Поймай, если сможешь: как списывающие студенты помогают заработать миллионы долларов

11559

Осенью на онлайн-экзамене в Tехасском университете сотни студентов прислали свои ответы быстрее, чем могли бы физически прочитать все задания. Их секрет — стартап, предоставляющий за $15 доступ к базе готовых ответов, написанных армией фрилансеров. Кто стоит за компанией, акции которой за год после массового перехода на дистанционное обучение подорожали почти на 300%?

ФОТО: Depositphotos.com/Syda_Productions

Студенты придумали для этого специальное слово, и все понимают его значение без лишних пояснений. «Если мне не хватает времени или сложно сделать домашнюю работу или онлайн-тест, всегда можно просто чегнуть», ― говорит Мэтт, 19-летний второкурсник Университета штата Аризона.

Он имеет в виду свою подписку на сервис Chegg Study за $14,95 в месяц. Подписка дает доступ к базе данных, содержащей ответы примерно на 46 млн заданий из учебников и экзаменационных материалов. Чтобы найти нужный ответ, а потом выдать его за собственный (иными словами, списать), Мэтту нужны лишь считаные секунды. Молодой человек попросил скрыть его настоящее имя, поскольку он знает, что нарушает кодекс чести своего университета.

Chegg Study запустила технологическая компания Chegg, чьи акции с начала пандемии подорожали в три с лишним раза. Штаб-квартира Chegg расположена в калифорнийском городе Санта-Клара, однако сердце бизнеса находится в Индии. Там на компанию работает больше 70 000 экспертов с углубленными знаниями в математике, естественных науках и инженерных специальностях. Эти сотрудники работают на фрилансе, доступны круглые сутки и дают пошаговые ответы на вопросы пользователей (порой это занимает меньше 15 минут). Платформа предлагает учащимся и другие полезные услуги, в том числе инструмент для создания списков литературы, решения математических задач и совершенствования навыков письма. Но главный источник дохода и причина, по которой студенты обращаются к сервису, ― это подписка на Chegg Study.

«Я открываю Chegg и смотрю ответы, если не хочется разбираться самому», ― говорит второкурсник финансового факультета Флоридского университета.

«Я пользуюсь Chegg, чтобы без зазрения совести списывать», ― более прямолинейно признается старшекурсник из Портлендского университета в Орегоне.

Forbes опросил 52 учащихся, подписанных на Chegg Study. Помимо шести студентов, с которыми платформа организовала беседу для Forbes, все, за исключением четверых, признались, что используют сервис для списывания. В их число входят студенты выпускных курсов и аспиранты 19 учебных заведений — как небольших региональных вузов, так и престижных университетов вроде Колумбийского, Брауновского, Дьюка и Нью-Йоркского университета в Абу-Даби.

Количество подписчиков Chegg резко возросло, когда почти все университеты мира перешли в онлайн. В третьем квартале число подписок на сервис достигло 3,7 млн пользователей — это на 69% больше, чем годом ранее. Выручка за первые девять месяцев 2020 года выросла на 54% и составила $440 млн. Доход за весь год, как ожидается, составит $630 млн (к моменту написания статьи компания еще не опубликовала финальные результаты). Акции Chegg подорожали более чем на 345% с 18 марта 2020, когда в США повсеместно стали вводить карантин, к закрытию торгов 5 февраля 2021. Сегодня капитализация Chegg превышает $12 млрд.

Гендиректор Chegg Дэн Розенсвайг тоже разбогател. Его состояние, включающее в себя долю в компании и доход от продажи акций после уплаты налогов, достигло $300 млн. Розенсвайг отказался от общения с Forbes, но ранее он настаивал, что сервис Chegg Study не был создан для жульничества. 59-летний топ-менеджер называет подписку эквивалентом всегда доступного репетитора, готового помочь студентам подробными ответами на задачи. В одном из интервью в 2019 Розенсвайг заявил, что высшее образование должно приспособиться под экономику услуг по запросу так же, как это сделали Uber и Amazon. «Не понимаю, почему нельзя залпом потреблять образовательные продукты. Я убежден, что образование скоро перейдет в наши компьютеры и смартфоны», — говорил он задолго до пандемии.

Двое топ-менеджеров Chegg, вице-президенты Арнон Авитцур и Эрик Мануэво, согласны с мнением Розенсвайга о предназначении платформы. «Мы создали персонализированный сервис, чтобы помочь студентам достигать прогресса в учебе», ― отмечает Авитцур.

«Мы полностью осознаем, что списывание ― это большая проблема. И массовый переход на дистанционное обучение ее только усугубил, — подчеркивает президент компании Нейтан Шульц. Мы по-прежнему полны решимости разобраться с ней и бросаем на это значительные ресурсы. Но мы не в состоянии справиться в одиночку, поэтому сотрудничаем с образовательными учреждениями и будем стараться еще больше, в том числе повышая культуру самих студентов».

Как бы там ни было, создается впечатление, что их усилия пока не приносят плодов. Прошлой осенью бакалавры факультета финансов в Техасском университете A&M использовали Chegg для сдачи онлайн-экзаменов. Тимоти Пауэрс, возглавляющий в вузе комиссию по этическим вопросам, утверждает, что сотни студентов отправили скопированные из Chegg ответы так быстро, что им едва ли хватило бы времени прочитать задания.

«Это прямо-таки гонка вооружений, ― сравнивает Пауэрс. ― Мы пытаемся пресечь подобный обман, но студенты убеждают себя, что так делают все их сверстники».

Поймать за руку

За время пандемии учебные заведения потратили миллионы долларов на удаленный надзор. Они нанимают частные компании вроде Honorlock и Examity для наблюдения за студентами во время экзаменов или тестов. Надзиратели получают право наблюдения за браузером учащегося, а также за ним самим через веб-камеру ноутбука. Практика спорная — ее критики указывают, что подобные сервисы нарушают приватность учащихся. Сообщалось, что некоторые экзаменуемые не могли даже отойти в туалет во время экзамена из страха, что камера зафиксирует их уход и их обвинят в списывании.

И хотя большинство студентов, с которыми пообщался Forbes, говорят, что из-за удаленных надзирателей списывать на экзаменах слишком страшно, несколько человек сообщили, что «чегают» свои онлайн-тесты даже при наличии наблюдателей. «Главное, не использовать университетский Wi-Fi, и тогда никто ничего не заподозрит», ― поделился лайфхаком второкурсник одного крупного американского вуза.

Студенты обманывали всегда. К примеру, в Китае XII века ученики вшивали себе в одежду копии конфуцианских канонов размером со спичечный коробок, чтобы можно было списать на экзамене при поступлении на государственную службу. А Генри Форда II (внук основателя Ford Motor Company. — Forbes) в 1940 исключили из Йельского университета за то, что он заплатил за написание своей дипломной работы.

Измерить масштабы проблемы крайне сложно, говорит Линда Тревиньо, преподаватель Университета штата Пенсильвания и соавтор книги «Списывание в колледже». Отчасти трудность состоит в самом определении того, что стоит воспринимать как обман. Включать ли сюда подсказки от друга при выполнении домашнего задания, подглядывание в тетрадь соседа на экзамене, выполнение теста другим человеком за деньги или поиск решений на Chegg? Помимо этого, доказать факт списывания не всегда просто. «Мы зависим от тех, кто списывает, и ждем, что они честно признаются, если есть в чем», ― заявляет Тревиньо. В ее книге доля жульничающих студентов оценена в две трети от общего числа учащихся.

Студенты списывают по нескольким причинам: чтобы получить более высокие оценки для поступления в престижный юридический или медицинский университет, чтобы сдать неинтересные, но обязательные программы, к примеру курс Шекспира для будущих инженеров; чтобы уделить больше времени спортивным мероприятиям или работе, помогающей им платить за обучение или поддерживать семью. Дело может быть также в том, что списывают, вероятно, все остальные, и при возможности идти наравне с однокурсниками никто не хочет оказаться среди отстающих.

Студенты не переживают о том, что их могут поймать за руку. Но еще хуже, когда они либо вообще не считают, что делают что-то неправильное, либо им все равно.

Выпускница Университета Джорджа Вашингтона, закончившая учебу в прошлом году, говорит, что пробовала использовать Chegg так, как задумывала компания, то есть «больше как справочный инструмент». Но ее курс физической механики был очень сложным. «Я чувствовала себя как мотылек, летящий к огню, ― рассказывает она о своих домашних заданиях, которые «чегала» в последнюю минуту. ― Когда на часах уже почти полночь, почему бы не зайти на Chegg, чтобы быстрее доделать работу?»

Стартап, созданный вчерашними студентами

История Chegg Study началась в 2002, когда 24-летний Аарон Хоуки, новоиспеченный инженер и выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, запустил стартап под названием Cramster. Во время учебы Хоуки мечтал о сайте, на котором можно было бы отыскать ответы на сложные задачи. Его идея состояла в том, чтобы создать ресурс, на котором будут размещены четкие указания по решению задач в области математики, естественных наук и инженерных специальностей.

Он и его партнер Роберт Ангарита, 23-летний бакалавр из Университета Южной Калифорнии, знали, что им нужно заполучить множество обстоятельных решений. У одного из преподавателей Ангариты был двоюродный брат в Индии, и он посоветовал им нанять там высокообразованных фрилансеров, которые будут отвечать на вопросы студентов. «Все упиралось в стоимость и количество», ― вспоминает Хоуки.

В конце 2010 Cramster за неназванную сумму выкупила компания Chegg. Для компании, у которой дела шли неважно, приобретение оказалось курицей, несущей золотые яйца. Chegg запустилась в 2000, всего на два года раньше Cramster. Компания, которая изначально называлась CheggPost, управляла онлайн-барахолкой для студентов. Платформу основал второкурсник Университета Айовы Джош Карлсон, составивший название из слов «chicken» (англ. «курица») и «egg» (англ. «яйцо»). К работе над проектом он привлек амбициозного студента Ааюша Пхумбхру, учившегося в том же университете на магистра делового администрирования. В 2005 Карлсон вышел из бизнеса. Пхумбхра и новый партнер Осман Рашид сократили название компании до Chegg и сместили стратегический фокус на аренду учебников.

Студенты с радостью платили за учебную литературу по $30 в семестр вместо того, чтобы покупать ее примерно за $250. Однако на покупку книг, их хранение и доставку нужна была уйма денег. Тем не менее Chegg удалось найти инвесторов — венчурные фонды вложили в стартап $280 млн. В 2010 ведущий инвестор Тед Шлейн из Kleiner Perkins, одной из крупнейших венчурных фирм Кремниевой долины, привел в компанию Дэна Розенсвайга, чтобы тот вдохнул в Chegg новую жизнь.

Розенсвайг успел проявить лидерские качества еще в конце 1990-х, когда руководил новостным сайтом о технологиях ZDNet, принадлежавшим нью-йоркскому издательству Ziff Davis. Когда владелец издательства и член его совета директоров японский миллиардер Масаёси Сон инвестировал в Yahoo!, безумно популярный в те годы интернет-портал, он порекомендовал Розенсвайга на вторую по значимости должность в компании. Поработав там операционным директором с 2002 по 2007, Розенсвайг недолго занимался частными инвестициями, а затем стал гендиректором компании Guitar Hero, выпускающей популярную игру, где пользователи исполняют хиты рок-музыки на миниатюрной пластиковой гитаре.

И хотя ни на одном из предыдущих мест работы топ-менеджер не сталкивался ни со сферой образования, ни с учебниками, он любит говорить, что в Chegg его кое-что все-таки привлекло: когда Розенсвайг был ребенком и жил с родителями в Скарсдейле, пригороде Нью-Йорка, его мать преподавала в общественном университете, а во время его прихода в компанию к поступлению в колледж готовились две его собственные дочери. Только заступив на должность в Chegg в начале 2010 года, бизнесмен добавил в свою подпись электронной почты слоган «Студенты превыше всего». «По мне, фраза была немного избитая, ― признается Цзихуа Цзянь, тогдашний партнер в Kleiner Perkins, ― Но у Дэна было видение того, как можно превратить Chegg в полноценную и универсальную платформу для обучения».

Сначала Розенсвайгу необходимо было привлечь больше капитала. В ноябре 2013 при сплошных убытках и огромной конкуренции со стороны Amazon, который тоже начал сдавать учебники в аренду, гендиректор вывел Chegg на фондовый рынок. В начале 2016- цена акций упала с изначальных $12,5 до $4. Для Розенсвайга это был трудный период. В одном из интервью 2017 года (к тому времени акции уже отросли до $11) бизнесмена спросили о том, что его тревожит в собственной карьере. Он тогда отвечал: «Живешь в Кремниевой долине, и вокруг одни миллиардеры ― кроме тебя. Все выходят на биржу, и каждый может вспомнить хотя бы один момент, когда его акции дорожали, а у тебя такого не было».

В начале 2015 он нашел способ сократить издержки бизнеса с учебниками. Книжный дистрибьютор Ingram согласился покупать и развозить пособия Chegg, а платформа продолжила заниматься маркетингом аренды книг под собственным брендом (в 2019 сервис расторг соглашение и стал сотрудничать с FedEx). Создавая фирме хорошую репутацию среди студентов, Розенсвайг приобрел более десятка компаний, которые, по его мнению, должны были стать органичным дополнением к основному бизнесу и помогать ему оказывать учащимся нужные им услуги. В число этих покупок вошли платформы Internships.com для поиска стажировок и StudyBlue, с помощью которой студенты могли создавать флеш-карточки для заучивания в онлайн-режиме. Но большинство купленных компаний не приносили достаточных доходов, а некоторые просто оказались нежизнеспособны. В их числе оказалась интернет-площадка Campus Special для ежедневных распродаж среди студентов, которую Chegg выкупила за $17 млн в апреле 2014 и закрыла спустя несколько месяцев.

К счастью для Розенсвайга, подписка Chegg Study быстро набирала обороты. К тому же у нее не было особых конкурентов. Единственным серьезным соперником была частная компания Course Hero ― куда меньшая организация с оценочной стоимостью бизнеса $1,1 млрд, генерирующая ответы к заданиям с помощью самих же студентов.

Защита от списывания

В середине января Chegg опубликовала пресс-релиз о своей новой программе под названием Honor Shield (англ. «щит чести»). В ее рамках преподаватели смогут предварительно предоставлять сервису вопросы экзаменов или тестов, «а платформа Chegg в течение ограниченного экзаменационного времени обязуется не предоставлять пользователям ответы на них». Спустя 11 месяцев после перехода на дистант компания в лице Шульца признала, что из-за «внезапного влияния» пандемии «небольшое число студентов злоупотребляли платформой в целях, для которых она не предназначена».

В том, что программа Honor Shield действительно помешает учащимся списывать, есть большие сомнения. Многие преподаватели уже прекратили любые попытки борьбы. В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе лектор курса физики Джошуа Самани говорит, что «невероятно большая часть» его студентов использует Chegg для списывания на экзаменах и промежуточных тестированиях. Но он не пытается ловить их за руку. «Тратить время на борьбу с Chegg — прямой путь к поражению», ― объясняет он.

В конце весеннего семестра 2020 Тайлер Джонсон, лектор Университета штата Северная Каролина, поймал с поличным 200 студентов: те пользовались платформой для списывания на экзамене после вводного курса по статистике. «Это просто безобразие. В Chegg отлично понимают, для чего сервисом пользуются студенты», — категоричен Джонсон.

Разумеется, было бы несправедливо возлагать вину за списывание только на Chegg. Человек по своей натуре не идеален, особенно когда из-за дистанционного обучения на дому попасться на жульничестве стало сложнее. Не помогает и постоянное присутствие в социальных сетях и наблюдение за политическими лидерами, набивающими себе цену нечестным способом. Но Chegg обратила все это себе на пользу и зарабатывает на худших инстинктах учащихся. Наш арсенал цифровых инструментов и глобальной сетевой инфраструктуры нужно использовать для положительных изменений в сфере образования. Вместо этого Chegg применяет их для переброса жульничества на аутсорс в Индию. В этом и заключается трагедия.

Forbes.ru

Перевод Forbes Russia

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить