По-настоящему воодушевляет только невежество

12491

15 сентября в Алматы пройдет уже третья необычная конференция TEDxAlmaty, посвященная «идеям, которые изменят мир к лучшему»

Формат выступлений спикеров ограничен 18 минутами с целью рассказать о большой идее емко и страстно. Об идеях, которые изменят отношения, жизни и в конечном итоге мир к лучшему. Все выступления казахстанских спикеров будут доступны для просмотра также в онлайн-трансляции и записи. Тема TEDxAlmaty – «х = экстра». Регистрация на сайте: www.tedxalmaty.com.

Феномен TED, бесплатные 15-минутные онлайн-лекции которого были просмотрены уже миллиард раз, является новым феноменом в самообразовании взрослых людей в том числе. Стимулируя интерес к новому, пробуждая подзабытый инстинкт познания мира, TED представляет собой новую прогрессивную парадигму просвещения: просто о сложном, бесплатно и быстро.

Свое выступление на конференции TED в феврале 2013 Стюарт Файрстейн начал с древней поговорки «Сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет». Стюарт Файрстейн, профессор, декан факультета биологических наук в Колумбийском университете, считает, что поговорка про кошку является хорошей метафорой для науки. Ведь принято считать, что наука – это набор знаний.

Согласно Файрстейну, по-настоящему воодушевляет невежество. И он начал преподавать курс «Невежество» в Колумбийском университете. «Осознание в полной мере невежества – это прелюдия к каждому настоящему прорыву в науке», – говорил в свое время философ Максвелл.

Суть курса Файрстейна заключается в том, чтобы представить реальную картину того, что есть наука и о чем думают или должны думать настоящие ученые. Модель, которую он использует, называется «Круги на воде»: по мере того как растет знание, растет и незнание, невежество. Знание ведет нас к более высококачественному невежеству, к постоянным попыткам найти все лучшие и лучшие вопросы. «Смысл знаний не в том, чтобы их иметь, а в том, чтобы, опираясь на них, формировать более вдумчивые и интересные вопросы», – считает он. 

В нашу эру Google и Wikipedia университеты и школы должны принять другую модель обучения. Уже недостаточно обучать детей фактам из учебников, в них необходимо стимулировать голод познания. Если вы вспомните себя во 2 классе, скорее всего, вы были любознательным ребенком, жаждущим познать этот мир. Но к 10 классу ваше желание потухло, восхищение наукой сошло на нет. Эту проблему профессор называет «булимией образования» – мы запихиваем в себя знания во время семестра, чтобы «выплюнуть» их на экзаменах. 

Об «инвалидности» современной системы образования говорят и два известнейших деятеля в сфере образования – сэр Кен Робинсон и профессор Сугата Митра. Выступление сэра Робинсона на TED в 2006 было просмотрено более 20 млн раз по всему миру. В нем он отмечает, что школы убивают творческое начало в детях, а современный мир требует нестандартных решений больших проблем. Англосаксонская образовательная модель, действующая сегодня в большей части мира и во всех ведущих школах и университетах, изначальна была построена и распространена Великобританией для поддержания работоспособности колониальной системы Англии. Были разработаны определенные стандарты обучения, которые заставляли строго соблюдать. Таким образом, выпускники во всех английских колониях могли работать по нужным стандартам и быть «заменяемыми». Небольшой принцип образовательного конвейера. 

Главной проблемой современного образования является ограничение любопытства познания. Профессор Митра, получивший в этом году престижную награду TEDPrize, денежный эквивалент которого равен $1 млн, в своем многолетнем эксперименте «Дырка в стене», посвященном процессу самообучения среди детей, доказал, что одно детское любопытство способно научить их всему. В процессе эксперимента детей в отдаленных тамильских деревнях оставили один на один с компьютером, и за пару месяцев они выучили английский и разобрались в основах биотехнологий. Дай ребенку компьютер - и он за полчаса разберется в теории относительности, часто повторяет профессор.

«Приведу очевидное высказывание, от которого я отталкивался 12 лет назад, когда начал работать в развивающихся странах, продолжает он.  – Если вы представите карту своей страны или любого другого государства, то сможете выделить некоторые места и сказать: «Сюда хорошие учителя не поедут». Более того, окажется, что это именно те места, где часто возникают проблемы. У нас вырисовывается ироничная проблема: учителя не желают ехать именно туда, где они больше всего нужны».

Сейчас профессор Митра работает над конструированием СОУП – самоорганизованного учебного пространства. Мебель спроектирована так, что дети могут группами сидеть перед большими мощными компьютерами с доступом в интернет. Так, 10-летняя девочка познает всю суть индуизма за 15 минут. Или двое детей после просмотра TED-talk хотят стать Леонардо да Винчи, хотя до просмотра они хотели быть футболистами,

«Я думаю, мы только что натолкнулись на самоорганизующуюся систему. Ее структура возникает без явного внешнего вмешательства. Самоорганизующиеся системы всегда непредсказуемы, они начинают делать такое, для чего не были задуманы. Поэтому мы так реагируем, ведь это кажется невозможным. Думаю, могу сейчас выдвинуть такой тезис: образование это самоорганизующаяся система, в которой обучение стихийный феномен. Мне понадобится несколько лет на экспериментальное доказательство, но я попробую. Между тем есть доступный метод. Миллиард детей, которым нужны 100 миллионов посредников (нас на планете гораздо больше), 10 миллионов СОУПов, $180 миллиардов и 10 лет. Мы можем все изменить».

Парадигма образования меняется по мере того, как растут наши знания о нем. И кажется, что она дает виток возрождению эпохи Просвещения, где важнее стремление к познанию неведомого, где больше вопросов, где знание доступно на кончиках пальцев, где достойные идеи получают распространение.

Регистрация на TEDxAlmaty открыта до 5 сентября. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить