Работодатели: нам нужен не дипломированный специалист, а рабочий с сертификатом

17919

Казахстан испытывает острую нехватку «синих воротничков»

Экономика Казахстана в большей степени нуждается в квалифицированных рабочих — выпускниках колледжей, нежели в сотрудниках с высшим образованием. Об этом говорили на сессии «Перспективы развития профессионально-технического образования в Казахстане — обмен опытом с Великобританией» форума EdTech Forum M.E.T.A., который прошел в Нур-Султане.

Олжас Ордабаев
ФОТО: форум EdTech
Олжас Ордабаев

Как объяснил модератор сессии - руководитель НАО «Talap» Олжас Ордабаев, на плечах так называемых синих воротничков экономика и строится. Это подтверждают цифры: более 79% работодателей говорят о том, что их основная потребность — рабочие квалификации.

С казахстанским экспертом согласен руководитель по техническому и профессиональному образованию (ТиПО) Министерства международной торговли Великобритания Джонатан Леджер.

Джонатан Леджер
Джонатан Леджер

- В быстро растущем мире нужны работники, способные быстро меняться. Примерно 75% молодых людей будут работать на рабочих местах, которые через 20 лет могут вообще не существовать. В Великобритании мы просим работодателей разрабатывать программы ученичества и давать оценку нашим выпускникам. Работодатели стали частью системы обучения: предоставляют шефство и проводят оценку. Наша цель — вести практические стажировки до уровня магистратуры. Это дает практический способ обучения, который в принципе равноценен академическому. Надо сказать, что число людей, кто идет по пути получения степени через стажировки, растет, — отметил Джонатан Леджер.

Все больше людей готовы вместо 5-6 лет в академическом учебном заведении и траты крупных сумм пройти обучение через практическую систему. Новый подход — обучение на практике — позволяет использовать финансовые ресурсы работодателей, что даст отрасли дополнительные средства.

Тим Докинз
Тим Докинз

Руководитель отдела развития международного бизнеса NOCN (британское агентство по аккредитации) Тим Докинз тоже считает, что существует разрыв между навыками и готовностью к работе выпускников. Но есть и решение этой проблемы — дуальная модель стажировок. Теоретическая часть подготовки проходит в образовательной организации, а практическая — на базе производства. Причем в разработке программ для дуального обучения принимают участие работодатели, которые делают упор на нужные им специализации.

В Казахстане же острой остается нехватка рабочих кадров — «синих воротничков», констатировал управляющий директор департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Азамат Бейсенбенов. По его данным, из студентов, которые выпустились в 2020 году, только 10% пошли работать по полученной специальности.

- То есть казахстанские выпускники в целом неплохо трудоустраиваются, но, к сожалению не доходят до целевого работодателя. Хорошее трудоустройство отмечается в здравоохранении и образовании, чего нельзя сказать о металлургии и сельском хозяйстве, - отметил он и назвал решение проблемы: - Казахстанские работодатели признались, что они готовы принять выпускников даже без диплома, но с международными сертификатами. Поэтому интеграция учебных заведений с международными сертификационными центрами только приветствуется.

По мнению Азамата Бейсенбенова, Казахстану следует взять на вооружение такой опыт Великобритании, как шефство крупных предприятий и МСБ над учебными заведениями. Кроме того, в каждой школе должен появиться специлист по профориентации, тогда выбор профессии и понимание ее перспектив у выпускников будет проходить осознаннее.

Также важна популяризация определенных профессий в социальных сетях и СМИ, считает Бейсенбенов. Через видео в TikTok и Instagram можно привлечь внимание школьников к профессиям сантехника и тракториста и объяснить, что и там есть перспективы и хороший доход.

Конкретный пример привел менеджер по образовательным программам компании Aitas KZ Ермек Кузенбаев.

- Например, есть международный стандарт бурения и капитального ремонта скважин. При наличии сертификата диплом не требуется, и студент обязательно трудоустроится, так как работодатель доверяет сертифицированным стандартам. Если колледж сможет выдавать международную сертификацию и применять стандарты в подготовке кадров, то ускорится развитие многих отраслей производства, - уверен он.

В заключение дискуссии модератор Олжас Ордабаев подчеркнул, что опыт Великобритании будет чрезвычайно полезен для казахстанского образования - «оно сможет двигаться вперед семимильными шагами».

ФОТО: форум EdTech

Материал предоставлен организатором форума Асем Абдинуровой.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить