Цена репутации

Почему казахстанские вузы изменили свое положение в глобальном рейтинге QS

Фото: © Depositphotos.com/s2uphoto

Компания Quacquarelli Symonds (QS), которая с 2004 ежегодно публикует глобальный рейтинг университетов, не пытается ответить на вопрос «Какой вуз лучший?», потому что невозможно составить точные критерии, определяющие таковой. Можно оценить лишь отдельные параметры, к примеру исследовательский потенциал того или иного учебного заведения, чем занимаются эксперты Шанхайского университета.

QS заняла другую нишу – ведет репутационный рейтинг, на который абитуриенты могут опираться при выборе вуза, а работодатели – при рекрутинге персонала. Оценка, определяющая место в списке, складывается на 50% из количественных показателей (индекс цитирования публикаций, соотношение количества преподавателей и студентов, число иностранных учащихся) и на 50% – из качественных (мнение работодателей и академического сообщества).

Казахстанские вузы впервые появились в этом рейтинге в 2009. В последние несколько лет в топ-800 (всего QS аудирует почти 3000 вузов, 800 из которых попадают в итоговый перечень) постоянно присутствуют девять наших университетов. Среди них предсказуемо лидирует КазНУ им. аль-Фараби: в 2014/15 он занимал 305-ю строчку, а в 2015/16-м­ поднялся на 275-ю. Евразийский национальный университет
им. Гумилева, напротив, с 324-й позиции в предыдущем учебном году опустился на 371-ю в текущем.

По каким же причинам изменилось их положение? «Любой сдвиг вниз нужно оценивать с точки зрения того, кто обошел, – комментирует Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии. – Учитывая масштабы бюджетов азиатских вузов, которые вкладываются в развитие и интернационализацию, нет ничего удивительного в том, что их продвижение в топ-300 естественным образом сдвигает отдельные казахстанские университеты вниз».

Тем не менее у отечественных университетов есть слабые места – критерии, по которым они могли бы показывать более высокие результаты, но не показывают. «Речь идет о репутации среди работодателей, – объясняет Зайцева. – У казахстанских работодателей нет привычки участвовать в международных опросах. Возможно, они не верят, что их голос что-то решит, а может, считают, что 10 минут, которые они потратят на ответы, – слишком долго. В Европе и США психология другая – там компании рассматривают участие в таких проектах как социальную ответственность, возможность сказать об университете все, что думают, чтобы тот мог улучшать свою программу. В конце концов, работодатели используют QS для того, чтобы оценить потенциал выпускника, и, значит, заинтересованы в качестве рейтинга. Поэтому я бы хотела попросить казахстанские компании участвовать в опросах: это поможет вашим вузам быть более конкурентоспособными на международном рынке».

Кроме того, на движение участников вверх-вниз в QS-2015/16 повиляла трансформация в методологии, в основном нормализация индекса цитирования по областям знаний. «Изначально на гуманитарные науки приходился 1% публикаций (цитирований), а на медицину – 56%. Диспропорция объяснялась спецификой предмета, ведь в естественных науках обнародование исследований и ссылка на них играют огромную роль, в отличие от предметов, изучающих, скажем, историю костюма, – приводит пример собеседница. – Поэтому те вузы, которые не имеют медицинских школ, не проводят исследований по химии, физике, находились в заведомо более слабом положении, чем университеты с сильными естественно-научными направлениями». Поскольку сотрудникам QS часто напоминали о существующей диспропорции, они решили разработать формулу, которая нормализовала бы ситуацию. Начиная с рейтинга-2015/16 индекс цитирования коррелируется с областью знаний.

«Раньше для репутационной оценки мы брали накопленные ответы экспертов за три года, а с 2015 стали учитывать за последние пять лет. Для тех, кто включен в рейтинг давно, эта трансформация играет позитивную роль. При этом уточню, что «вес» голосов, отданных пять лет назад, меньше, чем у тех, что «прозвучали» в последние три года», – говорит еще об одном нововведении Зайцева.

Следующая метаморфоза – появление верхнего лимита на количество соавторов в одной статье. Раньше, если у публикации было 100 соавторов, каждому вузу, сотрудник которого вошел в их число, ставился «плюсик». Однако из-за роста количества статей справочного характера, которые не вносят вклад в развитие наук, QS решила ввести ограничение – не более 10 институциональных авторов. «У публикации может быть 50 авторов, и если все они из одного университета, то она будет засчитана в индексе цитирования. Если же соавторы принадлежат 20 вузам, то статья изымается из анализа», – объясняет механизм Зайцева.

Составители рейтинга перестали учитывать в индексе цитирования публикации, не имеющие научной ценности, например обзор конференций. Так QS борется с искусственной накруткой числа цитирований. «Также существует проблема публикаций в «хищнических» журналах, которые не имеют хорошей научной репутации и берут деньги за публикации. Отчасти это наша вина: до того как рейтинг QS стал внедряться как один из KPI для руководства вузов, это не было проблемой, потому что не было стимулов повышать показатели в библиометрии. В 2014 было зафиксировано почти 700 статей казахстанских университетов в «хищнических» журналах, а в 2015 – всего 377, то есть ситуация стала оздоровляться. В целом же количество публикаций ваших вузов в репутационных изданиях медленно, но верно растет», – отмечает региональный директор.

Она надеется, что в ближайшие три-четыре года КазНТУ сможет войти в топ-400 глобального рейтинга QS. У каких еще вузов есть такой потенциал, можно посмотреть в рейтинге университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии. Там проранжированы 14 казахстанских вузов. К примеру, на 111–120-м месте (из 150) находятся Карагандинский государственный технический университет и Восточно-Казахстанский государственный технический университет.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6816 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
2 декабря родились
Данияр Сугралинов
генеральный директор ТОО «KazNet Media»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить