Почему система обучения и климат в казахстанских школах не отвечают требованиям времени

22220

Многие передовые страны мира еще в 2000-е годы стали пересматривать свою модель образования, понимая изменения, которые стали происходить в экономике и на рынке труда, такие как глобализация, автоматизация и широкое распространение доступа к интернету

ФОТО: depositphotos.com/olly1

Эти страны осознали, что образование в той форме, которое было сформировано в XVIII веке для обучения масс, уже не может оставаться таким же, так как произошел сдвиг от индустриальной экономики к экономике «знаний». Оно должно отвечать требованиям изменяющегося и непостоянного XXI века. Таким образом было сформулирована новая модель обучения, в основе которой стоит ученик и которое развивает такие важные навыки XXI века, как целеполагание, ответственность, взаимодействие, позитивное мышление, саморазвитие, понимание своих эмоций, эмоций окружающих и эмпатия (сочувствие) к другим. Такое обучение было внедрено начиная с программ раннего развития до высшего и получило название «социально-эмоциональное обучение». Такое обучение встроено в образовательную программу, транслируется в школьных стенах через ценности школы и учителей, их поведение. Очень важно, чтобы СЭО было встроено на всех уровнях, а со стороны государства предоставлялось достаточное финансирование и поддержка школам в реализации СЭО.

Хорошие примеры есть в Соединенных Штатах, где СЭО применяется больше 20 лет, и существует сильная законодательная база для его реализации (Закон об академическом, эмоциональном и социальном обучении от 2015 года). Программа обучения эмоциональному интеллекту в школах всех 50 штатов помогает снизить буллинг и насилие через развитие таких навыков, как самооценка, стрессоустойчивость, забота о здоровье и взаимоотношения. В результате обучения данной программе в течение трех лет в старших классах буллинг снизился на 50%, а употребление алкоголя на 60%. Та же программа используется в школах большинства стран ОЭСР, а также в Турции, Малайзии и Таиланде и привела к похожим положительным результатам.

Во многих развивающихся странах СЭО еще не стало частью учебного процесса, и Казахстан не исключение. В таких странах делается упор на сдачу экзаменов, тесты и академические результаты, в которых получается так называемая «гонка за тестами и оценками». Многие исследования доказывают, что без интеграции СЭО в образовательный процесс невозможно воспитать ответственную, современную, патриотичную и готовую к изменениям XXI века личность.

Почему СЭО важно для системы образования Казахстана и всех нас?

Согласно ВОЗ, Казахстан стоит на седьмом месте в мире по количеству суицидов, ситуация с смертностью молодого населения еще хуже – мы в первой пятерке. Основными причинами являются школьный буллинг (травля), отсутствие или потеря жизненных ценностей, а также сложные отношения в семье.

Согласно авторитетному рейтинговому агентству US News and Report, Казахстан стоит на 67 месте из 73 стран по качеству жизни и на 70 месте из 73 по качеству образования. Можно сделать вывод, что та система обучения и климат в школе, которые существуют сейчас, не отвечают требованиям современного экономического и общественного развития, и отдельно взятых детей.

Социально-эмоциональное обучение важно не только с позиции развития личностных качеств. Международные исследования показывают, что ученики, участвующие в программах СЭО, имеют более высокие академические навыки. Участие в таких программах также приводит к улучшению поведения, снижению ювенальной преступности и подростковой беременности, а также выздоровлению от ментальных и психологических болезней. Исследователи Колумбийского университета выяснили, что с экономической точки зрения использование СЭО приводит к большему возврату инвестиций. $1, инвестированный в такое обучение, приводит к отдаче $11. На индивидуальном уровне ребенок, проходивший через СЭО, во взрослом возрасте получает на 30% больше дохода. СЭО позволяет снизить уровень бедности и увеличить экономическую мобильность, особенно для уязвимых социальных слоев. 79% работодателей указывают, что социально-эмоциональные навыки являются самыми важными для успеха в работе.

Если наша система образования не предоставляет в полной мере СЭО нашим детям, что можем сделать мы, как родители, для того чтобы развивать СЭО дома?

1. Развивать эмоциональный интеллект детей младшего возраста через игру. В Казахстане существует наработанный опыт в данной области в независимых центрах развития.

2. Строить близкие и крепкие отношения с ребенком, интересоваться его жизнью и интересами.

3. Выявлять и развивать лучшие таланты, способности и интересы ребенка, инвестируя в его обучение.

4. Проводить больше качественного времени с ребенком, демонстрируя собственный высокий эмоциональный интеллект.

5. Обращаться за помощью к специалистам, которые помогут разработать практические планы и инструменты повышения эмоционального интеллекта в семье, а также развить близкие отношения с ребенком, основанные на принятии, любви и привязанности.

Для того чтобы СЭО работало системно на уровне школы, необходимо предоставлять постоянное обучение и поддержку школам и учителям в развитии СЭО, поиске лучших решений и их масштабирования на всю страну. Государство может сделать многое, чтобы СЭО было ценностью не только в наших школах, но и в наших семьях и местных сообществах. Ведь позитивные изменения в поведении и повышение дохода выгодно не только отдельным индивидам, но и всему обществу в целом.

Модель социально-эмоционального обучения: 5 ключевых блоков навыков (ОЭСР)

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить