Казахстанские дети могут учиться в частных школах за счёт государства

21820

Как реформируют систему образования республики

Фото: Андрей Лунин

Система образования уже просто не имеет права быть консервативной. Новые технологии, цифровизация, искусственный интеллект – все это стремительно меняет нашу жизнь. Нынешние ученики с большой долей вероятности доживут до XXII века и, возможно, даже будут работоспособны. Чему же их учить сейчас в Казахстане, где часть общества требует вернуть учебники образца 1980-х? Вряд ли кто-то с уверенностью ответит на этот вопрос. Но реформы, призванные решить хотя бы насущные проблемы экономики, проводятся. Министерство образования и науки (МОН), в частности, переводит школы со сметного финансирования на подушевое, а также предоставляет желающим возможность бесплатно получить профессионально-техническое образование.

Ходячее финансирование

Уже пять лет, начиная с 1 сентября 2013, в Казахстане работают пилотные школы, на которых государство «обкатывает» новый, подушевой метод финансирования средних образовательных учреждений. Сейчас в большинстве средних учебных заведений действует система сметного финансирования, когда деньги выделяются в зависимости от фактических расходов школы и от количества классов-комплектов, но не от числа учащихся.

Почему появилась идея перехода на систему «деньги идут за учеником», когда единицей планирования расходов становится не школа, а ученик? Потому что чиновники оглянулись по сторонам и увидели, что Казахстан тратит на одного школьника в 16 раз меньше, чем США, в 12 раз – чем страны ОЭСР и вдвое – чем Россия. Так, в государствах ОЭСР этот показатель в среднем составляет $9811. В Казахстане, согласно данным за 2015–2016, в разных регионах он варьируется от 155,6 тыс. до 358,7 тыс. тенге в год (от $552 до $1272 по средневзвешенному курсу на тот период). «Перепады» зависят от ряда факторов: стоимости коммунальных услуг (тарифы различаются по видам отопительных систем – центральная, автономная, а также топлива – уголь, газ, дизель), потребностей школ (одна нуждается в капитальном ремонте, другая построена недавно) и т. д. При этом в структуре расходов 93,7% приходится на оплату труда и лишь 6,3% на остальное.

Такая ситуация бьёт по учебно-материальной базе заведений, приводит к появлению аварийных школ, поборов с родителей и в конечном итоге подтачивает качество образования. Чтобы сделать затраты на учеников справедливыми, выровнять их для разных регионов, повысить качество материально-технической базы и образования, было решено перевести все городские полнокомплектные школы на подушевое финансирование (сельские и малокомплектные пока в эту программу не попадают). В масштабах страны переход должен осуществиться в 2020.

В начале апробации в проекте участвовало 50 школ, в 2014 подключили ещё 13, в 2017 – 10. Так как формат «пилота» неоднократно менялся, количество учащихся по нему в разные годы было различным. К примеру, в прошлом году в орбиту подушевого финансирования было вовлечено 79 373 школьника всех классов.

Подушевой норматив различается по уровню образования (1–4-е, 5–9-е, 10–11-е классы); по виду образовательных программ (общеобразовательные, коррекционные программы); по месту обучения (в общеобразовательном классе, на дому и пр.). Кроме того, размер норматива частично привязан к месячному расчетному показателю.

Незначительно различается норматив и по регионам. Здесь опять-таки роль играют расходы на коммунальные услуги: например, в Алматинской области стоимость обучения одного учащегося ниже, чем в Северо-Казахстанской.

Теоретически существует опасность, что, когда «деньги пойдут за учеником», некоторые ведущие школы окажутся переполнены – многие родители захотят отдать туда своих детей. Однако, как заверяет Аскар Ибраимов, президент АО «Финансовый центр» (оператор программы подушевого финансирования), этого не произойдет. Во-первых, не позволит «физический» фактор. Школы не резиновые, произвольно прирастать кабинетами не могут. Во-вторых, в формуле подушевого финансирования прописан корректирующий коэффициент. Чем выше количество учеников от положенной нормы, тем меньше денег будет получать школа.

Скептики также опасаются, что учителя намеренно будут завышать оценки, чтобы школа выглядела конкурентоспособной, привлекательной для учеников, а значит, получала больше денег. Но здесь, по словам реализаторов программы, включатся другие механизмы. К примеру, внешняя оценка, которая выявит действительный уровень знаний и вынудит педагогов работать над качеством обучения. С 2018 в формулу подушевого финансирования вновь вписали стимулирующий коэффициент для учителей, что приведет к увеличению оплаты труда педагогов и, как следствие, тоже повышению качества преподавания.

Согласно обновлённой формуле, за каждого ученика в 2018 году государство в среднем заплатит пилотным школам по 299 425 тенге. В целом же сумма расходов на апробацию ежегодно варьировалась в пределах от 2 млрд до 11,5 млрд тенге.

Пилотные проекты показали, что школы-участники улучшают материальную базу и профессиональный уровень персонала. По словам Ибраимова, образовательные учреждения приобрели большое количество учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, компьютерной техники, а также провели текущий ремонт. Апробация подушевого финансирования отразилась и на активности учителей: в пилотных школах появились 83 педагога, имеющие академическую степень магистра. Увеличилось число работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку.

Фото: Андрей Лунин

- Все эти факторы повлияли на повышение качества знаний учащихся, – уверяет Ибраимов. – Анализ промежуточных итогов апробации за четыре года показал улучшение результатов ежегодного контроля успеваемости в среднем во всех классах: с 54 баллов в 2012/13 учебном году до 61,5 балла за 2016/17 учебный год; средний показатель ЕНТ увеличился с 71 до 75,9 балла. Доля победителей, призёров, лауреатов конкурсов и соревнований (спортивные, предметные, научные, интеллектуальные) в 2016/17 учебном году составила 24,6% от общего числа учащихся против 18% в 2012/13.

Ещё одна цель изменения системы финансирования школ – привлечь бизнесменов в сектор среднего образования. Как показывает мировой опыт, в развитых странах доля частных школ составляет от 12 до 29% от общего количества. В Казахстане же этот показатель равняется всего 1,5%.

- Подушевое финансирование позволит ученикам и родителям самим решать, куда пойти учиться – в частную либо в государственную школу. Вслед за школьником пойдут и деньги, выделяемые из бюджета. Для бизнеса эта сфера станет привлекательной: у него будет стабильный государственный заказ. Для государства это тоже хорошо – решается вопрос с дефицитом ученико-мест, строительством новых школ. Это будет стимулировать и государственные школы, которым тоже придется бороться за учеников, – поясняет собеседник.
Сейчас частные школы работают преимущественно в премиум-сегменте. Однако, получая государственный заказ, смогут привлекать и клиентов среднего достатка: родители будут платить, условно, 10–40 тыс. тенге в месяц, а остальное будет покрывать госбюджет.

Такое партнёрство государства и бизнеса уже принесло свои плоды в сфере дошкольного образования, где действует программа «Балапан».

- По этой программе часть расходов детских садов покрывают родители, часть – государство. В результате мы видим, что в последние годы государство практически не участвует в строительстве детсадов, это делает бизнес, – отмечает Ибраимов.

Уже в этом году за счёт местного бюджета планируется разместить госзаказ в частных школах Шымкента на 3310 мест; за счёт республиканского – в школах Астаны на 3721 место. В сентябре 2019 эстафету подхватит Алматы, а с 2020 госзаказ будет размещаться в частных школах всех регионов.

- При подушевом финансировании расходы государства на среднее образование в целом вырастут, – прогнозирует Ибраимов. – В то же время мы получим другой результат – новые школы, отсутствие переполненных классов, увеличение доли частных школ и, как следствие, более высокое качество образования.

Во имя престижа

Как уже ясно, сакрализация высшего образования привела к тому, что в Казахстане стало катастрофически не хватать рабочих рук. В 2015 Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН) впервые провело опрос более 3700 работодателей, чтобы понять, кого сейчас ждет экономика. Выяснилось, что более 95% спроса приходится на специальности низкой и средней квалификации. При этом порядка 90% руководителей предприятий, имеющих трудности с заполнением вакансий, объясняют это либо отсутствием кадров с необходимой квалификацией, либо низким уровнем подготовки.

В правительстве задумались над тем, какие же специальности могут понадобиться в ближайшем будущем. Изучив вопрос, МТСЗН выяснило, что к 2022 наиболее востребованными будут являться работники, оказывающие индивидуальные услуги (парикмахеры, визажисты, косметологи, работники химической чистки и крашения, индивидуального пошива, ремонта одежды и обуви, квартир и мебели, электробытовых приборов и теле-, радиоаппаратуры и т. п.), а также сотрудники системы общественного питания, средний медицинский персонал.

Было проведено и другое социологическое исследование – среди учащихся школ и колледжей. Оно показало, что не планируют получать профессионально-техническое образование 91,4% опрошенных, нуждаются в помощи при выборе специальности 49,2%, не имеют возможности или затрудняются платить за обучение 45,9%. Только 22% населения считает ТиПО престижным, тогда как в странах Евросоюза получение рабочей специальности для 71% населения имеет положительный имидж.

Казахстанская молодежь также не рвется получать рабочие специальности из-за их непрестижности, платности обучения и слабой профориентационной работы. Чтобы изменить эту ситуацию – сделать рабочие профессии как минимум доступными и насытить рынок нужными специалистами, в 2017 в Казахстане запустили проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». У него два направления. Первое подразумевает обучение всех желающих по рабочим квалификациям за счёт местных бюджетов. Второе включили в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021, где предусмотрены подготовка кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение за счёт республиканского бюджета. За счёт местных бюджетов на проект в 2017 выделено 9,2 млрд тенге, в 2018 – 10,2 млрд тенге, в 2019 – 8,5 млрд тенге, в 2020 – 7,8 млрд тенге. Из республиканского бюджета в 2017 выделили 4,4 млрд тенге, в 2018 – 17,2 млрд, в 2019 – 29,2 млрд. В итоге на то, чтобы в Казахстане появились рабочие руки, государство потратит 86,5 млрд тенге.

По официальным данным, всего по государственному образовательному заказу в учебные заведения ТиПО принято 100,8 тыс. человек. Это на 24,8 тыс. мест больше, чем в 2016/17 учебном году. По прогнозам, до 2021 бесплатную квалификацию ТиПО получат около 720 тыс. казахстанцев. Подготовка кадров с ТиПО по госзаказу осуществляется по техническим, сельскохозяйственным, технологическим специальностям и по сфере сервиса.

В Министерстве образования и науки подчеркивают, что для получения рабочих специальностей нет никаких ограничений – ни по возрасту, ни по полу, ни по месту проживания, ни по другим параметрам. Словом, всех ждут с «распростёртыми объятиями». Более того, государство помогает участникам с оплатой обучения, им предоставляется одноразовое горячее питание, выплачивается стипендия, покрываются расходы на проезд, а для иногородних – по аренде жилья. Однако, несмотря на все посулы, население пока остается пассивным и не рвётся получить бесплатно первую рабочую специальность, сетуют в МОНе.

Фото: © Depositphotos.com/Goodluz

Чтобы сделать программу более привлекательной, министерство действует и в других направлениях. Так, с 1 сентября 2017 по 141 специальности запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до трёх квалификаций вместо одной. Исключено дублирование предметов, сокращены сроки обучения. Например, при обучении по специальности «техник-электрик» выпускник получает дополнительно три родственные квалификации: «электромонтажник по электрическим машинам», «электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию», «электромонтажник по освещению и осветительным сетям». При этом срок подготовки – три года 10 месяцев. Последний сократился за счёт того, что общеобразовательные, общегуманитарные, общепрофессиональные дисциплины изучаются один раз и интегрируются в модули. Раньше при получении каждой квалификации общие дисциплины повторялись каждый год, и срок по каждой составлял два года 10 месяцев.

Также МОН внедряет прикладной бакалавриат в колледжах, чтобы специалисты могли «работать руками». Кроме того, для объединения ресурсов бизнеса, государства и колледжей развивается дуальное обучение, до 80% которого ведётся на производстве. Предприятия получат уже готовых специалистов, которых не нужно переучивать.

Вместе с тем министерством принято решение о переходе к стандартам Worldskills International («Олимпиада для рабочих рук», основной целью которой является популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру). Так, по результатам чемпионата WorldSkills Competition, прошедшего в октябре 2017 в Абу-Даби (ОАЭ), команда Казахстана заняла 24 место среди представителей 77 стран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить