Опыт Стэнфорда в РК: как стать востребованным IT-специалистом выпускнику вуза

18716

В связи с активным экономическим развитием Казахстана в стране растет потребность в появлении нового поколения профессионалов, способных этот рост поддерживать и подпитывать. Одним из трендов глобальной системы образования, открывающим широкий потенциал для целого ряда отраслей, является возникновение новых форматов сотрудничества между вузами и бизнесом. Такие программы дополняют теоретическую составляющую классических учебных процессов практическими занятиями с использованием актуальных кейсов и опыта передовых компаний

В рамках образовательной программы Университетский альянс SAP мы работаем с ведущими вузами Казахстана более 10 лет, но именно 2016 год стал одним из наиболее продуктивных и плодотворных в работе команды. Мы организовали несколько крупных событий, провели совместные рабочие встречи с нашими партнерами и ведущими вузами страны. Нам было важно понять потребности всех сторон: как вузов, так и представителей бизнеса. Увидеть, как они представляют себе развитие образовательной отрасли в Казахстане.

По результатам встреч была сформирована программа образовательных мероприятий. В рамках Дня карьеры в Назарбаев Университете мы познакомили студентов с актуальными технологическими тенденциями и рассказали о компетенциях для новой, цифровой экономики. На академической сессии SAP Форума в Астане представили особенности работы нашей образовательной программы и планы по подготовке квалифицированных специалистов. Также мы провели целый ряд мероприятий, таких как дни цифровых технологий, семинары, лекции, практические занятия, на которых рассказали о глобальных трендах, продемонстрировали, как работают инструменты аналитики и больших данных.

Финальным событием года стала Неделя инноваций и обучения SAP в Астане, которую посетили более 100 студентов, 35 преподавателей, представляющих 10 ведущих вузов из 6 городов Казахстана (Астана, Алматы, Актау, Атырау, Павлодар, Усть-Каменогорск). Мы увидели большую заинтересованность всех сторон (преподавателей, студентов, представителей бизнеса) в развитии и поддержке новых форматов для подготовки квалифицированных специалистов в стране. Этот интерес открывает возможность развивать в Казахстане образовательную модель, где бизнес заинтересован в студентах, которые, в свою очередь, открыты для получения новых знаний и практического сотрудничества.

В целом, инвестируя в образовательные программы, наша компания является своего рода проводником, который старается соединить вузы и бизнес в достижении глобальных целей по подготовке кадров. Мы видим, что потребности наших клиентов в стране меняются. Если раньше, в основном, компании рассматривали в качестве потенциальных сотрудников специалистов с опытом, то сейчас они все больше заинтересованы в развитии образовательных программ для того, чтобы взращивать молодые кадры (будущих сотрудников) с практическими навыками использования самых современных технологий, которые они смогут получить еще во время обучения в вузе.

Со своей стороны, в рамках деятельности Университетского альянса SAP в стране, мы стараемся выстроить новый формат взаимодействия вузов и бизнеса. У нас есть опыт формирования такой среды, и мы готовы активно внедрять его в Казахстане.

SAP по всему миру сотрудничает со многими вузами и не только организовывает лекции, семинары и тренинги, но и продвигает новый формат работы, который использует опыт нашей работы с Университетом Стэнфорда, - создание лаборатории инноваций SAP Next-Gen Labs по примеру Stanford d.school. Такая лаборатория представляет собой отдельную площадку в стенах вуза, которая оснащена по последнему слову техники (от iPad до квадрокоптеров и шлемов дополненной и виртуальной реальности), куда студенты, обладающие хорошей теоретической базой, приходят решать конкретные бизнес-задачи.

Как это происходит? Реальная компания с рынка обращается в вуз с определенной практической проблемой, а группа студентов должна ее решить. Как правило, разработка проекта студенческой команды приурочена к написанию диплома и длится около 7 месяцев.  Причем команда состоит из представителей разных специальностей: программистов, математиков, физиков, инженеров и, например, маркетологов. Суть такой работы – в создании уникальных инновационных решений на основе пользовательского опыта молодежи, студентов с «другим мировосприятием» и навыками next-gen. SAP в данном случае предоставляет не только технологическую платформу для разработок, но и методологию Design Thinking, которая помогает студентам придумывать и воплощать различные идеи.

Цель каждого проекта – создание решения для конкретной задачи, которая стоит перед бизнесом. На протяжении всего срока проекта работу студентов курируют преподаватели вузов, эксперты SAP и представители бизнес-заказчика. В этом процессе заинтересованность компании, обратившейся в вуз, является одной из главных составляющих успеха. Важно, чтобы представители клиента постоянно держали связь со студентами, отслеживали выполнение проекта, оценивали результаты на разных этапах. Вторая важная составляющая – создание готового прототипа. То есть по факту выполнения проекта студенты должны продемонстрировать «то, что можно опробовать в деле», реальный работающий образец.

Подобные форматы сотрудничества со студентами уже практикуют многие мировые лидеры. Приведу несколько примеров проектов, реализованных студентами Стэнфорда и университетов-партнеров в 2016 году. IKEA поставила очень короткую и высокоуровневую задачу – разработать новые системы крепления мебели. Студенты, используя технологию Design Thinking, разработали 9 различных систем на основе магнитных защелок, благодаря которым процесс сборки полноценного столика стал занимать всего несколько секунд. Другой пример – кейс компании Renault, которая пришла с задачей разработать систему безопасного вождения для пожилых людей. Студенты придумали систему, состоящую из нескольких камер, установленных на боковых зеркалах, и 3 мониторов. Изображение с камер выводится на мониторы передней панели, благодаря чему водителю не нужно делать лишних поворотов головы, чтобы понять ситуацию на дороге. В ходе презентации итоговых проектов любой присутствующий мог сесть за руль автомобиля и лично испытать на себе, как это работает.  

Таким образом, формат SAP Next-Gen Lab открывает студентам большой набор возможностей: от воплощения в жизнь уникальных инноваций до дальнейшего трудоустройства в крупных компаниях. Студенты учатся работать в команде, планировать ресурсы для различных проектов с учетом отраслевой специфики, представлять результаты своей работы инвесторам. И самое главное – ребята создают действительно интересные решения на основе своих уникальных навыков next-gen.

В чем заинтересованность нашей компании в участии в проектах такого рода? SAP всегда старается быть законодателем трендов, предугадывать технологические тенденции и потребности рынка. Развитие подобных программ помогает нам, с одной стороны, видеть потребности наших бизнес-заказчиков, а с другой – открывает доступ к новым знаниям и свежим идеям, которые мы получаем от студентов, представителей нового поколения Z.  

Одним из крупных мероприятий Альянса в прошлом году стал тур Digital Transformation Incubator Trip в Силиконовую Долину, участие в котором приняли 30 преподавателей со всего мира, включая представителя Назарбаев Университета. Во время тура мы смогли вживую увидеть, как работает SAP Next-Gen, посетив защиты и выставку проектов в Университете Стэнфорда, Лаборатории SAP, центр инноваций SAP и HANA House SAP Palo Alto, посетили конференцию по цифровой трансформации в клиентском центре SAP с участием руководителя ИТ-департамента Сан-Франциско, мэра Пало-Альто, руководителей компаний Uber и Verizon. Такие поездки планируется провести в 2017 году как для представителей вузов, так и для наших заказчиков в Казахстане.

На сегодняшний день мы замечаем заинтересованность вузов СНГ, в том числе и Казахстана, в воплощении такого формата работы и деятельности Университетского альянса SAP в стране. Например, неделю инноваций и обучения SAP в Астане посетили представители более 10 вузов из различных городов Казахстана. Гости мероприятия, которых оказалось даже больше, чем было зарегистрировано, с большим энтузиазмом участвовали в подготовленных для них занятиях, не прерываясь даже во время выходного дня.

Сегодня уже обозначились актуальные направления, по которым SAP Next-Gen Lab может работать в Казахстане – это Big Data и Machine Learning, Data Science и Digital Boardroom, разработка бизнес-приложений, в том числе для мобильных устройств, а также проекты Интернета вещей. Работа в рамках этих областей поможет студентам создавать актуальные для рынка Казахстана решения.

Зимняя школа Университетского Альянса SAP.
Зимняя школа Университетского Альянса SAP.

И следующим шагом в работе программы уже в этом году стала зимняя школа Университетского альянса SAP в Алматы. Особенностью события стало то, что его посетили преподаватели со всего региона СНГ (Казахстана, России, Беларуси и Узбекистана). Одной из «изюминок» мероприятия стал тренинг по разработке нативных iOS-приложений для платформы SAP HCP (HANA Cloud Platform). Тренинг был проведен в рамках сотрудничества SAP и Apple. Сегодня большинство руководителей бизнеса пользуются именно iOS-устройствами, поэтому им важно, чтобы интерфейс рабочих программ был таким же удобным, как тот, к которому они привыкли при пользовании обычными приложениями. Впервые такой тренинг был проведен для партнеров на конференции SAP TechEd в ноябре 2016, и один из его участников, Сергей Иванов из Московского технологического университета МИРЭА, стал спикером зимней школы Университетского альянса SAP в Алматы.

У Казахстана есть огромный потенциал для подготовки квалифицированных IT-кадров и развития новых образовательных форматов. На протяжении нашей работы мы увидели желание и заинтересованность всех сторон: преподавателей, руководства вузов, студентов и бизнеса. В ходе работы в стране мы наблюдаем идеальную среду для развития инноваций и подготовки специалистов нового поколения Next-Gen. И Университетский альянс SAP будет и дальше активно участвовать в процессах подготовки квалифицированных кадров для цифровой трансформации в стране. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить