Проблемы образования из-за пандемии могут стоить Центральной Азии $44 млрд

12286

Онлайн-брифинг Всемирного банка на тему: «Образование в Центральной Азии: обучение во время пандемии» состоялся в среду, 5 августа

ФОТО: Maria Symchych / Shutterstock

Эксперты обсудили воздействие пандемии коронавируса на образование и человеческий капитал в Центральной Азии, пишет Forbes.uz.

Риск увеличения функциональной безграмотности

Пандемия коронавируса оказывает длительное негативное влияние на сферу образования, качество человеческого капитала и социально-экономическое развитие в странах Центральной Азии, где дети и молодежь составляют почти половину всего населения. Эксперты полагают, что кризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения.

Так, они прогнозируют увеличение уровня функциональной безграмотности среди подростков. Это означает, что растет число учеников, которые не могут использовать навыки чтения, письма и математики для эффективного участия в жизни общества.

ФОТО: Всемирный банк

До пандемии образование в Центральной Азии уже сталкивалось с рядом проблем, в частности с трудностями в устранении образовательной бедности, предоставлении равных возможностей уязвимым учащимся и в продвижении инклюзивности. В среднем ученики из стран Центральной Азии отставали от своих сверстников в Европе на полтора года обучения. Многие учащиеся в регионе уже демонстрировали низкие результаты по функциональной грамотности, согласно результатам международной программы оценки учащихся Организации экономического сотрудничества и развития PISA.

Особенную обеспокоенность вызывает рост неравенства, или разрыва, в обучении между учащимися из семей с разным уровнем дохода. Это происходит из-за ряда факторов, включая разницу в доступности дистанционного обучения и учебных материалов для учителей и учащихся, а также в поддержке преподавателей и вкладе семьи в домашнее обучение.

— Пандемия коронавируса наносит системе образования и обучения удар такой разрушающей силы, что последствия будут ощущаться на десятилетия вперед, включая экономические потери в размере $44 млрд только в Центральной Азии. И это не самый пессимистический сценарий, — сказала Айша Вауда, ведущий специалист Всемирного банка по вопросам образования в Центральной Азии. — Страны региона приняли быстрые меры по обеспечению экстренного доступа к обучению, задействуя множество каналов и форматов. Но теперь страны Центральной Азии должны реагировать таким образом, чтобы при этом заложить основу новой системы образования – качественной, устойчивой и справедливой.

Определенным детям, по ее мнению, нужна целевая и продовольственная поддержка. Это может помочь им правильно развиваться и не отставать в умственном и физическом развитии от сверстников.

ФОТО: Всемирный банк

— Здесь посыл очень четкий: нужно сохранить и защитить образовательный бюджет или по крайней мере не урезать его.

Как отметила эксперт, удаленное обучение в будущем будет нормой во многих странах, и доступ к цифровым платформам нужно значительно увеличить во всем регионе.

— Определенные категории учащихся, которые почувствовали вкус плодов независимого обучения, не смогут вернуться и сесть за парту. Но, с другой стороны, ученики, которые в значительной степени отстали от обучения, не смогут справиться с учебными программами, если откроются школы или запустится полноценная система удаленного обучения. 

Вауда добавила, что нужно обеспечить дополнительное и индивидуальное обучение, а также создавать позиции помощников преподавателей в школе, которые бы помогали отстающим учащимся наверстать упущенное.

ФОТО: Всемирный банк

— Неизвестно, когда откроются школы, и поэтому текущие программы удаленного обучени - видео и телеуроки, методические пособия, материалы и учебники - нужно поддерживать с финансовой, организационной и методологической точки зрения, — комментирует ситуацию спикер. — Нужно насыщать платформу качественным контентом для того, чтобы удаленное образование было интерактивным и содействовало усвоению нового материала.

Каждая отдельная школа должна пересмотреть баланс между технологиями и педагогикой. Также нужно оказать поддержку преподавателям не только техническими средствами, но и навыками работы в новой норме удаленного обучения.

Какие меры можно предпринять

В ходе брифинга Айша Вауда отметила следующие рекомендации для стран Центральной Азии:

  • Образование, формирование навыков и непрерывное обучение относятся к ключевым направлениям национальных антикризисных инициатив;
  • Сохранение и увеличение финансирования образования; при этом особое внимание следует уделить поддержке тех учащихся и школ, которые больше всего пострадали из-за кризиса;  
  • Подготовка к обучению в «смешанном» формате в краткосрочной или среднесрочной перспективе с расширенным доступом к цифровым платформам на которых размещаются образовательные ресурсы;
  • Совершенствование существующих программ дистанционного обучения: контент, учебно-методические материалы, механизмы обратной связи с учащимися, постоянный контроль ведения программ;
  • Участие учителей: формирование цифровых навыков поддержка учащихся, процессы формативной оценки, разработка цифрового контента;    
  • Систематический мониторинг качества образования: до и после пандемии коронавирусной инфекции и на регулярной основе в рамках процессов формативной оценки (система «Кунделик»);
  • Корректирующее обучение для всех;
  • Решение проблемы неравенства: адресная финансовая помощь, корректирующее обучение, индивидуальные занятия и планы обучения;
  • Региональное сотрудничество: эффективность затрат, обмен знаниями, повышение квалификации учителей;
  • Коммуникационная деятельность: планирование, санитарно-гигиенические аспекты, эмоциональное благополучие;
  • Участие заинтересованных сторон: гибкость, самостоятельность, участие семьи в обучении детей.
ФОТО: Всемирный банк

Также необходимо восстановить образование по принципу «сделать лучше, чем было» и сделать упор на устойчивость, равнодоступность и качество.

  • Создание инфраструктуры - безопасная образовательная среда;
  • Инфраструктура для связи по цифровым каналам и использования информационных технологий;
  • Создание учебно-методической базы: цифровые материалы и контент (центры инноваций, учебные лаборатории для профессионального развития); учебные планы на основе компетентностного подхода и с ориентацией на формирование навыков более высокого уровня, включая социо-эмоциональные навыки для удовлетворения потребностей работодателей;
  • Инклюзивность: учащиеся с ограниченными возможностями;
  • Создание и укрепление системы национальных стандартизированных механизмов диагностической и формативной оценки, позволяющих регулярно получать данные по результатам обучения;
  • Обеспечение роста самостоятельности и потенциала школ для максимального повышения качества регулирования процессов обучения учащихся;
  • Повышение доступности дошкольного и высшего образования.
ФОТО: Всемирный банк

Особое внимание следует уделить учащимся, в наибольшей степени пострадавшим от закрытия школ. Странам региона также нужно обеспечить развитие цифровых навыков среди учащихся, молодежи и преподавателей и предоставить больше возможностей для интерактивной работы педагога с учеником на различных платформах удаленного обучения, в целях более полной адаптации под нужды текущего кризиса.

На сегодня Всемирный банк оказывает поддержку Узбекистану в рамках действующего проекта по модернизации системы высшего образования. В частности, предоставляя интернет-платформы для повышения управленческого потенциала вузов и управления процессами перевода повторного зачисления и поступления студентов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube