Ректор AlmaU: Полностью на традиционный формат мы уже не вернемся

12560

Школьники и студенты продолжают учиться дистанционно. О том, как проходит обучение в первом семестре 2020-2021 года, позволяет ли смешанный (blended) формат сохранить качество образования, и чем «дистанционка» отличается от преподавания в режиме реального времени, рассказывает ректор Almaty Management University Ербол Сулейменов

Ербол Сулейменов
Ербол Сулейменов

Ербол Зинаддинович, осенний distance в AlmaU как-то отличается от весеннего, который случился внезапно?

- В общем, да. Но хотел бы расставить акценты: формат обучения у нас – blended learning – смешанный. Все материалы курса представлены в электронном виде: в качестве готовых видеолекций, презентаций, практических заданий, тренажёров/симуляторов, методических материалов курса и т. д. При этом преподаватель сопровождает всех обучающихся и все контактные часы проходят в формате вебинаров с использованием лицензионных платформ Zoom и Microsoft Teams.

То есть все учебные материалы в онлайн-доступе?

- Да, при этом все практические занятия проводятся в режиме интерактивных вебинаров и студенты смогут напрямую коммуницировать с преподавателями.

Какое обучение эффективнее, на ваш взгляд – онлайн или офлайн?

- Зависит от многих факторов. Ведь онлайн-формат тоже бывает разный. Например, дистанционное обучение – это формат, который используется на той же Coursera, когда на платформу заливается записанная заранее лекция и студент в удобное для него время смотрит и выполняет задания. Есть онлайн-обучение в режиме реального времени (этот формат используется в AlmaU), когда уроки проходят интерактивно, транслируются в Zoom, например. То есть преподаватель читает лекцию вживую, это не запись. Такой формат требует гораздо больше затрат – трудовых, временных, материальных. И, отвечая на ваш вопрос, по некоторым исследованиям, смешанный формат оказался более эффективным, чем чистый онлайн или чистый офлайн.

Затраты на blended learning такие же, как и при традиционном формате?

- Даже выше. Ведь мы также готовили учебный корпус к занятиям в условиях пандемии: сделали зонирование, перепланировку компьютерных классов, библиотек, пунктов питания для обеспечения рассадки с соблюдением социальной дистанции. Помимо этого, мы установили дезинфицирующий тоннель, термометры для измерения температуры тела, кварцевые лампы и постоянно проводим санитарную обработку помещений.

Чтобы обеспечить бесперебойный доступ к платформам Zoom и Microsoft Teams, мы приобрели их лицензионные продукты. Сейчас в Microsoft Teams у нас созданы корпоративные учетные записи на всех преподавателей и обучающихся университета.

Значительных затрат требует увеличение серверных мощностей, расширение облачных хранилищ, увеличение скорости интернета и т. д.

Эти затраты обусловлены тем, что лекции преподаватели в основном ведут из кампуса?

- В том числе. Ведь для обеспечения качества обучения преподавателям рекомендуется проводить занятия из аудиторий университета. В связи с этим мы оборудуем аудитории для проведения занятий в онлайн-режиме: устанавливаем камеры, микрофоны, колонки и т. д.

Можно ли сказать, что новый формат обучения диктует спрос на новых специалистов?

- В общем, можно. Нам требуется больше специалистов для записи видеолекций и видеоматериалов. В последние месяцы мы набирали больше таких специалистов, как педагогический дизайнер, методист онлайн-обучения, программист и системный администратор.

Сколько времени у вас потребовал переход на онлайн-обучение весной?

- Больше было страха, что мы не сможем это сделать, что не получится. Но, к моему личному удивлению и к чести наших преподавателей и сотрудников, мы практически за один день перешли с офлайн-формата на онлайн.

Разница между весной и осенью в том, что мы учли технические недостатки, которые были весной. Например, раньше у нас не хватало лицензионных платформ и мы не могли обеспечить бесперебойное использование Zoom и Moodle. Zoom через 40 минут отключался, надо было заново заходить. Теперь мы приобрели достаточное количество лицензий.

А что касается содержания обучения?

- Содержание не уступает по качеству обучению в традиционном формате. Летом мы не сидели сложа руки, готовили соответствующий контент для онлайн-курсов, наращивали цифровые компетенции наших преподавателей, чтобы они могли сформировать digital-контент своих дисциплин, совершенствовали координацию занятий. У расписания онлайн-занятий есть своя специфика: вы учитываете не количество аудиторий, а время, которое есть у преподавателей. Все это нужно было учесть и сейчас эти задачи решены.

Но часть лекций вы записываете заранее?

- Да, такие модули тоже есть, чаще всего это поточные лекции, когда преподавателю тяжело общаться с большой аудиторией в интерактивном режиме. Там, где мы видим возможность предоставить без ущерба для качества заранее записанную лекцию, мы ее используем. И к этому нужно относиться с пониманием, ведь для преподавателя это большая нагрузка.

Ведь раньше преподаватели все лекции читали офлайн, разве сейчас нагрузка не стала меньше?

- Наоборот. И, перейдя на онлайн, мы это сразу заметили. Почему-то люди думали, что при переходе в онлайн времени у тебя становится больше, нагрузки меньше. По факту оказалось, что нагрузка увеличилась, объем работы, который выполняется на карантине, вырос в разы. У преподавателей это еще ярче выражено – их нагрузка увеличилась в связи с необходимостью подготовки контента дисциплин в электронном формате и заблаговременной загрузки всех материалов в портал Moodle.

Такая нагрузка, наверное, может вызвать профессиональное выгорание?

- Да, но мы все понимаем, что вначале бывает сложно. Нужно пережить этот период. Приходится на первых порах учиться и работать, приобретать новые цифровые навыки. Не все преподаватели весной знали, как пользоваться Zoom, как начать запись, отключить или включить микрофон. Начинать всегда сложно. Но такой накал, такой стресс, такое давление, такой объем работы – он не будет продолжаться все время.

Как ваши студенты отнеслись к переходу на онлайн-формат этой весной?

- Меня тоже с самого начала интересовала обратная связь от студентов. Интересно, что подавляющее большинство поначалу были даже рады. Для них это был новый опыт, потом, конечно, первоначальная эйфория прошла. Но с технической точки зрения им это далось легко, современная молодежь с гаджетами «на ты».

Почему же им этот формат перестал нравиться?

- Практически на ноль ушло живое общение. Это не нравится людям, даже не по отношению к обучению, а вообще. В разы сократилось живое общение не только с преподавателем, но и с друзьями, семьей, коллегами. И это все ложилось негативным фоном на процесс обучения. Было много вопросов, когда вернемся к очному формату. Мы отвечали, что есть объективные причины, это не прихоть университета и надо привыкать к этому. Жизнь уже не будет прежней.

Это хорошо или плохо?

- Есть и плюсы, и минусы. Например, использование технологий дистанционного обучения – это плюс. И после карантина, я думаю, дистанционный формат в той же управленческой части сохранится. Мы продолжим проводить совещания онлайн, все к этому привыкли – не надо никуда вылетать, это экономит нам средства и время. Полностью на традиционный формат мы уже не вернемся. Карантин открыл нам возможности, ресурсы, которые мы раньше не использовали. Есть области, где формат онлайн-обучения очень даже эффективен. И, соответственно, почему бы не использовать его и дальше?

- Но ведь при онлайн-формате страдает другая функция образования – воспитательная?

- Абсолютно согласен, поддерживаю. Поэтому важен баланс между онлайн- и офлайн-частями. Навыки, профессия, конечно, важны. Но основная миссия образования – социализация, подготовка к осознанной жизни через воспитание, чтобы человек мог в обществе чувствовать себя комфортно. Это нельзя преподать онлайн, через цифровые технологии – мы это понимаем.

- Возникают ли конфликтные ситуации из-за введения онлайн-формата?

- Такое сейчас случается, думаю, во всех вузах. Мы стараемся решать все спорные вопросы вместе с нашими студентами. Один из принципов нашего университета является принцип win-win-win (win – «выиграл» с англ.). Это означает, что от наших решений должны выигрывать не только две стороны – университет и студент, университет и преподаватель/сотрудник, но и третья сторона – общество. И любую ситуацию, даже конфликт, мы используем для того, чтобы заставить принцип трех win работать на практике.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить