Как в Казахстане создали успешную франшизу в области дополнительного образования

Трудно представить себе дело более благородное и требующее большего самоотречения, чем обучение детей

ФОТО: Андрей Лунин

Так считает 29-летняя Айгерим Жусупова, соосновательница международной компании Sapsan, специализирующейся на разработке научно-образовательных программ, участница рейтинга «30 моложе 30» – 2019 Forbes Kazakhstan.

Поступив на филологический факультет МГУ, студентка из Астаны связывала свое будущее с научной сферой, да и диплом одного из лучших российских вузов предполагал скорее работу в фундаментальной науке, нежели в школе. Однако ближе к окончанию университета Айгерим поняла, что не хотела бы ограничиваться кулуарным научным миром. В 2014 девушка вернулась в родной город. В течение года она трудилась учителем в Назарбаев Интеллектуальной школе, участвовала в разработке программы по обучению одаренных детей русскому языку и литературе, попробовала силы в журналистике, но в конечном итоге решила строить карьеру в сфере, смежной с образованием.

- Я убеждена, что работать практикующими педагогами должны люди, имеющие призвание к нелегкой стезе учителя. Не считала, что в полной мере обладаю этим качеством, но в том, что смогу на базе полученных за годы учебы и работы знаний разработать образовательную методику, радикально отличающуюся от привычных подходов к обучению, сомнений у меня не было, – заявляет собеседница.

«Голубой океан»

В 2015 Айгерим переехала из столицы в Алматы, где встретилась с единомышленницей и будущей коллегой Айжан Сейтжаппаровой, в активе у которой также был опыт работы в системе образования, а именно в частных центрах развития интеллекта. Идея разработки собственной образовательной методики захватила партнеров: на первых порах, вспоминает собеседница, все делалось на чистом энтузиазме, в маленькой комнате, арендованной в одном из образовательных центров.

Авторы проекта понимали, что выходят на рынок, перенасыщенный предложениями курсов скорочтения, ментальной арифметики, «развивашек», образовательных центров на любой вкус и кошелек. Зачастую таковые копируют друг друга без фундаментальной методической составляющей и выживают за счет демпинга, что неизбежно сказывается на качестве обучения и подрывает доверие клиентов. В итоге родители, получив негативный опыт, перестают верить в идею альтернативного обучения.

- Решившись на разработку собственного продукта, ты можешь выбрать один из двух путей: пойти проторенной дорогой, но показать результат лучший, чем у конкурентов, или сделать что-то абсолютно новое. Мы хотели предложить свою уникальную методику, свой «голубой океан», в котором мы будем первыми, отойти от традиционной системы оценок, от всего груза, который когда-то вынесли сами, – говорит Айгерим. С первых дней существования проекта девушки решили, что будут создавать образовательную модель, а не сеть образовательных центров, управление которой требует огромного количества времени и ресурсов. Этой задаче в полной мере отвечает бизнес-модель франшизы.

На протяжении первых месяцев, пока шла разработка методики, проект не требовал серьезных вложений. Инвестиции понадобились позже. За два раунда привлечения инвестиций проекту удалось собрать более $400 тыс. Основная часть суммы уходила на разработку образовательных программ. К созданию контента привлекали лучших специалистов, опытных экспертов, а их услуги обходятся дорого. До прошлого года офис проекта размещался в одном из центров партнерской сети, это был своего рода полигон, на котором апробировали методику и стандарты, прежде чем упаковать их во франшизу. Год назад команда в составе 20 человек переехала в новый центр, владельцем которого является один из покупателей франшизы Sapsan.

Авторы методики поставили во главу угла не заучивание большого количества информации, а развитие когнитивных навыков – того, что охватывает популярное английское выражение soft skills: гибкость мышления, эмоциональный интеллект, способность к аналитике, логике и прочее, чему не учат в обычной школе, но спрос на что возрастет по мере того, как автоматизированные решения вытесняют сотрудников на производствах и в офисах.

- Суть нашей методики заключается не в том, чтобы знать много информации, а в том, чтобы уметь с ней работать, – поясняет Айгерим.

Равнение на прогресс

В центрах Sapsan представлено несколько программ: методика изучения английского языка Lingvo, курс «Техника чтения» для детей шести-восьми лет, направленный не только на повышение скорости чтения, но и на развитие осознанного подхода к пониманию текста, внимательности, логики, пополнение словарного запаса. Флагманский продукт – уникальная методика «Скорость мысли» для детей 8–17 лет. К ее разработке основатели Sapsan привлекали профильных специалистов, от педагогов до детских психологов и нейрофизиологов. Методика состоит из шести блоков: внимательность, речь, чтение, память, восприятие, логика. В течение одного занятия, длящегося 90 минут, тренеры (так в центре называют учителей) уделяют внимание всем составляющим, то есть на каждый из блоков отводится не более 15 минут. Благодаря этому дети не устают и не отвлекаются (попробуйте удержать внимание восьмилетки на протяжении полуторачасового занятия чтением или математикой). На время занятия полностью исключается доступ к гаджетам, зато приветствуется использование наглядных пособий, например достаточно сложной китайской головоломки, помогающей развивать тактильную, визуальную память, пространственное мышление.

ФОТО: Андрей Лунин

Прежде чем начать обучение, ребенок проходит входное тестирование, определяющее, готов ли он. Методика «Скорость мысли» достаточно сложна, она предполагает работу с текстом, фразеологизмами. Кроме того, все занятия выполняются на время – это мобилизует к быстрому принятию решений, но не все дети физиологически и психологически готовы воспринимать такой подход. В одной группе занимается не больше шести учеников, для каждого разрабатывается индивидуальный план в рамках общего занятия, разница в возрасте между участниками одной группы не должна превышать три года.

По словам собеседницы, 65% учащихся Sapsan – школьники 8–12 лет, родители которых понимают, что современный образовательный процесс не ограничивается механическим заучиванием формул. Учащиеся средних и старших классов, которым предстоит сдача ЕНТ и поступление в вузы, посещают центр в дополнение к занятиям с репетитором, чтобы научиться быстро и продуктивно работать с информацией. «Скорость мысли» и другие программы Sapsan не дублируют школьную программу, но помогают развивать логическое мышление. Как результат, улучшается успеваемость в обычной школе. За три года обучение по методике Sapsan прошли более 3000 детей.

- Для нас важна возможность оценить результат каждого ученика не со слов преподавателя, а через объективные критерии. Поэтому мы ввели систему онлайн-дневников, в которые после каждого занятия заносятся данные о том, сколько заданий выполнил ребенок и сколько из них правильно. Таким образом можно объективно оценить прогресс. Мы против системы оценок. Если один ученик за время обучения улучшил скорость чтения со 100 слов в минуту до 200, а другой – с 200 до 400, прогресс в обоих случаях одинаков, и это отлично, – объясняет Айгерим. Таким образом, дети не испытывают дискомфорта, который неизбежен при делении на «отличников» и «троечников», и искренне заинтересованы в том, чтобы превзойти собственные достижения. С другой стороны, родители видят результат и понимают, за что платят деньги. Стоимость обучения разнится в зависимости от страны (проект не ограничивается Казахстаном), размеров населенного пункта, где действует центр. Так, жителям крупных казахстанских городов месяц обучения ребенка в режиме два раза в неделю обходится в 29 000 тенге.

Коммуникация с родителями – еще один важный момент в деятельности Sapsan. Айгерим уверена, что родители являются важнейшими участниками учебного процесса и ребенок никогда не покажет результат, если они в этом не заинтересованы.

- Изначально мы искренне считали, что методика и показатели – это самое главное, и лишь спустя время, когда к нам присоединились франчайзи, поняли, что эмоциональные взаимоотношения, чувства детей и родителей по отношению к Sapsan не менее важны. Продукт не может жить вне системы, и наша задача как управляющих построить систему, в рамках которой комфортно и результативно пребывать и родителям, и детям, и франчайзи, – отмечает собеседница.

Сегодня команда центра занимается разработкой специального приложения, в котором родители смогут отслеживать успехи ребенка в реальном времени, управлять его аккаунтом.

Образование без границ

На протяжении первого года работы основатели Sapsan практически не вкладывались в рекламу. Информация о центре распространялась по принципу сарафанного радио – это тоже свидетельство успешной работы с родителями. Бывали случаи, когда родители одного ученика собирали две-три новые группы из числа детей родственников и знакомых. Типична ситуация, когда младшие дети приходят на программы вслед за старшими. Спрос стимулировал открытие франшиз и за пределами Казахстана. В 2019 бренд Sapsan появился в Бишкеке, а годом ранее была приобретена первая российская франшиза в городе Волжском. При этом, по словам Айгерим, выход на российский рынок раньше, чем в 2020, вообще не входил в их планы.

- Мы испробовали разные маркетинговые инструменты, но лучше всего в продажи конвертировались рассказы о реальных результатах реальных детей. Российский образовательный рынок более конкурентен, чем казахстанский, качество методик там на порядок выше, и, конечно, выходить туда было сложно. Но сердце любой франшизы – качественный продукт, и в этом смысле Sapsan достоин доверия, – утверждает собеседница. Ставка на франчайзинговую модель полностью оправдала себя. На сегодняшний день в Казахстане, Кыргызстане и России реализована уже 61 франшиза Sapsan. Стоимость зависит от региона и выбранного пакета, в среднем покупка обходится в $6000–7000. За эти деньги партнер получает зарегистрированный товарный знак, стандарты франшизы, руководство по ведению бизнеса, доступ к CRM-системе центра и к учебным материалам.

Большинство франчайзи, по словам Айгерим, не имели прежде опыта открытия собственных образовательных центров, а это не такая легкая работа, как может показаться на первый взгляд. Поэтому заключению договора о сотрудничестве предшествует интервью с потенциальным франчайзи, рассказ о перспективах и возможных затратах. За три года существования Sapsan не закрыт ни один партнерский центр, при соблюдении стандартов средний срок выхода на самоокупаемость составляет четыре-пять месяцев. Лучший результат показал центр Sapsan в Атырау, вышедший на самоокупаемость уже на третий месяц работы.

Недавно один из партнеров выразил готовность инвестировать в Sapsan для его развития в дальнем зарубежье, а именно в ОАЭ и Восточной Европе. В арсенале программ центра уже в этом году появится новый продукт – методика раннего развития для детей четырех-шести лет.

- Наши дети с рождения живут в цифровом мире, уделяя много времени гаджетам и интернет-серфингу, порой они не могут понять свои и чужие эмоции, не знают, как правильно поступать в той или иной ситуации. Мы хотим показать ребенку, что на свете есть масса других интересных и полезных вещей, что смартфоны и технологии, если правильно ими пользоваться, могут открыть целый мир интересной и полезной информации. А этому начинать учить никогда не рано, – уверена Айгерим.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10375 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
25 ноября родились
Канат Нуров
президент научно-образовательного фонда «Аспандау»
Нурлан Онжанов
начальник канцелярии президента РК
Куаныш Тазабеков
первый проректор университета «Туран», президент Казахстанской ассоциации маркетинга
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить