На правах рекламы

КазЭУ "затачивает" студентов-экономистов под конкретные рабочие места

15175

Серик Святов, ректор Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова: "Академическая свобода и кредитная технология дают сегодня вузам возможность учитывать потребности работодателей"

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова.

В глобальном индексе конкурентоспособности по итогам 2012 года Казахстан был впервые отнесен  к группе из 25 стран, которые находятся на этапе перехода от 2-й к 3-й стадии экономического развития.

Ректор КазЭУ, доктор экономических наук, профессор Серик Святов.

Это стадия инновационной экономики, характеризующейся переходом к преимущественно интенсивным факторам роста, основанным  на использовании современных технологий. Это предполагает высокий уровень интеллектуализации общества, его способность производить, усваивать и применять новые знания.

В этой связи  перед системой высшего образования республики возникают неотложные задачи, связанные с необходимостью соответствия образовательного сектора: во-первых, инновационной модели развития экономики, во-вторых, социальным запросам потребителей образовательных услуг, в-третьих, требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

Президент страны Н.А.Назарбаев в качестве ключевой задачи социальной модернизации определил подготовку молодежи к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики.

Одной из составляющих данной задачи является подготовка молодых людей в высших учебных заведениях для работы по конкретным профессиям, их трудоустройство по полученной в вузе специальности.

Сегодня, к сожалению, наше высшее образование продолжает ориентироваться на обобщенное, обезличенное место работы и подготовку специалистов для абстрактного среднего потребителя.

Однако потенциальные организации, где будут работать выпускники экономических специальностей, могут быть  разными и по размеру, и по форме собственности, и по корпоративной культуре ведения бизнеса. Это в значительной степени определяет специфику будущей профессиональной деятельности выпускника, а следовательно, должно получать свое отражение в содержании вузовских образовательных программ.

Образовательные результаты (LearningOutcomes) выпускника не только должны соответствовать национальным и отраслевым квалификационным рамкам и профессиональным стандартам, но и обеспечивать широкие возможности трудоустройства, дальнейшего обучения и изменения сферы деятельности. Всего этого можно достичь только с помощью подготовки студентов, ориентированной на конкретные области профессиональной деятельности.

Академическая свобода и кредитная технология дают сегодня вузам возможность для учета потребностей работодателей. Академическая свобода расширена в бакалавриате до 55 %, магистратуре - до 70 %.

Присоединение страны к Болонскому процессу, внедрение его принципов в казахстанское высшее образование, реализация на практике кредитной технологии обучения обусловило необходимость ее ориентации на освоение профессиональных стандартов каждым студентом. Одной из главных функций национальной квалификационной системы как раз и является прогнозирование спроса специалистов и его удовлетворение.

Национальные квалификационные рамки и профессиональные стандарты определяют ожидаемые профессионально ориентированные результаты выпускников. И уже задачей вуза становится определение образовательной траектории, разработка новых учебных предметов, способных обеспечить формирование профессиональной компетентности. 

Учет индивидуальности студентов, их способности к обучению должны найти своё отражение в предоставлении возможности студентам выбрать  уникальные учебные предметы и высококвалифицированных современных преподавателей, то есть в полной реализовать принципы кредитной технологии.

Для решения указанных  проблем в Казахском экономическом университете им. Т.Рыскулова были созданы академические советы образовательных программ по каждой из специальностей. В их состав входят работодатели, ведущие преподаватели, казахстанские и зарубежные эксперты и практики, выпускники вуза. Академические советы позволяют определить содержание образования, перечень и последовательность изучения дисциплин. Привлечение лучших преподавателей и практиков также является функцией этих советов. С помощью академических советов становится возможным определить компетенции, которые являются востребованными на рынке труда, привлечь уникальных специалистов для проведения занятий. 

Проектирование образовательного процесса в КазЭУ начало осуществляться на основе маркетинговых исследований, изучения емкости рынка труда, оценки потребностей в профессиональных компетенциях и удовлетворенности потребителей. Созданное управление маркетинга координирует все вопросы приема. На основе его исследований вуз установил в прошлом году пороговые проходные баллы, более высокие, чем в аналогичных вузах, и определил квоту приема по каждой специальности.

Расширение академической свободы вузов создает условия и для включения в образовательную траекторию программ профессиональной сертификации. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Бухгалтерский учет», будут получать сертификаты «Профессиональный бухгалтер», «Бухгалтер-казначей», а по специальности «Финансы» - «Финансовый менеджер». Подобная подготовка позволяет «заточить» выпускников под конкретные рабочие места, обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда, учесть потребности работодателей, представляющих различные формы собственности.

Одна из основных причин проблем с трудоустройством и связанной с этим социальной неудовлетворенности является диспропорция между количеством выпускников и емкостью рынка. В настоящее время доля студентов-экономистов в общем контингенте вузов  составляет 25-27%  от их общего числа, тогда как  потребность рынка в них по результатам проводимых  маркетинговых исследований,   составляет всего лишь 13%. «Перепроизводство» экономистов и финансистов, с одной стороны, и острая нехватка квалифицированных специалистов по этим же направлениям, с другой,  – это два полюса одной и той же проблемы.

Исходя из этого, востребованность выпускников высшей школы в значительной степеени определяется соответствием структуры подготовки кадров емкости и структуре рынка труда. Поэтому для вузов очень важно осуществлять такую подготовку на основе правильного количественного и качественного прогнозирования тенденций развития рынка труда как в отраслевом, так и территориальном разрезах. Конечно, в условиях рыночной экономики, многообразия форм собственности добиться высокой точности прогнозов чрезвычайно сложно, да в этом и нет особой необходимости. Для вузов важны значимые тенденции развития рынка труда и основные  количественные индикаторы для определения стратегии развития на кратко- и среднесрочную перспективу.

В настоящее время учебные заведения имеют полную свободу в вопросах формирования контингента - они  самостоятельно определяют планы приема как по общему количеству, так и в разрезе форм обучения и структуре имеющихся специальностей. Государство же определяет здесь только "входные  барьеры" в виде минимально требуемого балла ЕНТ и КТУ, соотношение между контингентом очного и заочного обучения и рекомендует вузам   минимальную стоимость обучения, которая привязана к величне государственного образовательного гранта, утвержденного на соответствующий год.

Иными словами, контигент обучающихся в высших учебных заведениях формируется вузами самостоятельно, исходя из принятой попечительскими советами или акционерами стратегии развития. Причем это относится как к государственным, так и частным учебным заведениям. Финансирование же обучения осуществляется за счет различных источников. Основными из которых являются:

- осуществление приема вузами на платной (коммерческой ) основе с оплатой как за счет средств самих обучающихся, так и за счет организаций и компаний-спонсоров,

- прием студентов, победивших в национальном конкурсе государственных образовательных грантов;

- прием на собственные гранты самих учебных заведений.

Следует отметить, что преобладающая часть подготовки студентов в стране осуществляется на платной (коммерчесой) основе. За счет государственного заказа формируется только незначительная часть общего контингента обучающихся. В 2012 году лишь каждый пятый студент обучался по государственному образовательному гранту, а на договорной основе - более 77%. Контингент обучающихся по образовательному гранту сосредоточен в основном в государственных вузах, при равном количества студентов в государственных и частных вузах на первые приходится более 80% обладателей государственных образовательных грантов. Что касается группы специальностей социальные науки и бизнес, куда входят наши экономические специальности, то в 2012 году на них было выделено всего 713 образовательных грантов, что составило лишь 2,5% от общего их количества. Несмотря на это, ежегодно каждый четвертый абитуриент в Казахстане поступает на  экономические специальности.

Подготовка экономистов распылена сегодня по большому количеству вузов из разных регионов, что не может не сказываться на качестве их подготовки. Сегодня экономистов готовят более 80 вузов Казахстана (55% от их общего количества). Основными проблемами большинства этих вузов являются незначительный контингент очного обучения, проблемы с обеспечением квалифицированными преподавателями, недостаточная материально-техническая база, отсутствие финансовых возможностей и заинтересованности в развитии внешней и внутренней академической мобильности.

Реализация данных задач сегодня под силу только крупным, финансово устойчивым, специализированным учебным заведениям. Они смогут обеспечить их решение и создать достойные условия для обучения, проживания, занятий спортом и повышение культурного уровня наших студентов. Эффект масштаба и специализации доказывает свою эффективность и в системе высшего образования.

В этом отношении курс на укрупнение и специализацию действующих образовательных учреждений является объективной необходимостью и велением времени.

Конечно, в условиях рыночной экономики, расширения сферы платного образования вузы должны учитывать спрос и предпочтения потребителей (потенциальных абитуриентов и их родителей). В то же время на них лежит ответственность за качество образования, конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Современные вузы находятся перед дилеммой обеспечения его конкурентоспособности как учебного заведения, с одной стороны, и финансовой устойчивости, с другой. Решение данной проблемы лежит на пути повышения социальной ответственности вуза за качество подготовки студентов как основы для его дальнейшего успешного трудоустройства.

Исходя из этого, социальная ответственность вуза должна заключаться в наборе на обучение такого количества студентов, которые могут быть трудоустроены после окончания вуза.

Поэтому перед вузами и обществом в целом стоит задача как по количественному, так и качественному прогнозирования рынка труда. Прогнозирование качества подготовки молодых специалистов для рынка труда является основой для индустриально-инновационного развития общества, обеспечения его конкурентоспособности в целом.

Для экономических специальностей очень высока значимость практико-ориентированных знаний. Сфера профессиональной деятельности в экономике изменяется так быстро, что преподаватели часто не успевают наработать соответствующие компетенции и их осмыслить. В этой связи привлечение практиков – руководителей организаций, ведущих менеджеров, финансистов, аудиторов – для чтения авторских курсов в рамках элективных дисциплин является необходимым элементом в процессе обучения. Вузам необходимо решать вопрос постоянного профессионального совершенствования ППС, включения их в реальную профессиональную деятельность, в том числе через участие в профессиональных объединениях и стажировку.

Особой проблемой для вузов является подбор качественных преподавателей, имеющих опыт практической деятельности, способных разрабатывать уникальные дисциплины и использовать инновационные технологии при преподавании. Старение профессорско-преподавательского состава, его оторванность от реальной сферы профессиональной деятельности создает риск несоответствия профессиональных возможностей действующих преподавателей вузов потребностям реальных секторов экономики.

Президент страны указал на важность развития социального партнерства, создания условий для расширения участия негосударственного сектора в социальной модернизации страны. Сегодня знания быстро устаревают. Полученное один раз академическое знание уже перестает определять всю дальнейшую жизнь человека, как это было ранее. В современной реальности, чтобы оставаться востребованным и соответствовать требованиям профессиональных стандартов, необходимо постоянно учиться и совершенствоваться. В этой связи возрастает роль бизнес-образования. Успешный опыт реализации программ бизнес-образования в КазЭУ и ряде других вузов в режиме эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости их перевода в штатное состояние. Программы МВА, DBA, ЕМВА способны обеспечить поддержку выпускников, устранить последствия полураспада знаний, содействовать постоянному профессиональному развитию.

Вопросы трудоустройства выпускников должны быть  в центре внимания на протяжении всего периода обучения студента.Они являются приоритетными направлениями деятельности от университетского Центра Карьеры до выпускающих кафедр. Стало традицией проведение на постоянной основе Ярмарок вакансий, подготовки выпускников к самопрезентации на рынке труда.

Дополнительным фактором конкурентоспособности является полиязычие наших студентов. Реализация специальной университетской программы «КазЭУ – English» привела к созданию факультета международных образовательных программ, где проходит обучение на английском языке с привлечением зарубежных ученых и практиков. Лингвистический центр КазЭУ проводит курсы по изучению иностранных языков, готовит студентов к сдаче IELTS и TOEFL.  Тем самым расширяются возможности студентов по языковой подготовке, достаточный уровень которой способствует увеличению академической мобильности студентов и преподавателей.

Все эти меры - только часть ежедневной комплексной работы вуза по обеспечению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Качественное прогнозирование на основе потребностей рынка труда, постоянные мониторинг и привлечение работодателей позволяют обеспечить производство конкурентоспособных услуг в сфере образования и готовить кадры, способные реализовать программу социальной модернизации страны.

Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова

050035 , Республика Казахстан

г. Алматы, ул. Жандосова,55

веб-сайт: www.kazeu.kz

тел. +7(727) 377-11-19

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить