На правах рекламы

Ценность МВА в наши дни

8823

Представляем интервью с Давлатом Абдували, PhD, деканом Высшей школы бизнеса НАО «Университет Нархоз»

Давлат Абдували
ФОТО: архив пресс-службы
Давлат Абдували

Давлат, что такое сегодня МВА?

- Это запрос эпохи создания богатства для человечества. Программы МВА появились 140 лет назад: первая бизнес-школа открылась в 1881 году в США. Если помните, конец XIX века был временем индустриальной революции в США, эпохой создания таких гигантов, как Standard Oil Company, Carnegie Steel Company, Union Pacific Railroad, и их управление требовало научного изучения возможностей для повышения качества менеджмента и координации бизнес-процессов. Представляете, да? Множество штатов, новые земли, постоянно растущий штат и при этом еще нет структурированных и исследованных путей управления и оперативного реагирования на изменения. По сути, МВА – это ответ на запрос на систематизацию знаний по управлению и их передачу новому поколению управленцев. Но со временем с локального масштаба изучение бизнес-процессов выросло в индустрию, если позволите, массового производства менеджеров.

Здесь чувствуется некое противоречие: университеты дают теорию, а бизнес – это чистая практика. Как могли ученые давать советы практикам? И как это происходит до сих пор?

- Да, мир изменился до неузнаваемости, но сплав профессионального и научного компонентов в МВА остался на месте. И это очень важно: МВА объединяет практические навыки и науку, но только процесс изучения идет наоборот – не от теории в практику, а от практики в теорию. Допустим, на рынке сложилась новая ситуация, но как она появилась? Каковы причины, решения, какие возможности открываются? Чтобы ответить на эти вопросы, профессора изучают практику, исследуют взаимосвязи, структурируют знания, разрабатывают теорию и транслируют результаты слушателям. Это именно тот фундаментальный подход, который мы отстаиваем в Нархозе, и более того – мы прорабатываем возможности одновременного ведения лекций двумя преподавателями – теоретиком от науки и практиком от бизнеса, где слушатели сперва знакомятся с базовыми основами вопроса и сразу же разбирают конкретные бизнес-кейсы.

Какие именно навыки ждут от МВА сегодня?

- В целом тех же профессиональных навыков, что и всегда, плюс мышления на более проворном уровне. Природа ведения бизнеса и создания ценности меняется, поменялись форматы работы, и бизнес сегодня растет на совсем других скоростях, хотя такие понятия, как прибыль, эффективное управление, продажи или логистика остались неизменными.

В то же время из-за глобализации, сильной конкуренции, быстро растущих потребностей потребителей и динамического развития технологий для того, чтобы хотя бы оставаться на плаву, бизнесу требуются управленцы с глубоким пониманием особенностей поведения организаций, рынков и индустрий.

Существует достаточно наивное мнение – что если принципы остались теми же, то это знание уже давно известно и его легко найти на бесчисленных онлайн-курсах, в книгах, блогах и видеороликах, в которых можно получить выжимку научных, технических и профессиональных знаний основ ведения бизнеса. И мы иногда сталкиваемся с недостаточно зрелыми специалистами, которые схватили обрывочные знания из самых разных источников, но на практике очевидно уступают профессионалам в фундаментальности и основательности подхода.

В чем разница? В том, что МВА – это не просто комплексный подход, где учебный план охватывает все важнейшие аспекты ведения бизнеса. В ходе нашей программы МВА профессора вовлекают слушателей в размышление, обсуждение и принятие решений в условиях неопределенности, быстрых изменений и ограниченности ресурсов и времени. Уже с первых дней наших программ наши слушатели осваивают, тестируют и внедряют на практике действующие рецепты для развития бизнеса и его поднятия на значительно более высокий масштаб. Сэкономите ли вы на самообразовании вместо МВА? Да, несомненно. Но сможете ли развивать свой бизнес, выводя его хотя бы на региональную успешную конкуренцию? Сомневаюсь. Для этого нужно изучать опыт множества предыдущих кейсов, анализировать, делать выводы и сразу же проверять достоверность с профессорами и другими слушателями МВА.

Допустим, вы убедили начинающего предпринимателя в необходимости МВА. Как выбрать хорошую школу?

- МВА – это программа не только для новичков, но и для опытных управленцев, которые хотят расширять свои компетенции в области самых прогрессивных знаний сферы искусства и науки управления. Начинающий предприниматель получит фундаментальную базу для своего будущего, опытный практик же откроет для себя новые возможности там, где раньше действовали «по наитию».

Вообще, внешне оценить хорошую программу МВА не так уж просто, ведь на сайте любой программы будут непременно висеть положительные отзывы выпускников или авторитетные партнеры из бизнес-среды. Красивый лендинг сегодня является просто правилом хорошего тона. Это все важно, несомненно, но на что действительно стоит обращать внимание, так это на преподавателей – они обязаны быть профессорами с богатым опытом в индустриях и науке, которые стоят на передовых рубежах науки по фундаментальным вопросам бизнеса, как например, стратегическое развитие, финансовая устойчивость, общие принципы управления персонала и так далее. К примеру, на программах МВА в Нархозе преподают как практики из успешных компаний, так и ученые - выпускники программ докторантуры ведущих мировых университетов, чьи статьи публикуются в топовых академических и профессиональных журналах. Нет другого рецепта для качественной программы МВА, кроме приглашения самых профессиональных лекторов.

Что еще могут получить слушатели от конкретной программы МВА в Нархозе?

- Знания и навыки уже немало, но вы правы – их трудно потрогать руками. У нас есть еще один козырь, которые стараются развивать все бизнес-школы. У кого-то это получается, у кого-то - не очень. Речь идет прежде всего о нетворкинге, ведь ведение бизнеса в настоящее время – это в первую очередь выстраивание отношений между людьми. В этом плане слушатели хорошей МВА-программы значительно расширяют профессиональный нетворкинг и круг доверия. Просто представьте, что вы регулярно собираетесь в одном помещении и решаете общие задачи с руководителями самых разных компаний и направлений работы. Есть идеи для сотрудничества, допустим, между цветочным бизнесом и гигантом сотовой связи? Пожалуйста, предлагайте и обсуждайте в неформальной обстановке непосредственно с руководителями. Хотите найти хорошего аудитора для своего бизнеса? Не исключено, что вы сидите с ним за одним столом.

Здесь я еще не упоминаю, что у Университета Нархоз порядка 150 тыс. выпускников за все годы работы, и помимо сокурсников по программе МВА, вы еще вливаетесь и в сообщество выпускников университета.

И тем не менее сегодня сложилось устойчивое мнение, что МВА потеряла в ценности и не может предложить ничего нового. Это так?

- Нет. МВА – это по-прежнему высшее образование с научной степенью, и если кандидат хочет получить максимум пользы от обучения, то ему надо быть готовым к тяжелой учебе. Одновременно с этим необходимо понимать, что Нархоз, как и многие мировые лидеры в сфере МВА, тщательно отбирает кандидатов. Для нас на первом месте не стоит задача продать программу максимальному количеству студентов в краткосрочном плане, нет. Для нас важно сформировать достаточно многоплановую инклюзивную группу подготовленных слушателей с интересным взглядом, достаточным опытом и правильными ожиданиями. Слушатели должны быть готовыми привнести ценность в группу – делиться опытом, размышлять, слушать и критически оценивать мысли, созидать новые идеи, воспринимать информацию и пользоваться ею. В таких случаях слушатель уже с первых дней хорошей МВА-программы начинает генерировать идеи, как повысить продажи, улучшить эффективность ресурсов, оптимизировать бизнес-процессы, создавать новые продукты или услуги, выходить на новые рынки, понимать бизнес и мотивировать людей лучше.

Но есть и другие программы МВА – те, которые стремятся «продать» программу здесь, сейчас и массово. В результате погони за деньгами им приходится предлагать устаревший стандартный набор технических и теоретических знаний и конкурировать на основе цены, ведь разрабатывать новые методики и привлекать новых профессионалов просто нет времени. Из-за этого у людей складывается ощущение, что МВА в целом потеряла свою былую ценность. Но это не так. Не МВА внезапно потеряла ценность спустя 140 лет существования, а просто на рынке появилось слишком много некачественных программ. Ситуация точно такая же, как и с университетами в целом – если на рынке слабых университетов больше, чем сильных, то и складывается мнение, что все образование сегодня в упадке. Но по факту – сильные остались сильными. Мы в Нархозе не идем на демпинг в ущерб качеству.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить