Онлайн-студенты

15103

Чтобы быть конкурентоспособными, университетам необходимо включать в учебный план дистанционные курсы

фото: G L Kohuth

Цифровые технологии занимают все большую часть образовательного процесса в высших учебных заведениях по всему миру. Американские аналитики в недавнем исследовании попытались ответить на вопрос, сможет ли интернет вытеснить традиционные методы обучения и как относятся к «онлайну» студенты и их родители.

В недавнем прошлом дистанционное обучение пользовалось популярностью лишь среди офисных работников, воспитывающих детей. Онлайн-курсы позволяли им придерживаться гибкого графика занятий, совмещая учебу с домашними делами. 

Сегодня же онлайн-образование стало частью мейнстрима: у 60% учебных заведений, предлагающих второе высшее образование, есть дистанционные программы. Только в США около 3 млн человек обучаются онлайн, что составляет 15% от общего числа студентов. 

The Boston Consulting Group (BCG) недавно провела опрос среди 2500 американских студентов и 675 родителей. Задачей исследования было выяснить, как американцы относятся к онлайн-образованию и чего от него ожидают. Оказалось, что все без исключения студенты считают необходимым включение дистанционных курсов в учебный план, а более четверти уже выбрали хотя бы один онлайн-курс.

Несмотря на положительное в целом отношение к новым технологиям, ожидания от их использования самые разные. Исследователи BCG систематизировали полученные данные, чтобы понять, чего же все-таки хотят сегодняшние студенты и их родители. 

Анализ полученной информации показал, что американцы подразделяются на пять категорий, иллюстрирующих разное отношение к онлайн-курсам и образованию в целом. И если учебные заведения хотят сохранить конкурентоспособность, то в скором будущем им необходимо будет учитывать нужды всех этих групп населения. 

Онлайн-энтузиасты. Эти студенты изучают практически все образовательные предметы с помощью интернета. Они отстаивают право на индивидуальное обучение в удобном для них темпе и не приемлют диктат преподавателей. Само собой, барьеров для полного внедрения цифровых технологий они не видят. 

Традиционалисты. Опыт онлайн-обучения для этих людей оказался отрицательным, и они решили больше никогда не выбирать дистанционные курсы. Их скептицизм основан на убежденности в низком качестве онлайн-образования. К этой категории относятся и многие представители старшего поколения, считающие дистанционное обучение недостаточно престижным для своих детей. 

Искатели приключений. Относительно новая категория студентов, для которой важнее всего социальные и эмоциональные аспекты обучения. Они верят в то, что именно в университете завязывается самая крепкая дружба, формируются взгляды и характер. Для них не так важно, какую форму принимает учебный процесс, главное – достичь личностного роста.

Инвесторы. Цель таких студентов – получить образование, найти работу и заработать как можно больше денег. Для них высшее образование – всего лишь промежуточная ступенька на пути к финансовому успеху. 

Пытливые умы. Открытые ко всему новому, эти молодые люди могут стать адептами онлайн-обучения, если последнее будет соответствовать их высоким стандартам. С точки зрения учебных заведений, эта группа представляет наибольший интерес, так как максимально беспристрастно и разносторонне оценивает преимущества той или иной методики обучения.

Последствия для учебных заведений

По мнению исследователей из BCG, образовательным учреждениям во всем мире стоит приглядеться к перечисленным категориям студентов и их ожиданиям. Традиционные модели образования в скором будущем не смогут отвечать запросам молодежи из-за тектонических сдвигов в мировоззрении представителей «цифрового» поколения. Преуспеть смогут те университеты, которые хорошо знают своих студентов и умеют адаптироваться к нуждам различных категорий учащихся. 

Если говорить о каждом аспекте образовательного процесса в отдельности, то опрошенные BCG студенты считают важными такие факторы, как доступность и подкованность преподавателей, гибкость учебного плана и наличие карьерной консультации.

По мнению экспертов, успешные университеты завтрашнего дня должны уже сегодня понимать, чем отличаются друг от друга разные категории учащихся, в какие области деятельности нужно вкладывать средства и как составлять маркетинговую стратегию. Используя как традиционные методы обучения, так и онлайн-образование, вузы должны создавать смешанные курсы. Именно это позволит им привлекать лучших студентов и стать лидерами в цифровую эпоху. 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить