Сделать разумно

Экспертам в бизнес-образовании потребуется переобучение

Фото: Андрей Лунин

Технологические и культурные перемены, которые произошли за последние годы, требуют передела системы образования – в сфере подготовки предпринимателей и других специалистов бизнеса. По общему мнению экспертов, которое, в частности, прозвучало на недавнем форуме по проблемам бизнес-образования и будущему предпринимательства в Алматы, изменения должны быть коренными и начнутся с переоценки спроса.

Декан высшей школы бизнеса Nazarbayev University Рамон О’Каллагхан указывает, что страны традиционно разделяются в соответствии со своими представлениями об идеальном бизнесе. Так, в США ориентир – финансирование и взращивание крупного бизнеса. Потому уделяется большое внимание надзору за бизнес-планами. В Европе с ее маленькими семейными компаниями допускают саморегулирование социально-рыночной экономики. Лишь 3% европейских компаний ставят рост своей целью.

В связи с ролью семейного бизнеса в Казахстане Nazarbayev University избрал европейский путь и ставит целью избавить студентов от мышления, которое осталось от плановой экономики СССР. «Задача состоит в том, чтобы перейти от понятия «заниматься бизнесом» к его развитию», – поясняет О’Каллагхан. Студенты, которые прошли курс SME Executive Development Program, должны научиться видеть больше возможностей и средств роста, привлекать ресурсы и создавать свои команды.

Перевоспитанию должны подвергнуться и преподаватели. По замечанию Руслана Калимуллина, преподавателя МАБ, «поколение Z» (1990–2000 годов) ежедневно сталкивается с ситуацией, когда рабочие модели перестают работать, обесцениваются опыт и интеллектуальное развитие. Отсутствие веры в старые догмы отваживает молодежь от бизнес-образования. Ее привлекают возможности быстрого и дешевого обмена идеями, который происходит в интернете. Для внедрения своих замыслов молодежи хватает социальных сетей и видеосайтов. Эти сайты также важны для них в плане передачи впечатлений и мотивации к участию в каких-либо проектах.

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау», указывает на корень недоверия к нынешней системе. По его словам, бизнес-предметы преподаются на базе экономической науки и часто относятся к прикладной дисциплине экономики. Соответственно, в наши дни бизнес-образование воспринимается как разновидность экономического, что не отражает настоящей сути предмета.

Экономика как «правила ведения хорошего хозяйства» (в переводе с греческого) – наука оптимизации использования ограниченных ресурсов. В то время как менеджмент, да и вся наука управления, направлены на задействование неограниченных ресурсов личностного потенциала членов общества, такого как, например, общение, познание и переживание.

Подобное отношение развило чувство отстраненности от механизмов развития. Иными словами, управление воспринимается как внешнее воздействие на систему. Этот подход живет, несмотря на то что в природе управление является внутрисистемным процессом, цели которого могут быть даже неизвестны.

Наиболее вероятным будущим в МАБ считают развитие корпоративных университетов. По типу университета гамбургеров, который учредила корпорация McDonalds для своих служащих. Такие заведения способны удовлетворить долгосрочную потребность компании в кадрах и в теории удержать и развить талантливых сотрудников. Например, казахстанская инвестиционно-строительная компания BI Group уже обладает опытом в организации собственного учебного заведения для управленцев. Вскоре это предприятие будет включать профессиональную подготовку и учебно-производственный центр. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4901 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить