает как получение опыта для дальнейшей мультипликации и на другие коррекционные учреждения в регионах.

- Также есть идея рассмотреть способы включения в мир роботов и технологий детей и с другими особыми потребностями, имеющих собственную специфику и требования к учебному процессу, — сказала собеседница Forbes.kz.

У неё в планах превратить клуб робототехники при интернате в инклюзивную площадку, так как инклюзивная форма обучения наиболее эффективна именно в дополнительном образовании.

- Допобразование – это увлечения детей. Именно в то время, когда дети увлечены деланием чего-то — рисованием, конструированием, они не концентрируют внимание на личностных особенностях, что распространено в общеобразовательной школьной среде, — считает Тамара. — Именно в групповых занятиях, связанных с увлечённостью общим процессом, дети с особыми возможностями здоровья достаточно легко встраиваются и адаптируются. Ведь они в группе выполняют определённую роль, чувствуют свою значимость и ответственность за порученное дело, но при этом всегда рядом ребята из группы, которые готовы помочь, если что-то не получается. Такая практика применима именно в проектной деятельности, там, где она имеет практическую реализацию.

Вы можете поддержать проект клуба робототехники для неслышащих детей, вложив в проект любую сумму – для этого надо пройти по ссылке. Пока из необходимых 600 тыс. тенге собрано 165 тыс. тенге, что составляет 28% от общей суммы. Сбор средств продлится до 28 февраля. О новостях проекта можно узнать на странице в Facebook.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить