Трудности трудоустройства

11243

На вопрос, что было сложно в трудоустройстве, молодые люди спустя время после университета отвечали так: первое - это ощущение предательства. Обучали одной, а отправили в другую жизнь

Ещё отметили такую злую штуку, как собеседование. Куда они шли, волновались, а после разочаровывались, так как встречались с людьми, которые «мерили их по чужой шапке», безучастно задавая странные вопросы. Интервью никогда не предполагало обратную связь, соискатели себя чувствовали использованными.

Потом - такой абсурд взрослой жизни: везде требуются молодые специалисты, но с опытом. Откуда у них стаж и как быть? И это состояние ожидания, когда уже разослал резюме и ждёшь: ты вроде как молод, полон сил и желаний, но находишься в подвешенном состоянии, не знаешь, чем себя занять и не понимаешь, чего ждать вообще.

Предали, использовали, вовлекли в абсурд, ещё и напрягли в ожидании. Всё это, конечно, неожиданно, хоть и знали без этого опроса, что трудоустройство для наших людей - довольно болезненное мероприятие. Другое дело, что не вникали в их переживания.

Что не так? И как можно сделать, чтобы эта часть жизни наших детей была комфортной и эффективной?

В странах Евросоюза действует программа поддержки студентов «Эразмус», которая предоставляет им возможность работать по своей специальности в разных странах. Ежемесячная надбавка к зарплате студентам по гранту программы составляет 430 евро. В резюме и в дипломном рейтинге рабочий стаж по ней зачитывается как достойный, высокий уровень стажировки. Там летом студенты работают, зарабатывают деньги, и работа не обязательно бывает по специальности, в общем, к моменту выпуска они опыт контакта со средой уже имеют.

В Германии учёба в университете бесплатная, а в Англии она для своих существенно дешевле, чем для иностранцев, но ответственность за выплату кредита за обучение несёт сам студент, не родители, так как взрослая жизнь - это прежде всего ответственность.

Про собеседование. Компании, перед тем как звать соискателя на интервью, изучают его резюме, «пробивают» отзывы. Обычно указываются контакты того, кто дал студенту отзыв. Интервью проводится в режиме онлайн, с участием нескольких лиц. По окончании сообщают, когда ожидать ответа, и слово своё держат. Культура отношения к людям и делу, естественно, вызывает уважение. Но в редких случаях молчать и грубить тоже могут.

В университетах зазора между учёбой и реальностью почти нет. Например, в Англии будущие архитекторы свой предмет изучают так. Студентам «раздают» отдельные участки города с целью придумать на заданном месте строительство нового или реконструкцию существующего здания и организовать пространство. Проект может занимать несколько месяцев, а раз в неделю каждый этап своей работы студенты выносят на обсуждение перед архитекторами, специалистами по градостроительству из разных стран, городов и учёными-преподавателями из других университетов, культурологами.

Университет обязательно ведёт с ними сотрудничество. Во-первых, интересно свою жизнь разбавить работой в университете, во-вторых, когда человек очень много сделал в своей профессии, возникает внутренняя потребность делиться. В общем, они «сходятся» в обоюдных желаниях. Семь-восемь студентов прослушивают по два эксперта, каждый раз разных. Если студент предлагает построить кинотеатр, на защите могут спросить: рядом есть кинотеатр, зачем второй или чем ваш проект лучше? Либо провокационно спросить, а что, если всё оставить как есть? Шаг за шагом они учатся отстаивать свои идеи не только с точки зрения архитектуры, дизайна и технологии, но и соотношения её с реальной действительностью. То есть интегрируются в жизнь и через учёбу.

Университет, говорит «Википедия», - это место, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. А наука, как мы знаем, призвана преображать общество, это удел людей с совсем другим уровнем ответственности. Учёба в университете - это настоящий путь истинного воина. Сдать второкурснику эссе, скажем, на 3 тыс. слов (это 10 страниц) означает самостоятельно прочесть чуть ли не 10-20 книг, первоисточников по теме. И не для того, чтобы показать, что он все прочёл и понял, а:
- включил воображение, анализировал, оценивал и сомневался;
- проявил волю и осилил чтение такого количества книг;
- сконцентрировался, уложился в срок;
- нёс ответственность, сделав собственные выводы;
- выразился лаконично и по существу.

Словом, познал творческий процесс и крепко потрудился. Стал качественно другим.

Там студенты, хоть и начинают и заканчивают учёбу очень празднично и весело, но внутри процесса перманентно находятся в режиме жёстких дедлайнов и множества задач, выдавая высокий КПД. После такого погружения в бездну знаний и «открытий чудных», жизнь за пределами университета не то что страшная, а даже скучная.

Но при всём уюте там не хочется впадать в наше: «быть против себя и отрицать свою жизнь». Там наверняка, как и в любой сложной системе, имеется своя , известная им, оборотная сторона.

Ясно одно, что на Западе молодёжь живёт, чувствуя поддержку общества, под, скажем, приятный шёпот: давай учись и приходи служить системе, окружающей тебя всем этим порядком. С тебя производительность труда, ответственность и компетентность, а с нас - всё остальное.

Надо сказать, что экономика и там и здесь нуждается в рабочей силе. Поскольку, продолжительность жизни растёт , а число людей работоспособного возраста сокращается - такой распространённый, в общем, нынче факт.

Но, судя по тому, что чувствуют наши молодые люди при трудоустройстве, то здесь их и не ждут особо. А сами они являются заложниками убеждения: «получу пятёрку, а потом хороший диплом, устроюсь на суперработу и будет мне счастье». Сильная, кстати, идея, указывающая на искреннее желание наших детей вложиться в своё будущее. Если не принимать во внимание некоторую её фасадность.

Разберём по теме вот такой кейс. Допустим, двое молодых людей закончили у нас университет, получили дипломы, оба отличники. Проходит три месяца, они не могут устроиться на работу: резюме разосланы, ответов нет. Теперь посмотрим, как каждый проживает эту ситуацию. Первый боится расстроить родителей, разочаровать свою девушку. Он был лидером в кругу друзей, ещё и беспокоится за свой авторитет. Замыкается в себе. Читает сложные художественные книги, чтобы хоть так удержать свой статус умного парня.

Второй - перечитывает свое резюме. Видит шаблонно изложенный текст о заурядном парне. Переделывает и снова рассылает. А для трёх крупных компаний, где хотел бы работать, пишет письмо о том, что они выиграют, если его примут. Отправляет письмо первым руководителям компаний лично в руки заказной почтой. Решает: чтобы были карманные деньги, пока поработает официантом. Девушке рассказывает, чем занимался, она радуется за него. Признаётся и родителям, что работы нет, а те новость принимают спокойно, с пониманием.

Как видим, перед нами разное поведение молодых людей при одинаковых умственных данных. И совершенно очевидно, кому комфортно, а кому нет и кто будет эффективным. Один вынужден вести внутренние баталии, исходя из того , что он сделал всё, ассоциируя себя со своим резюме, но это не сработало, и опускает руки. Кстати, если гиперболизировать, то так работает «фасадная» стратегия.

Второй умеет: 1) получать поддержку близких, на таком фоне всегда легко; 2) принимать картину мира как есть. Уверен, что бывают трудности, но и шансы. И он больше, чем его резюме, автор. Действует.

Окружающая среда здесь действительно имеет и возможности, и препятствия. Сегодня она сильно насыщена информацией , есть в ней признаки инертности, турбулентности и хаоса. Лучшая идея состояться в таком пространстве - это слиться с ним, раствориться там. Потому что стоять на берегу, смотреть на идущий корабль и думать: «Кем я буду, когда заберусь туда?» - это один фокус зрения. А вот сесть в него и задуматься об этом же - это совсем другое ощущение себя, среды и совершенно другой уровень решимости.

Вот такая крепкая эмоциональная стратегия, где ты по настоящему рискуешь, принимаешь решение и оказываешь влияние на других, в нашем обществе работает беспроигрышно. Расскажу одну реальную историю из жизни нашего отличника, которая отражает не только симптомы нашей действительности, её белые пятна, но и показывает, где зашифрован её почти что сказочный потенциал.

Алматинец, получив диплом Школы бизнеса, остался администратором в ресторане, где подрабатывал официантом ещё со второго курса. Потом открылась вакансия в банке, он ушёл туда. По субботам преподавал в колледже бухучёт и не упускал возможности иметь дополнительные заработки. Однажды, во время отпуска, вовлёкся на рынке в одну историю. Владелец большого черешневого сада, растущего неподалёку от Бишкека, выезжал из страны и отдавал ягоды за бесценок. И этим пользовались водители больших фур, а здесь продажей занялся наш герой.

Заработав на банальной перепродаже черешни, он пошёл дальше: купил действующий, но убыточный небольшой такси-бизнес. И, как специалист по бухучёту, знающий по опыту, что значит иметь в своём деле плохой учёт, он создал у себя исключительный финансовый контроль. Тем самым практически первым внедрил мобильное такси-приложение с видеонаблюдением за авто, связав всё с расходом бензина, маршрутами и выручкой. В Алматы тогда такси-бизнес не развивался, поскольку сложно было следить за водителями и вести в таком деле учёт.

Тут у парня сразу пошла прибыль, заработанное вкладывалось в развитие, дело росло. И, когда на рынке появился крупный конкурент, он, угадав момент , продал ему свой успешный бизнес. Сейчас является финансовым директором в одной частной компании и находится в поисках эффективных бизнес-идей как солидный инвестор.

Быть профессионалом у нас означает быть ещё и экстремалом, испытывающим свой жизненный комфорт по полной программе. Если плохая новость - это то, что здесь тебя со всеми твоими пятёрками не ждут нигде, то хорошая - никто не будет против твоих ярких, осознанных поступков, сдобренных настоящим усердием. Выбор за тобой.

Не помню название, но был фильм, где героиня говорила, что люди - «как дикобразы, которые идут по ледяной равнине. Им холодно, они жмутся друг к другу и колют своими иглами». Чтобы было тепло и сносно, надо, наверное, быть всем в тесном кругу. От дискомфорта взаимной зависимости хоть и так себе, но живёшь - не мёрзнешь, так все живут. А этот парень, похоже, рискнул согреть себя совершенно иным способом. Просто? Да. Смело? Очень.

Автор: Гаухар Жунусова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить