Как улучшить успеваемость студентов

14784

Исследовательская McKinsey & Company проанализировала ряд данных, чтобы выяснить, насколько важен образ мышления студентов, какие методы обучения работают лучше всего и какую роль играют новые технологии

Фото: © Depositphotos.com/HASLOO

Хорошо обученный гражданин экономически и социально необходим для развития общества. Родители, учителя, управленцы, политики хотят, чтобы студенты могли применять полученные ими знания в сфере науки, математики, бизнеса. Некоторые страны добились больших успехов во внедрении изменений в образовательной сфере, но большинство все еще работают в этом направлении. Педагоги же продолжают спорить о том, что действительно эффективно и важно в современном образовании.

Исследовательская McKinsey & Company проанализировала ряд данных, чтобы выяснить: насколько важен образ мышления студентов; какие методы обучения работают лучше всего; какую роль играют новые технологии и пр. Источником выступила Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), координируемая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2015 году PISA охватила более 500 тыс. студентов в 72 странах. Главная особенность программы – проведение широких опросов среди учащихся, родителей, учителей, профессоров, ректоров об отношении к образовательному процессу в целом, практических навыках, поведении и ресурсах.

В результате McKisney выявил факторы, которые играют решающую роль в достижении студентами отличных результатов.

• Наличие правильного образа мышления (mindset – англ.) намного важнее, чем социально-экономический бэкграунд.

Не секрет, что убеждения студентов, их отношение к окружающему влияют на успеваемость. Вопрос: в какой степени? Чтобы ответить на него, McKinsey определил 100 наиболее вероятных факторов, влияющих на успеваемость студентов, из обзора PISA (всего их в отчете более тысячи). Далее аналитики отсортировали их по следующим категориям: обстановка дома, ресурсы учебных заведений, процесс обучения и преподаватели, лидерские качества студентов, их образ мышления и поведение. Они пришли к выводу, что из всего списка вероятных факторов именно образ мышления учащихся оказывает наибольшее влияние на их успеваемость.

Среди основных составляющих – мотивация и вера в себя. Так, студенты, которые изначально были мотивированы, в среднем оказались успешнее на 12–15% (в зависимости от региона), чем студенты, не имеющие особого стремления к обучению. Точно так же студенты, обладающие «майндсетом роста», то есть уверенные, что смогут добиться высот, если будут упорно трудиться, показывают успеваемость на 9–17% лучше, чем молодые люди с «ограниченным майндсетом», полагающие, что их возможности имеют определенные границы.

Однако образ мышления, разумеется, не является единственным показателем успеха. Такие факторы, как социально-экономические различия, также играют важную роль – в целом быть «более богатым» является существенным преимуществом. И тем не менее результаты опросов PISA показывают, что образ мышления имеет колоссальное значение, особенно для студентов с непростыми жизненными обстоятельствами.

• Студенты, получающие инструкции от преподавателей и генерирующие свои идеи, показывают лучшие результаты.

Существуют два основных обучающих метода. Первый – по инструкции преподавателя, когда учитель объясняет идеи, задает вопросы ученикам и проводит обсуждения с классом. Второй – основанный на запросе со стороны самого ученика, когда студентам предоставляется больше свободы и они больше занимаются самостоятельно, например предлагая свои собственные гипотезы и проводя эксперименты.

McKinsey проанализировал результаты опроса PISA, чтобы понять уровень эффективности каждого из этих методов. Во всех пяти регионах, когда учителя проявляли большую инициативу, показатели были в среднем выше в сравнении со вторым методом обучения, когда ученики проявляют большую самостоятельность. На первый взгляд, выбор очевиден, однако, глубже проанализировав данные, можно сделать вывод, что наилучших результатов достигают те ученики, которые сочетают элементы как первого, так и второго метода обучения. Причем это является верным для всех пяти регионов.

И все же существуют региональные отличия. Так, в школах с развитой образовательной системой и более высокими показателями, по итогам опроса PISA, эффект от совмещения разных подходов в обучении намного сильнее. Тогда как в школах с менее прогрессивной системой наибольший эффект имеет все-таки обучение согласно инструкциям преподавателя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить