Почему казахстанским школам нужны родительские комитеты

86741

Педагогическая и родительская общественность не представляет школу без родительских комитетов

Фото: архив пресс-службы
 
Каких только не было споров вокруг школ! Теперь подвергся сомнению институт родительских комитетов. Появилось предложение об их полной отмене, поскольку «данная деятельность не регламентирована и создает почву для проявления бытовой коррупции». С этим педагогическая и родительская общественность категорически не согласна.
 
- Я не представляю жизнедеятельность класса без родительского комитета, ведь он – связующее звено между родителями и школой, - возмущена Айгуль Егизбаева, председатель родительского комитета Международной школы Астаны (МША). - Например, проходит семинар, где родителям доводится стратегия школы, важная информация. Ну не могут в актовом зале собраться все родители, только представители родительских комитетов, которые всё записывают, запоминают, во всё вникают и потом передают все вопросы касательно учебного и образовательного процесса до остальных родителей. Или возьмём важный для всех вопрос школьного питания. Мы, члены родительского комитета, плотно им занимаемся, ходим в столовую, наблюдаем, вносим замечания, обсуждаем с родителями. Аналогично по школьной форме – сколько дискуссий организовано, встреч. Изучили в этом году все цены, чтобы они соответствовали качеству, выбрали фасоны, дизайн, того поставщика, который нас устроил. Это все огромная работа, и проводит ее именно родительский комитет, которого 1 сентября общим собранием выбирают сами родители. Надо благодарить тех неравнодушных родителей, кто берется за эту ответственную и непростую миссию, потому что если все будут равнодушны и только критиковать всех и всё вокруг, кто будет думать о том, чтобы детям в школе было комфортно и хорошо? У учителей своя работа, у администрации - своя, но и мы, родители, не должны оставаться в стороне, ведь дети – наши!
 
Ликвидация родительских комитетов в школах – проблема, поднятая далёкими от школы и образования людьми, считает учитель русского языка и литературы лицея №165  Алматы Марина Асылбекова.
 
- Еще Василий Сухомлинский говорил о том, что «отсутствие родительского коллектива приводит к отсутствию единого общественного мнения родителей при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей».  Почитайте «Разговор с молодым директором» Сухомлинского. Считаю, что поднятая проблема - надуманная. Полноправными субъектами педагогического процесса являются трое: ДЕТИ – учителя – РОДИТЕЛИ. Только при этом условии возможна организация полноценного воспитательного и образовательного процесса.
 
Если одно звено выпадает (в данном случае – родители), рассыпается весь процесс. Родительский комитет осуществляет координацию работы между учителем и родительской общественностью. В противном случае неизбежен организационный хаос.
 
- Странно, что при пристальном внимании государства к семье, усилении роли семьи в воспитании детей, кому-то пришла идея устранить семью из школы, - добавляет она.

- Вопрос о целесообразности родительских комитетов звучит, мягко говоря, непрофессионально, - заявляет Елена Дмитриенко, президент республиканского союза детских общественных организаций «Жулдыз». Родители должны участвовать в педагогическом процессе школы, знать, что и как происходит с ребёнком, имеют право вносить свои предложения, указывать на недостатки. Как правило, в состав родительских комитетов избираются люди компетентные, имеющие своё собственное мнение и умеющие отстоять позиции всех родителей.

По словам Елены Дмитриенко, речь идет о судьбе ребёнка, о проблемах в образовании данного конкретного учебного заведения. Поэтому на вопрос, должны ли быть родительские комитеты, ответ - однозначно ДА. Родители с их помощью могут участвовать в основных школьных процессах в интересах детей, для соблюдения их законного права на образование, достойную жизнь, на детские инициативы. Иначе какая это демократия?

- Что касается поборов – считаю, что эта тема приобретает форму фейковой информации в соцсетях и СМИ. В каждой школе есть попечительские советы, есть специальные счета, на которые желающие родители или меценаты добровольно могут внести средства – какие могут быть вопросы? - объясняет специалист.

- К сожалению, родительские комитеты стали ассоциироваться только с денежными поборами, но это неправильно, - отмечает Айгуль Мукашева, заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.

-  Я, как мама детей школьного возраста, хочу сказать: родительские комитеты необходимы, ведь по любым возникающим вопросам в организации учебного процесса родители в первую очередь обращаются к представителям родительского комитета, который является реальным связующим звеном между родителями и учителями. Комитет проводит большую организационную работу в классе, мероприятия, которые благоприятно влияют на детей, способствуют сплочению ребят друг с другом, улучшают микроклимат в детском коллективе, взаимодействие, дружбу. Здесь роль родительских комитетов принижать не надо. Попечительские советы решают вопросы на уровне школы, а все вопросы на уровне класса – это то, чем занимается родительский комитет.

- Как можно ликвидировать институт родительских комитетов, когда их миссия незаменима и не может иметь альтернативы? – задаётся вопросом Ерлан Сламбеков, директор лицея-интерната для одарённых девочек «Білім – Инновация» акимата Астаны.

 – Все вопросы, которые могут возникать друг к другу у школы и родителей, решают именно родительские комитеты. Учителя должны дать детям хорошие знания. Их главная задача – учить, как и воспитывать. Без помощи родительских комитетов не обойтись. Они берут на себя многие организационные моменты: встречи с интересными людьми, культурно-досуговые мероприятия. А ещё родительские комитеты осуществляют при необходимости и работу по связям с общественностью, - объясняет руководитель. 

Ерлан Сламбеков приводит пример из собственной практики. Лицей 15 лет (!) не имел собственного здания, кочуя из школы в школу. Родительский комитет эту проблему неустанно озвучивал на самых разных уровнях, в разных инстанциях.

- И вот результат - 1 сентября этого года мы впервые шагнули в распахнутые двери собственного здания! Нормальное функционирование любой школы - я думаю, со мной согласятся мои коллеги-директора - без родительских комитетов сложно представить. Попечительский совет собирается 2-3 раза в год, решает более крупные задачи, а родительский комитет работает весь учебный год и решает вопросы сразу по ходу их возникновения, - говорит директор лицея.

Зачем пытаться сломать годами сложившуюся правильную, необходимую практику работы с родителями? Образование детей - это взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, в котором должны участвовать как школа, так и родители. Такое мнение высказала Шолпан Каринова, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК.

- Этот процесс не может быть односторонним. Кроме уроков и учёбы, для детей важны проходящие в школе и классе мероприятия, кружки, секции, которые опять же без согласования с родителями осуществляться не могут. Родители должны знать, чем интересуются их дети. Тем более сегодня, когда в школах, с введением критериального оценивания, растёт важность обратной связи учителей с родителями. В законе «Об образовании» есть 49 статья, где оговариваются права и обязанности, взаимодействие родителей и школ через родительские комитеты, то есть их существование предусмотрено законом, - говорит она. - Безусловно, родительские комитеты не должны заниматься сбором денег, их задача в другом – связи между школой и семьёй. И без этой связи образование не может двигаться вперед. У каждой стороны есть своя роль в образовании детей.

Что касается поборов, которые негативно отражаются на нашей системе образования, то Шолпан Каринова напоминает, что мировой практике есть понятие помощи школе, спонсорства и благотворительности. Пора нашему обществу признать это и отличать поборы от благотворительности.

- Если кто-либо желает помочь школе – это только приветствуется. Каждая школа сегодня нормативно имеет право открыть специальный счёт, куда должны поступать средства. И такие школы есть. Директора школ после каждой четверти должны выступить с отчётом перед родительским и попечительским советом, в том числе по организации учебно-воспитательного процесса, по финансовым расходам – куда и в каких объёмах расходовались поступившие бюджетные средства и средства, поступившие на специальный счёт, - говорит она. - Порядок работы попечительских советов определён Министерством образования и науки. Попсоветы, как форма общественного контроля, наделены сегодня большими полномочиями, начиная от назначения директора школы до внесения своих предложений в местные исполнительные органы, и надо сказать, что МОН обозначил чёткое разграничение по тому, чем должны заниматься они и чем должны заниматься родительские комитеты. Здесь всё предельно ясно и понятно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить