Сколько тратит государство на закуп новых учебников

10622

В 2016 Казахстан начал переход на обновлённое содержание среднего образования. Как объясняют в Министерстве образования и науки, в основе изменений лежит концепция, согласно которой приоритет отдаётся не количеству знаний, а функциональной грамотности. То есть одно дело - найти объём холодильника, решая задачку, другое – самостоятельно измерить холодильник и определить его объём. Когда ребёнок сам может измерить и рассчитать – это и есть функциональные знания

Фото: © Depositphotos.com/showpx

Чтобы учить по-новому, понадобились новые школьные учебники. Сколько стоила их разработка, остаётся тайной. Дело в том, что само министерство не занимается этим вопросом и денег на это не выделяет. Разработка осуществляется на конкурсной основе издательствами на собственные средства. По сведениям МОН, учебники обновлённого содержания разрабатывали 15 издательств. Forbes Kazakhstan сделал нескольким крупным из них запросы с просьбой рассказать, каким образом создавались новые учебники, сколько пришлось вложить в этот процесс и как много удалось заработать. Однако ни одно издательство не пошло с нами на контакт.

В то же время согласно Закону «Об образовании» экспертиза учебной литературы является государственной монополией. Если быть точнее, экспертизой учебников занимается республиканский научно-практический центр «Учебник», подведомственная организация МОН. Решение же об использовании в школах тех или иных разработок принимает специальная республиканская комиссия.

Именно обновлённые учебники вызывали в последние годы бурю негодования со стороны многих родителей, которые считают, что детей нужно учить по книгам «самой лучшей» – старой советской школы. Насколько они правы, решать специалистам. Forbes Kazakhstan интересовала финансовая сторона вопроса: какие суммы тратятся на «обновление»? Ещё год назад редакция пыталась получить соответствующую информацию у МОН, однако в официальном ответе было сказано лишь, что «закуп учебной литературы для организаций среднего образования осуществляют местные исполнительные органы за счёт собственных средств».

Помогла добыть нужные сведения о расходах депутат мажилиса парламента Ирина Смирнова. По нашей просьбе она сделала запрос в министерство и поделилась ответом. Итак, по информации МОН, закуп учебников местными исполнительными органами осуществляется на весь контингент учащихся в соответствии с прогнозными данными. В настоящее время учебниками и УМК (учебно-методический комплекс) обновлённого содержания среднего образования обеспечены учащиеся 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 8-х классов. В 2019/20 учебном году их получат ученики 4, 9 и 10-х, а в 2020/21-м – 11-х классов.

В 2016 в рамках обновления акиматами на приобретение обучающей литературы для 1-х классов было потрачено 6 млрд 198 млн 667 тыс. тенге. В 2017 сумма составила 24 млрд 170 млн 395 тыс. тенге. Это объяснимо: были закуплены новые учебники и УМК сразу для 2, 5 и 7-х классов. В 2018 на обеспечение ими 3, 6 и 8-х классов было выделено 28 млрд 618 млн 601 тыс. тенге. Таким образом, за три года для этих целей государство потратило 58 млрд 987 млн 663 тыс. тенге.

Стоила ли овчинка выделки, определённо можно будет сказать, когда выпускники школ пойдут в вузы, а затем окажутся на рынке труда. Но следует отметить, что в большинстве развитых стран процесс перехода к приоритету функциональных знаний начался ещё в конце 80-х годов прошлого века. К середине 90-х обновление в целом завершилось. Также стоит обратить внимание, что Министерство образования, ссылаясь на педагогическую практику развитых стран, не намерено проводить политику полного отказа от бумажных учебников, так как это считается нецелесообразным с точки зрения обеспечения качества обучения и охраны здоровья детей. Казахстанская система среднего образования практикует одновременное использование учебников и печатного, и электронного формата.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить