Учиться по-новому. Почему вузам нужно переосмыслить образовательный процесс

6982

Согласно данным исследования The Boston Consulting Group (BCG), 1,3 млрд человек выполняют работу, которая не соответствует их образованию и навыкам

ФОТО: © Depositphotos.com/AndrewLozovyi

В одних только США таких около 53 млн. Всему виной – технологическая революция, которая набрала ход в последние годы. Пандемия COVID-19 подстегнула переход на удаленную работу на основе цифровых решений и только усугубила несоответствие навыков работников выполняемым заданиям.

Одну из главных причин такого положения эксперты видят в отсутствии тесного сотрудничества между вузами и бизнес-сообществом. Чтобы сформировать детальное представление о ситуации и найти пути разрешения проблемы, BCG совместно с Google провели опрос ведущих бизнесменов, топ-менеджеров и работников сферы высшего образования.

Курс взят

Согласно выводам BCG, у вузов есть все возможности для того, чтобы сократить несоответствие образования тем задачам, которые молодым профессионалам приходится решать на рабочем месте. Для этого необходимо разрабатывать программы обучения в сотрудничестве с крупными компаниями. Последние в свою очередь должны инвестировать в обучение и переобу­чение своих работников. Ведь, как известно, образование сегодня – это непрерывный процесс.

Пандемия коронавируса усложняет эти задачи. Еще не ясно, как она ударит по учебному процессу. Снизится ли число абитуриентов? Насколько плавно пройдет массовое внедрение онлайн-обучения? Как скажутся перемены на ежедневной жизни и операционной модели университетов? Все эти вопросы ждут своих ответов. Тем не менее уже видны контуры будущего в образовании. Очевидно, что двигаться оно будет в сторону онлайн-решений.

Сегодня тут, завтра там

Принято считать, что высшее образование – главный фундамент будущей карьеры. Во многом это по-прежнему так: образ мышления, который оно формирует, является основой навыков, приобретаемых человеком в течение всей жизни. Однако с некоторых пор академические знания перестали соответствовать уровню развития технологий и тем задачам, которые молодым людям приходится решать на работе. Согласно данным американского Бюро статистики труда, только треть выпускников вузов считают, что полученных в ходе учебы знаний будет достаточно для успешной карьеры. Всего лишь половина опрошенных уверены, что найдут хорошую работу после окончания университета. Многие молодые специалисты не могут устроиться на подходящую работу, некоторым приходится переучиваться или повышать квалификацию.

Работодателям тоже приходится непросто. Одна из главных проблем – это текучка, из-за которой долгосрочное планирование в области переобучения или повышения квалификации сотрудников становится практически невозможным. В среднем сегодняшние профессио­налы сменяют до 10 рабочих мест до того, как им исполняется 50 лет. В будущем люди станут еще более переменчивыми.

Три кита

Учитывая острую потребность компаний в кадрах, вузы могли бы кардинально изменить учебный процесс. Будущим выпускникам нужны знания, которые бы увеличили их шансы на трудоустройство и повысили бы стартовую заработную плату. Меняя принципы работы, университеты могли бы не только выполнить свою социальную миссию, но и нарастить престиж высшего образования. Сейчас лучшее время для начала реформ.

«COVID-19 заставляет институты избавиться от инертности, стимулирует инновации и способствует экспериментам. Профессиональные квалификации – это валюта будущего для тех, кто обучается в течение всей жизни. Первопроходцы в предоставлении возможностей для такого обучения смогут на нем здорово заработать», – считает Джон Фаррар, глава образовательного направления в Google.

Одно из перспективных, по мнению BCG, направлений вузовского обучения – так называемый preskilling (обучение первоначальным навыкам). Отличительная особенность такого обучения – фокус на практических аспектах. Сегодня preskilling-услуги предоставляют частные компании. Они предлагают выпускникам тренинги, которые нацелены на успешное трудо­устройство. Появилась эта рыночная ниша совсем недавно, но темпы ее роста впечатляют. Один из лидеров preskilling-рынка, FDM Group, увеличивал свою прибыль в среднем на 13% в течение 2016–2019 годов.

По мнению экспертов BCG, вузам стоит побороться за этот рынок. Пока же они отстают от частных компаний. Как сказал один из опрошенных бизнесменов, «университеты слишком много внимания уделяют теории, в то время как мы учим тому, что пригодится в работе».

Другое направление работы, в котором вузам есть над чем поработать, это upskilling, или повышение квалификации. На этом рынке доминируют частные компании, которые предоставляют корпоративные тренинги в самых разных сферах. Объем рынка эксперты оценивают в $150 млрд. При этом зачастую менеджеры недовольны результатами подобных программ обучения. По мнению 78% опрошенных BCG бизнес-лидеров, хорошего поставщика тренингов очень трудно найти. Вузы могли бы заняться разработкой и предоставлением коротких программ, нацеленных на повышение технической квалификации работников и обучение конкретным навыкам, необходимым для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Третья сфера для вузовского развития – это reskilling (переобу­чение). Необходимость переобучения особенно очевидна сейчас, в эпоху коронавируса. Пандемия способствует стремительному исчезновению целых индустрий и профессий, в то же время создавая новые. Переобучение может принимать разные формы. Одна из наиболее распространенных – это короткие тренировочные курсы для сотрудников. Сегодня такие курсы в основном предоставляют неаккредитованные компании. Вузы могли бы потеснить их на этом рынке, разрабатывая актуальные программы обучения в сотрудничестве с корпоративным сектором.

Сохранить и приумножить

Именно сейчас вузам необходимо начать подготовку кадров для нового рынка труда, считают в BCG. Они обладают всем необходимым для того, чтобы занять рынок корпоративных тренингов и улучшить образовательные программы так, чтобы те соответствовали ожиданиям и нуждам работодателей. Для университетов это отличная возможность сохранить ключевую роль в учебном процессе и получить прибыль, которую можно было бы инвестировать в те сферы образования, где недостаточно финансирования.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить