Разработчиков некачественных учебников будут привлекать к ответственности

8519

Казахстан начнет модернизацию образования. Направления модернизации определил президент: увеличение финансирования, повышение качества, новый подход к подготовке педагогов

ФОТО: pixabay.com/weisanjiang

Третье заседание Национального совета общественного доверия при президенте, прошедшее 27 мая, было посвящено образованию. В онлайн-режиме члены НСОД, правительства и администрация президента в течение часа обсуждали, в каком направлении должно развиваться казахстанское образование и почему оно никак не дотягивает до международного уровня.

Проблемы есть на всех уровнях системы. Это и низкое финансирование самой отрасли, и слабые программы подготовки самих педагогических кадров, и слабые учебные программы, и по-прежнему недостаточный уровень зарплат педагогов и их низкий статус. За период ЧП выявилась и еще одна проблема - неготовность к работе в дистанционном формате. Касым-Жомарт Токаев констатировал: практика показала, что работоспособных систем для такой формы обучения у нас нет. Все это обозначили и представители общественности, входящие в состав совета, и резюмировал Токаев в своем выступлении.

Что предложил сделать президент? Необходимо решать вопрос финансирования. Токаев отметил, что в Казахстане на одного учащегося тратится меньше $1 тыс. в год, тогда как в первой десятке стран в рейтинге PISA - $10-14 тыс. И хотя «надо жить по средствам», в развитие образовательной инфраструктуры государство продолжает вкладывать немало денег. По государственной программе образования к 2025 году планируется построить 800 новых школ с более чем на 650 тысяч мест, 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов.

- Важно, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалось не только за счет государства, но и с помощью государственно-частного партнерства. Иначе, с учетом нашей положительной демографической динамики, мы всегда будем в роли догоняющих. Все необходимые нормативно-правовые механизмы для проектов государственно-частного партнерства имеются. В то же время считаю необходимым проработать вопрос повышения финансовой привлекательности, инвестиций в образовательную инфраструктуру. Следует рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам от ГЧП, - заявил Токаев.

Есть немало вопросов по образовательным программам, по качеству учебников. Президент убежден, что нужно повысить требования к научно-практической экспертизе и апробации учебников.

- Учебники у нас очень низкого уровня. Кроме того, поручаю на законодательном уровне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников. Подготовил плохой учебник, не пошел он, как говорится, в жизнь, - разработчик данного учебника должен нести ответственность. По-другому нельзя, - констатировал он.

Пересмотра требуют и программы подготовки преподавателей, причем стопроцентного пересмотра. Сегодня в них должны входить модули по IT-компетенциям, современным методикам и технологиям преподавания.

- Необходимо поэтапно повышать требования для поступления на педагогические специальности. Для повышения их привлекательности следует повысить стипендию для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге, - предложил Токаев.

- Вообще педагогов должны обучать и готовить специальные вузы. Я думаю, что Минобразования примет соответствующее решение в этом направлении. Я в принципе поддерживаю предложение о том, чтобы в целом наши вузы были бы условно поделены на так называемые лиги, как это имеет место в футболе – 1, 2, 3 лиги, и они могли бы конкурировать, соперничать друг с другом. В принципе, конкуренция в образовании, экономике или какой-либо другой сфере, безусловно, прогрессивное явление – это, безусловно, стимулирующий фактор, - считает президент.

Он предложил развивать двухдипломные программы, разные формы внутренней и внешней академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава вузов, и рассмотреть возможность открытия кампусов ведущих зарубежных вузов на базе казахстанских университетов. При этом вузы, выдающие «псевдодипломы», должны быть закрыты.

- Эту работу нужно завершить решительно и в самые быстрые сроки. Как бы трудно ни было, кто бы ни защищал эти так называемые вузы, эту работу надо завершить, эти конторы по печатанию дипломов нужно закрыть, - подчеркнул Токаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить