Свести счеты

17188

Как древние традиции арифметики способствуют эволюции современного человека

Фото: Андрей Лунин

Счетная доска, или абак, была изобретена древними вавилонянами в III тысячелетии до нашей эры. Совершенствуясь, путешествуя во времени и пространстве, абак в Средние века дошел до Европы. Одна из версий абака так широко использовалась в России вплоть до конца XX века, что стала называться русскими счетами.

Со временем абак из европейской системы школьного образования вытеснили алгоритмы – последовательное выполнение простых шагов для конечного решения задачи. Именно поэтому лишь немногие взрослые казахстанцы помнят, как управляться со счетами. Считать в столбик, напротив, умеют все.

В той части земного шара, которую принято называть Азией, абак, напротив, никогда не выходил из моды. Особенно любит его Япония: школьников с ранних лет обучают арифметике на счетах, по этому предмету даже проводятся соревнования.

Именно из Азии вернулась в Казахстан мода на абак. Родители теперь в массовом порядке пристраивают своих детей на курсы вычисления на воображаемых счетах. Курсы эти в результате буквального перевода с английского стали называться ментальной арифметикой. Их сторонники предрекают: следующее поколение казахстанцев умножать и делить в столбик не будет.

Два пишем, три в уме

Единого стандарта обучения ментальной арифметике в мире не существует. Есть несколько крупных международных школ, которые работают независимо друг от друга. Отличаясь нюансами в методах преподавания, все они стремятся к одному: научить ребенка воспринимать цифры и числа как образы. Адепты программы утверждают, что это не только учит быстрому счету, но и развивает прочие когнитивные способности.

Одна из школ ментальной арифметики – UCMAS – работает в нашей стране с 2011 года. Директор ее научно-методического центра в Казахстане Сана Ержанова объясняет: «Дети, которые считают обычным способом, активизируют только левое полушарие мозга. Те же, кто использует абакус (так почему-то «менталисты» называют абак), работают обоими полушариями. В результате происходит активное развитие мозга: повышается интеллект, улучшаются три вида восприятия – зрительное, слуховое и тактильное. Кроме того, развиваются память и скорость реакции. Многие дети, которые занимаются у нас, запоминают стихотворения школьной программы с ходу, после одного или двух прочтений».

В системе UCMAS существует 10 уровней обучения. На первом дети усваивают методику вычисления на счетах, которые в ментальной арифметике имеют пять, а не традиционные 10 костяшек. Поначалу ученики используют абак во всех исчислениях. К третьему уровню около пятой части действий производится в уме. Начиная с восьмого ребята считают только устно. Постепенно они учатся оперировать пятизначными числами и могут выполнять основные арифметические операции, включая извлечение квадратного корня, опираясь исключительно на собственное воображение.

По словам Ержановой, прохождение всех 10 уровней занимает порядка трех лет при еженедельном посещении занятий. Группы в UCMAS, насчитывающем около 40 филиалов по всему Казахстану, формируются из детей в возрасте от четырех до 12 лет. Для получения соответствующих сертификатов ученики раз в год сдают тест, результаты которого отправляются в Малайзию – там находится головной офис компании. Кроме того, регулярно проводятся международные соревнования по ментальной арифметике, победители которых получают преференции при поступлении в некоторые вузы Юго-Восточной Азии.

Последователи и конкуренты

Успех UCMAS стал поистине заразительным: в течение нескольких лет у нас открылись франшизы других систем обучения ментальной арифметике.

Одна из них носит название Innovate. «Это самая прогрессивная на сегодняшний день программа изучения ментальной арифметики, – заявляет пиар-менеджер центра интеллектуального развития Advance Наталья Хван. – Она была разработана международным тренером, советником малайзийского Научного университета и личным преподавателем детей королевской семьи Айвилиной Тианг».

Хван утверждает, что Innovate – единственная в мире программа, которая использует музыку и мультимедийные инструменты в процессе занятий ментальной арифметикой. Видимо, этим отчасти объясняется успех Advance – всего два года понадобились компании, чтобы открыть 21 филиал в крупных городах Казахстана.

«Занятия в наших центрах улучшают математические способности, развивают логическое мышление, концентрацию внимания и способность к наблюдению. Эти качества помогают легко и успешно осваивать школьную программу, – говорит Наталья. – Все больше людей понимают, что ментальная арифметика – это не просто скоростной счет, а эффективный инструмент интеллектуального развития».

Мозговой штурм

Что же представляет собой ментальная арифметика – методику счета или универсальное орудие эволюции? Сана Ержанова убеждена: увлечение казахстанских родителей отнюдь не модная забава. В доказательство она приводит случай из практики, когда ребенок, страдающий церебральным параличом, благодаря ментальной арифметике улучшил свою координацию. «Он занимается уже целый год, дошел до третьего уровня. И папа мальчика говорит, что ребенка стали меньше беспокоить судороги», – рассказывает собеседница.

С недавних пор «UCMAS Казахстан» сотрудничает с благотворительной ассоциацией «Асыл бала». В рамках пилотной программы ментальной арифметике обучаются незрячие дети. За короткий срок они смогли освоить основы вычисления на счетах с помощью переведенных на шрифт Брайля учебников, впереди – второй уровень.

Исследования эффективности ментальной арифметики проводились неоднократно. Результаты говорят о том, что методика действительно способствует когнитивному развитию. Ученые, однако, оговариваются: для ребенка важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. Поэтому перебарщивать здесь нельзя. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить