Почему язык обучения в Казахстане выступает одним из факторов образовательного неравенства

19304

Эксперты констатируют недостаток качественной литературы и подготовки учителей

ФОТО: Shutterstock

Результаты международных сопоставительных исследований убедительно свидетельствуют о том, что в республике качество школьного образования значительно варьируется в зависимости от языка преподавания. Эксперты констатируют недостаток качественной литературы и подготовки учителей как в казахоязычных школах, так и в общеобразовательных учреждениях, ведущих обучение на языке меньшинств.

С 2003 года в Казахстане увеличивается количество школ с казахским языком обучения. Эта мера, в числе прочих, направлена на увеличение доли населения, свободно говорящего, читающего и пишущего на государственном языке, до 68% к 2025 году.

В настоящее время с языковой точки зрения в системе образования преобладает казахский язык, однако качество преподавания на нем вызывает у экспертов беспокойство. Одной из основных причин неудовлетворительного положения специалисты считают отсутствие качественных учебников. Серик Ирсалиев, президент Международного университета Астана, считает, что проблема заслуживает «очень серьезного внимания» на государственном уровне.

ФОТО: MediaNet

С похожими сложностями сталкиваются и дети, обучающиеся в школах на языках диаспор. Альфира Махмудова, исследовательница в сфере образования, рассказывает, что уйгурские школы — в республике их осталось 11 — испытывают перманентные сложности как с кадрами, так и с учебными материалами.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая является единственным вузом в стране, который готовит учителей для уйгурских школ. Среди среднеспециальных учебных заведений таких преподавателей выпускает еще Жаркентский гуманитарно-технический колледж.

Немногочисленные выпускники этих образовательных учреждений, устраиваясь в уйгурские школы, вынуждены брать на себя дополнительный объем работы. Ежегодно они работают в среднем на 200 часов больше коллег из русских и казахских школ, будучи вынужденными добавлять в программу предметы на уйгурском языке, поясняет Махмудова. Кроме этого, преподаватели должны каким-то образом решать проблему недостатка учебной литературы на уйгурском языке, разработкой которой сегодня в Казахстане занимаются лишь несколько человек.

Экспертные интервью проводились зимой 2020-2021 годов исследователями ОФ «PaperLab» в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Он реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить