Поступить из карантина

Как онлайн-сервис Joo.kz помогает абитуриентам и системе образования

Канат Уксикбаев и Шынгыз Сакыпкерей
ФОТО: Андрей Лунин
Канат Уксикбаев и Шынгыз Сакыпкерей

Можно с уверенностью сказать, что этот год был одним из самых стрессовых для казахстанских абитуриентов. Удаленная подготовка к ЕНТ, проблемы с интернетом, перегруженность местных серверов и техническая неготовность не только учеников, но и учителей ввели всех в ступор. Однако пандемия – это не только про все самое плохое. Одним из позитивных событий стало появление приложения Joo.kz (жоғарғы оқу орындары – высшие учебные заведения), которое помогает абитуриенту узнать не только о набранных баллах, но и о том, куда он с этими баллами может пройти на грант, а также получить консультацию от специалистов.

По словам основателей проекта 34-летнего Каната Уксикбаева и 27-летнего Шынгыза Сакыпкерея, в прошлом году они четыре раза приходили в Министерство образования и пытались договориться о партнерстве, но тщетно. В этом же году кризисная ситуация заставила чиновников из министерства и Национального центра тестирования проявить заинтересованность – ребята смогли получить свой договор, и уже к концу лета Joo.kz собрал базу в 70 тыс. пользователей.

Математика и Excel

Канат подошел к созданию Joo.kz, имея за плечами 14 лет работы в сфере образования. Отучившись в кызылординском КТЛ, он решил продолжить обучение в Университете Сулеймана Демиреля в Алматы по специальности IT. После окончания начал преподавать сначала математику и алгебру в школах и образовательных центрах, а затем высшую математику – в КБТУ и СДУ. «Так как я всегда тесно работал с абитуриентами, они часто подходили ко мне и спрашивали про гранты, про проходные баллы, обращались за советом, куда лучше поступить», – рассказывает собеседник.

Мысль о том, как можно лучше помочь молодежи с выбором вуза, зрела долго. Только в 2018 году Канат решился наконец попробовать создать, как он сам говорит, «продукт с минимальной жизнеспособностью». «Летом 2018-го я создал таблицу в Excel, где можно было выбрать профильные предметы, баллы и смотреть, куда можно поступить с такими баллами. Запустив онлайн-трансляцию с презентацией, быстро собрал 20 тыс. просмотров. И тогда подумал, что можно ведь продавать результаты выпускникам. Поставил скромную цену в тысячу тенге, абитуриенты отправляли мне свои профильные предметы и баллы, а я высылал им в ответ скриншоты с вариантами, куда они могут поступить на грант», – улыбаясь вспоминает он.

За два дня Канат получил больше тысячи заявок, но, поскольку начинал он самостоятельно, обработать все вручную физически не смог – ответил лишь на 540 заявок и заработал таким образом 540 тыс. тенге. Однако Канат понял, что в принципе может помочь еще большему числу выпускников и получить еще больше дохода. Все заработанные деньги он решил вложить в автоматизацию. Дополнительно его друг внес 1 млн тенге – Канат называет это «ангельскими инвестициями».

Собранная сумма предназначалась на создание сайта. В 2019 году надежды возлагались именно на сайт. Канат заказал на аутсорсе разработку платформы, которая могла бы принимать платежи и выдавать результаты пользователям. «Вскоре оказалось, что работать на аутсорсе с айтишниками очень трудно, поскольку в стартапе постоянно нужно что-то улучшать и доделывать, а это выливалось в большие суммы. Мы не могли работать оперативно, и в самый ответственный момент, когда все ринулись узнавать о баллах и вузах, мы начали допускать фатальные ошибки – то платежная система не сработала, то сайт упал. В тот год мы не смогли использовать весь потенциал», – разводит руками предприниматель.

Еще в мае 2019-го Канат познакомился с Шынгызом и его IT-командой Robi Group, бывшими выпускники МУИТа, которые работали на рынке с 2014 года. Ребята делали несколько проектов – в сфере здравоохранения, фитнеса и даже оборонной промышленности. В их портфолио достаточно серьезные вещи, например программное обеспечение для симулятора военного вертолета или разработка системы и платформы для проведения различных тестов UStudy Core. «Канат предложил мне поработать на благо образования, мне идея понравилась. Тем более что мы знали, как ее реализовать, а он – как это все преподнести», – рассказывает Шынгыз.

Перемена отношения

В конце 2019-го Канат и Шынгыз начали работу с Joo.kz. «Мы интегрировали платежные функции и планировали «зафиналить» все за два месяца – январь и февраль 2020 года. В марте уже начали готовиться к релизу. Но случился карантин, и нам пришлось работать из дома. В итоге смогли запуститься в техническом формате только в апреле», – рассказывает Шынгыз.

ФОТО: Андрей Лунин

С помощью аккаунта Joo.kz в Instagram, где к весне уже насчитывалось 25 тыс. подписчиков, ребята начали генерировать контент, рекламируя созданное приложение. Они превратили свой проект в своего рода базу данных, где абитуриенты могут узнать, какие вузы существуют и по каким специальностям в них готовят. «Это удивительно, но, оказывается, до нас такого агрегатора не было – если хотели узнать о каком-то университете, вам приходилось заходить к ним на сайт, а там далеко не всегда все выстроено четко и удобно», – говорит Шынгыз. Затем партнеры взяли данные НПП «Атамекен» по рынку труда и описали все существующие специальности, показали абитуриентам средний уровень оплаты труда по разным направлениям.

За это время предприниматели потратили около 10 млн тенге личных средств – это и сама разработка, и маркетинг. «С одной стороны, пандемия повлияла негативно на платежеспособность наших клиентов, но с другой – во время карантина поток «онлайн-абитуриентов» вырос, люди больше искали нужную информацию в сети, поскольку не могли сходить в университет», – поясняет Канат.

Но сформировать базу данных – это одно, другое дело – построить сервис, которым бы регулярно пользовались. Партнеры хотели внедрить опцию, которая позволила бы высылать push-уведомления о количестве баллов, набранных учеником на ЕНТ, а также информацию о том, прошел ли он на грант или нет. А здесь без коммуникации с госорганами никак – такой доступ мог дать только Национальный центр тестирования.

«Как раз во время пандемии МОН начал призывать: мол, давайте работать с бизнесом. У бизнеса-то инструменты все готовы, но до этого к нему обращались с меньшим рвением. В этот раз договор подписали достаточно быстро – уже в марте. Схема простая: мы им отправляем ИИН и ИКТ учеников, а они нам – информацию об их баллах. Мы внедрили это в приложение», – объясняет Шынгыз. До этого, в 2019-м, как рассказывает Канат, он ходил в министерство четыре раза, заходил к вице-министру, но безуспешно.

Чуть позже, в конце июля, уже сам НЦТ обратился к Joo.kz за помощью. Из-за локдауна многие абитуриенты подавали документы в вузы через сайт электронного правительства egov. И, естественно, без багов и ошибок не обошлось – кто-то мог подать документы на специальность «переводческое дело», хотя имел профильные предметы – физика и математика, а кто-то не получал уведомление о том, приняли ли его бумаги или нет. «Почему мы? Потому что мы больше всего освещали тематику поступлений в вузы. Тогда-то мы поняли, что нас наконец-то признали», – улыбается Канат. Партнеры с радостью откликнулись, потратив собственные 500 тыс. тенге и разослав абитуриентам из своей базы SMS-уведомления с информацией, подтвердили ли получение их документов в НЦТ или нет.

В этом году ЕНТ сдавали более 130 тыс. выпускников, из них проходной балл получили 82 тыс. При этом в приложении Joo.kz, по последним данным, отметилось около 73 тыс. уникальных пользователей. К концу июля среднее количество пользователей, проверявших свои возможности получить грант, составило 50 тыс. человек, а общее количество поисков грантов – более 450 тыс., каждый пост приложения в Instagram собирал более 10 тыс. просмотров и тысячи комментариев. «Для нас не было неожиданностью, что приложение взлетит – большим сюрпризом стало только внимание со стороны государства», – смеется Канат.

Четыре стадии

Что касается дальнейшей монетизации, то, во-первых, Joo.kz продает абитуриентам и их родителям консультации специалистов на предмет того, куда они со своими баллами могут поступить и как правильно оформить документы, сопровождая советы ссылками и наглядными материалами. Одна такая консультация стоит 30 тыс. тенге. «За это лето к нам поступило больше 10 тыс. заявок на консультацию. Мы даже начали ограничивать поток, поднимая цену, потому что коллектив все равно небольшой и обрабатывать все заявки не получается», – говорит Шынгыз.

Во-вторых, Joo.kz сотрудничает с отечественными вузами, размещая их рекламу у себя в приложении и соцсетях. «Поскольку у нас большая база абитуриентов, мы предлагаем университетам хорошую рекламную площадку. Пишем посты, делаем таргетированную рекламу, отправляем push-уведомления выпускникам по определенным специальностям», – рассказывает Шынгыз. В частности, в этом году Joo.kz сотрудничал с такими вузами, как ЖенПУ, Евразийский технологический университет и Международный университет Астана. Стоимость подобного сотрудничества – от 300 тыс. до 500 тыс. тенге. Канат и Шынгыз говорят, что цена занижена, поскольку они все еще тестируют свои возможности, да и хорошие отзывы на начальном этапе не помешают.

За текущее лето выручка Joo.kz составила около 20 млн тенге, и проект только начал выходить в ноль. «Те десять миллионов, что мы вложили на старте, закончились еще в апреле. Остальные затраты – с мая по август – покрывали за счет текущей выручки. Немного оставили на сентябрь – для следующего проекта», – признается Шынгыз. Следующая цель – отойти от схемы, где зарабатываешь только в летний период, и быть полезными школьникам в течение всего года.

«Казахстанский абитуриент переживает четыре стадии. Первая – профориентация, то есть понять, куда он хочет пойти, и выбрать профильные предметы. Вторая – подготовка к ЕНТ. Третья – само тестирование. Четвертая – поступление», – рассказывает Шынгыз. По его мнению, нынешняя деятельность Joo.kz – это работа с последствиями, наподобие того, как к врачу приходит пациент, когда уже испытывает боль. Партнеры же намерены заниматься всеми четырьмя этапами. «Во время консультаций подчас приходится объяснять совершенно банальные вещи. Например, люди не знают, что пищевая промышленность или растениеводство – это не просто фермерство или еда, но и технологии, интеллектуальный труд», – говорят они.

Подготовка к ЕНТ, которую Joo.kz собираются внедрить в скором времени, будет адаптивной. В зависимости от реального уровня знаний ученика и результатов профориентации будет подбираться учебный материал. У каждого школьника будут свой персонализированный контент и индивидуальный план подготовки. Кроме того, будут запускаться разные тесты по профориентации: все для того, чтобы абитуриент более четко понимал, куда собирается идти и что из этого выйдет после. «Сейчас у нас есть деньги, есть инвесторы – мы планируем уже в октябре-ноябре входить в новый этап развития», – заявляют ребята.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17026 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить