Собрать себе тренинг. Как российско-казахстанский тандем развивает в Лондоне систему корпоративного онлайн-обучения

7765

К проекту системы корпоративного онлайн-обучения My Learning Hub 23-летний уроженец Актобе, участник рейтинга «30 моложе 30» – 2020 Алихан Бекенов присоединился в 2015 году, когда в будущее продукта не верил, пожалуй, никто, кроме его основателя – петербуржца Виктора Потапова. На сегодняшний день компания закрыла сделки на $700 000, стоимость существующих контрактов составляет 1,2 млн фунтов стерлингов, системой пользуются команды из Великобритании, США, Японии, Мексики, Новой Зеландии, ОАЭ

ФОТО: Татьяна Кизеева

Не было бы счастья…

Выходцы из постсоветских стран познакомились в Лондоне. Алихан к тому времени учился на факультете финансов Sussex University, а Виктор после двухлетнего вынужденного перерыва предпринимал вторую попытку начать свой бизнес в Соединенном Королевстве. Прототип новой системы обучения Потапов разработал еще в 2013, будучи студентом последнего курса университета Queen Mary. В проект вложил деньги, полученные за время работы в агентстве недвижимости. Пытался предложить его британским школам и колледжам, но столкнулся с бюрократическими преградами. Вскоре закончился срок действия визы, и Виктору пришлось вернуться на родину.

- Все мои друзья, привычное окружение остались Лондоне, где я учился с 15 лет, так что необходимость возвращаться в Санкт-Петербург не радовала. После Лондона с его развитой инфраструктурой, ставшими привычными безналичными платежами в магазинах и в транспорте я словно бы вернулся в прошлое, где проезд в метро приходилось оплачивать жетонами. Это угнетало, хотелось перемен, – рассказывает собеседник.

На одном из коворкингов Виктор познакомился с тренером по продажам, пытавшимся предложить свои услуги компании Yellow Pages, которая выпускала популярный в те времена справочник компаний «Желтые страницы» и хотела перевести бизнес в диджитал. Соответственно, возникла потребность в онлайн-обучении сотрудников офисов, находящихся в разных регионах России.

- У них были контент и экспертиза, а у меня – платформа, на базе которой можно было обучить всех сотрудников в региональных офисах компании. На тот момент продукт был сырой, но главное – у нас появился первый клиент, что дало заряд энергии и понимание того, что есть смысл работать дальше, – говорит Виктор.

Спустя год он получил предпринимательскую визу и вернулся в Великобританию. Вскоре появился и первый заказ, под который был снят офис и начался наем сотрудников. Когда выяснилось, что потенциальный заказчик оказался мошенником и подделал подписи на договорах, деваться было уже некуда, пришлось выкручиваться.

- Несмотря на то что первый год выдался очень сложным, у меня оставалась убежденность в успехе. Алихан поверил в нас одним из первых и в 2015 году стал сооснователем. На протяжении всего периода существования проекта в зону моей ответственности входила операционная деятельность, а он работал на позиции советника генерального директора, – вспоминает Виктор.

Цель определена

По оценкам Виктора, мировой рынок корпоративных тренингов составляет около $300 млрд, а рынок обучающих онлайн-систем, подобных My Learning Hub, – $20 млрд. 70% приходится на долю США, оставшиеся 30% делят европейские страны, в том числе Великобритания. В последние годы корпоративные тренинги мигрируют в онлайн, и пандемия ускорила этот процесс.

Структура современного предприятия, уверен Алихан Бекенов, такова, что в проведении тренингов «для галочки» не заинтересованы ни руководство, ни сами сотрудники. На рынке появились сложные системы управления складом, бухгалтерией, системы электронного документооборота. Сотрудники должны пройти обучение в соответствии со своей специализацией, так что автоматизация этого процесса решает множество проблем и, что немаловажно для руководства, экономит ресурсы. В My Learning Hub есть карта компетенций: для каждой должности прописан обучающий контент, и система автоматически зачисляет сотрудника на обучение, соответствующее его должности.

- Мы заметили, что в Великобритании при найме сотрудников работодатель отдает предпочтение кандидатам, знакомым с продуктами, на базе которых работает компания, а не обладателям дипломов более престижных университетов. Академический бэкграунд важен, но знания, которые ты получаешь в процессе тренинга, могут сыграть решающую роль, – утверждает Алихан.

Создатели My Learning Hub хотели повторить успех Udemy и Coursera. Начали создавать контент, набрали около 1000 студентов. В активе компании был софт собственной разработки, его предстояло продвигать партнерам на территории Великобритании. Крупных корпоративных заказов не было, и поначалу, говорит Алихан, предприниматели участвовали в тендерах. В результате выиграли заказ на пятилетний контракт для государственной лесопромышленной компании в Ирландии.

- Почти 5000 сотрудников, многие из которых были новичками, сезонными рабочими, должны были пройти инструктаж по технике безопасности. Обычно компания тратила сумасшедшие деньги, чтобы собрать работников, снять им жилье, пригласить инструкторов. Мы раздали каждому пароль и идентификационный номер, они прошли онлайн-обучение и получили онлайн-сертификаты, – рассказывает Алихан.

My Learning Hub позволяет проводить не только обязательные тренинги, но и тренинги для сотрудников, стремящихся продвигаться по карьерной лестнице. Основная задача продукта – создать среду, в которой обучение будет удобным и продуктивным.

С целевой аудиторией сооснователи определились «на берегу». На рынке существует масса недорогих решений, от подписки на которые клиент может отказаться в любой момент. Но за $200–300 в месяц, уверен Виктор, серьезному заказчику в принципе невозможно оказать хорошую поддержку, а создателей My Learning Hub интересовали надежные контракты, которые клиенты будут заключать не на один год. Гигантские корпорации, готовые тратить миллионы долларов на программы корпоративного обучения, не рассматривались по причине слишком сложного и долгого процесса согласования решений, да и продать неизвестный продукт топовой компании сложно. Партнеры сконцентрировались на «золотой середине» – сегменте компаний с численностью сотрудников от 500 до 5000 человек, которым требуются хороший сервис и квалифицированная поддержка за приемлемые деньги.

После дебютного успеха в числе клиентов My Learning Hub появились компания Liverpool Mutual Homes, а также Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS). Первых клиентов удалось получить, выиграв в тендерах, но сооснователи проекта сочли этот путь не очень эффективным и настроили рекламу через ботов в LinkedIn.

Перспективные хабы

По словам собеседников, одно из преимуществ My Learning Hub заключается в практически мгновенной обратной связи: большинство конкурентов отвечают на запрос через два-три дня. За это время сотрудники, ответственные в компаниях за корпоративное обучение, могут найти альтернативный вариант.

Практика работы с потенциальными заказчиками показала, что сотрудники, которые пришли в компанию три-четыре месяца назад, более открыты новому, чем те, кто работает на своей позиции несколько лет. Новички растут вместе с My Learning Hub, получают повышение, рассказывают об успешных кейсах коллегам по рынку, и эти истории успеха становятся лучшей рекомендацией продукта.

- Трудно получить первые пять кейсов. Если с ними ты не упал в грязь лицом, сделал все, чтобы эти заказчики рекомендовали тебя остальным, дальше становится намного проще. Но в любом случае сам продукт гарантирует лишь 20% успеха. На 80% успех проекта зависит от того, как этот продукт помог заказчику решить конкретные проблемы, – объясняют партнеры.

Алихан Бекенов
ФОТО: Татьяна Гринкевич
Алихан Бекенов

В случае с рынком корпоративных тренингов одна из главных проблем заключалась в том, что заказчикам все чаще требовался не «DVD-проигрыватель», способный транслировать уже готовые тренинги (к слову, в библиотеке My Learning Hub собрано более 150 готовых курсов на различную тематику), но ресурс, посредством которого сотрудники сами могли бы разрабатывать контент, соответствующий требованиям компании, создавать обучающие хабы, расшеривать их среди коллег.

- Продукты, которые к тому времени предлагал рынок, были довольно сложными, так что заказчикам пришлось бы либо отдать производство контента на аутсорс, либо нанять компетентного человека, который бы работал над его созданием. И то и другое требует больших финансовых затрат. Наша целевая аудитория – люди 35–50 лет, многие из них не очень хорошо разбираются в компьютерах, им нужен легкий в использовании продукт, на базе которого можно создавать учебный материал, не имея специального образовани, – рассказывает Виктор.

К тому времени My Learning Hub уже предлагал не только готовый контент, но и конструктор курсов. Доработка заняла около четырех месяцев.

- Хабы пользуются спросом в компаниях, предлагающих сложные нишевые продукты. К тому же благодаря данной системе у нас появилась возможность больше зарабатывать. Внутреннее решение для компании в целом мы продаем, например, за 25–30 тыс. фунтов стерлингов, каждый хаб сверх того – за 5 тыс. Благодаря новому подходу мы хорошо выросли в апреле – июле, а всего в нынешнем году, несмотря на карантин, смогли заработать 215 тыс. фунтов стерлингов. При этом еще в марте совсем не было уверенности, что сможем работать дальше, ведь все крупные клиенты, государственные компании заморозили работу и отправили сотрудников по домам, – признаются собеседники.

За все время существования My Learning Hub заключил сделки на более чем 1 млн фунтов стерлингов, но это «долгие» деньги: контракты заключаются на несколько лет и клиенты делают выплаты постепенно.

В поисках инвестиций и рынков

Костяк клиентов My Learning Hub составляют IT- и финтех-компании, производственный сектор, есть успешные кейсы в медицинском и гостиничном бизнесе, химической и лесной промышленности, ретейле. Пандемия COVID-19, поначалу спутавшая планы развития, со временем открыла новые возможности. Появился спрос на продукт со стороны компаний, которые частично перевели персонал на «удаленку» либо временно прекратили работу и хотят, чтобы сотрудники провели время вынужденного простоя с пользой для собственного развития.

В апреле нынешнего года проект вышел на самоокупаемость, на этот же период планировалось завершить сделку с инвесторами, однако карантин изменил планы. Так что пока проект растет органически и зарабатывает самостоятельно, что, по признанию сооснователей, все же ограничивает ресурсы для развития.

- Когда появляются инвестиции, – говорят они, – компания может вложить их в рост, нанять крутых специалистов. Хотелось бы в ближайшее время найти инвестора, который оценил бы наш потенциал и помог продвигать продукт в странах Азии и Африки.

My Learning Hub представлена двумя офисами – в Лондоне, где сосредоточены менеджмент и отдел продаж, и в Киеве – там базируется команда разработчиков. Что касается стран СНГ как возможного рынка сбыта, то направление только начинает развиваться: до последнего времени корпоративным тренингам не уделяли серьезного внимания, а в случае необходимости проводили в офлайновом формате. Однако подход к вопросам, связанным с обучением сотрудников, меняется, не случайно при крупных структурах все чаще открывают корпоративные университеты. Тем не менее возможность очной встречи для СЕО компаний, работающих на постсоветском пространстве, важна до сих пор, и принятие окончательного решения зачастую откладывается до лучших времен, когда закончится пандемия и возобновятся перелеты. «Без ресторана у нас никак», – смеется Алихан.

По его словам, в нынешней ситуации интересен рынок дистанционного образования в странах СНГ.

- Мы можем составить хорошую конкуренцию зарубежным продуктам. Во-первых, учебным заведениям My Learning Hub обойдется дешевле; во-вторых, сделав выбор в пользу нашей платформы, страны СНГ, в частности Россия, Украина и Казахстан, поддержат не просто своих земляков, но команду, у которой есть понимание, какой контент необходим, как должны быть выстроены бизнес-процессы, – поясняет Алихан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить