Страх, агрессия, апатия: молодые казахстанцы плохо переносят пандемию

Они жалуются на растущее чувство тревоги, одиночества, неуверенности

ФОТО: unsplash.com/ Alex Iby

Пандемия COVID-19, которая вместо нескольких месяцев привела к более чем полуторагодовой парализации университетов по всему миру, ощутимо сказалась на самочувствии студентов. Во всем молодые люди жалуются на растущее чувство тревоги, одиночества, неуверенности в будущем, затяжные депрессии и стрессы. Казахстан не стал исключением.

Начало 2020 года ознаменовалось внезапными и кардинальными изменениями в сфере образования. Уже в середине апреля, по данным ЮНЕСКО, школы были закрыты в 191 стране мира, а более 1,5 миллиарда учащихся перешли на дистанционное образование. Поначалу всем казалось, что этот процесс – временный и продлится до конца семестра. Но уже в сентябре 2020 стало ясно: новый учебный год школьники и студенты также проведут дистанционно.

Первое время исследователи во всем мире больше обращали внимание на технические аспекты нового онлайн-образования: сбои в работе учебных учреждений, слабую техническую оснащенность, перебои в работе интернета, ограниченный доступ к образовательным продуктам, слабую цифровую подготовку педагогов и учащихся, растущую безработицу в сфере образования, рост студенческих долгов и др.

Но спустя некоторое время стало ясно: влияние пандемии на сферу образования уже не поверхностно. Оно затронуло самые глубины образовательного процесса, серьезно сказалось на его главных субъектах - педагогах и студентах. Как показывают многочисленные исследования из разных стран мира, более всего за время пандемии ухудшилось самочувствие молодых людей.

Мировая статистика

Согласно опросу ЮНИСЕФ о влиянии COVID-19 на психическое здоровье подростков и молодежи, проведенному в 9 странах мира и охватившему свыше 8 тысяч респондентов, каждый третий молодой человек ответил, что чувствует беспокойство (27%) и ещё 15% испытывают депрессию. 43% девушек и 31% юношей с пессимизмом смотрят в будущее.

Согласно докладу Международной организации труда «Молодежь и пандемия COVID-19: влияние на рабочие места, образование, права и психологическое состояние», 50% молодых людей потенциально могут испытывать чувство тревоги или депрессии, а еще 17%, по всей вероятности, уже столкнулись с этими проблемами.

В России, наряду с ростом традиционных страхов, у молодежи появились новые, пандемические. Эти страхи либо отсутствовали до коронавируса, либо были очень слабо выражены. По данным исследования УрФУ, 88% участников опроса отметили, что пандемия усилила состояние тревожности. 65,9% респондентов переживают о состоянии здоровья, как собственном, так и родных и близких. Среди лидирующих и страхи за собственное будущее (57,2%): респонденты отмечают, что теряют контроль над ситуацией и своей жизнью.

В Канаде, согласно опросу Canadian Institutes of Health Research, каждый четвертый студент-респондент отметил, что уровень стресса у него - выше критических порогов.

В США анализ на основе интервью студентов, проведенный учеными из Texas A&M University, показал повышенный стресс и тревогу вследствие вспышки COVID-19 (71%). Были выявлены множественные факторы, которые способствовали повышению уровня стресса, беспокойства и депрессивных мыслей среди студентов. К ним относятся страх и беспокойство за собственное здоровье и за своих близких (91%), трудности с концентрацией внимания (89%), нарушения режима сна (86%), снижение социальных взаимодействий из-за физического дистанцирования (86%) и усиление опасений по поводу академической успеваемости (82%).

В результате другого опроса, проведенного Goodwin Simon Strategic Research в США, американские студенты проявили меньшую ясность в отношении своих целей и идей относительно будущей работы или карьеры, многие студенты в США не уверены, стоит ли им продолжать учиться в университете.

В Великобритании средний балл удовлетворенности жизнью среди студентов, по данным Офиса национальной статистики, понизился: он стал гораздо ниже, чем у взрослого населения (5,8 против 7 из 10).

В Австралии большинство студентов не уверены в своем финансовом будущем (64%) и откладывают достижение основных жизненных целей из-за пандемии COVID-19 (69%). Это показал опрос ME Bank, выявивший широко распространенный пессимизм. Большинство молодых людей заявило, что вряд ли они выйдут на пенсию до 65 лет, найдут дом своей мечты или работу, которая связана не только с оплатой счетов. 84% из 1000 молодых австралийцев заявили, что после COVID-19 получить работу стало сложнее.

Как видим, пандемия серьезно сказывается на ментальном и психическом здоровье молодежи. По всему миру, в том числе и в Казахстане, уровень стресса и тревог молодежи растет.

Исследование самочувствия студентов в Казахстане

В Казахстане в рамках научно-исследовательского проекта «Трансформация ценностей казахстанской системы высшего образования в условиях поликультурного и глобализирующегося мира», реализуемого при поддержке МОН РК, было проведено исследование качества дистанционного образования и самочувствия студентов. Всего опрос охватил 1000 респондентов со всех регионов Казахстана. В исследовании приняли участие студенты высших учебных заведений Казахстана разных курсов обучения (с 1 по 4), разных национальностей, языка обучения и специальностей.

На вопрос, какие чувства чаще всего испытывают респонденты, почти половина студентов (48,5%) ответили, что чувствуют обычный жизненный тонус, ровные чувства. Ещё 30,9% - эмоциональный подъем, бодрость.

Однако следует отметить, что оставшиеся респонденты (20,6%), то есть каждый пятый студент, испытывает преимущественно негативные чувства: часть респондентов (9%) - состояние неуравновешенности, чувство тревоги, ещё часть (4,8%) пребывают в депрессии, а 4,2% испытывают чувство безразличия ко всему. В числе других ответов студенты указывали чаще негативные чувства, такие как эмоциональная карусель, страх, усталость, одиночество, агрессия, подавленность, грусть, стыд, апатия, тревожность, чувство вины, отвращение и др.

Чувства, испытываемые респондентами

 

На вопрос, что вызывает опасение и неуверенность в дальнейшей жизни, студенты отмечали страх не реализовать себя (54%), проблемы с трудоустройством (11,4%), страх остаться без средств к существованию (11,2%), проблемы со здоровьем (10,3%), проблемы с семейным положением (8,5%). В своем ответе студенты также поделились, что обеспокоены страхом не найти себя, страхом неизвестности, политической ситуацией в мире, страхом затяжной депрессии, зависимости, страхом перед будущими препятствиями и др.

Опасения респондентов

Что является причиной подобного положения дел? Согласно опросу, пандемия качественно изменила систему ценностей молодежи. Молодые люди стали больше заботиться о семье, своем здоровье и здоровье близких, карьере. Соответственно, возрос их уровень ответственности и опасений за будущее.

В связи с длительным карантином и ограничительными мерами ухудшилось и финансовое положение студентов. Многие потеряли работу, соответственно, и собственный заработок.

Что касается дистанционного образования, несмотря на то что в целом студенты достаточно лояльно и с пониманием отнеслись к экстренным нововведениям в их университетах, общая оценка качества образования на уровне 4. По сравнению с традиционным, очным образованием, качество дистанционного образования хуже. Казахстанские студенты отметили такие его негативные факторы, как отсутствие живого общения и студенческой жизни, нестабильный интернет и технические проблемы, отсутствие практических навыков и прямой связи с педагогами, появление проблем со здоровьем (боль в спине, ухудшение зрения, физическая усталость от компьютера), невозможность отделить домашние дела от учебных и др.

При этом подавляющее большинство респондентов (82%) верят, что качественное высшее образование поможет им обеспечить успешную карьеру и самореализацию в будущем. Соответственно, отказываться от обучения в вузах они не планируют.

Больше половины казахстанских студентов (50,6%) желают вернуться в университеты на очное обучение.

Длительное отсутствие социальных контактов, экстренный и не всегда успешный переход в онлайн-сферу, беспокойство за собственное здоровье и здоровье близких и множество других факторов серьезно повлияли на представления, ценностные ориентиры и, как следствие, - поведение молодежи. Однако требуются ещё серьезные исследования, чтобы понять глубину этих изменений и влияние пандемии на самочувствие студентов.

Мадина Ашилова, PhD, ассоциированный профессор КазУМОиМЯ им. Абылай хана

Алибек Бегалинов, PhD, профессор-лектор МУИТ

Калимаш Бегалинова, д.ф.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби

Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6082 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
21 октября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить