Олег Пак: Успех школьника – категория дня сегодняшнего

24712

Директор «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп» - об открытии частной школы в Алматы, роли учителя и вызовах современного казахстанского образования

Нынешняя весна запомнится надолго. Пандемия коронавируса стала катализатором значительных изменений в современном мироустройстве и общественных взаимоотношениях. Они заставили нас по-другому взглянуть на многие аспекты жизни и в первую очередь на образование. Школы Казахстана, дети и их родители столкнулись с настоящим вызовом – форсированным переходом на дистанционное обучение в четвертой четверти. Но учебный год скоро закончится, а вопросы останутся. Войдет ли онлайн-образование в нашу жизнь как повседневная реальность? Сохранится ли школа в классическом ее представлении? Сегодня мы бы хотели заглянуть немного вперед и поговорить об осени 2020 года, ведь первое сентября всегда наступает неожиданно. Тем более что новый учебный год для алматинцев будет отмечен появлением нового учебного заведения на карте города – «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп». О том, что это за школа и в чем ее уникальность, мы поговорили с ее директором Олегом Паком.

Олег Владимирович, расскажите о своей школе. Как идет подготовка к открытию? Ведется ли уже набор учеников на первый учебный год?

- Идея создания школы имени Шокана Уалиханова принадлежит Кенесу Хамитовичу Ракишеву и его супруге Асель Имангалиевне Тасмагамбетовой. Суть проекта состоит в создании мощной инфраструктуры и образовательного контента, соответствующего лучшим на сегодняшний день мировым стандартам.

Подготовка к открытию школы началась в 2018 году. Необходимо было создать проект здания, продумать планировку помещений. Одновременно с этим под моим руководством формировалась рабочая группа из числа учителей, которые должны были составить костяк администрации школы. Много усилий нами было потрачено на то, чтобы сформулировать миссию школы, девиз, ценности и основную стратегическую цель. В итоге миссия нашего учебного заведения звучит просто: воспитание социально успешной личности.

Здесь я хотел бы отметить, что мы не рассматриваем успешность как категорию завтрашнего дня, то есть когда ребенок учился, учился в школе, а завтра получил аттестат зрелости и стал успешным. Мы убеждены, что успех – категория дня сегодняшнего. Это значит, что наш ученик должен стать успешным, еще сидя на школьной скамье. Каким образом мы собираемся этого достичь? Вся учебно-воспитательная работа школы сосредоточена на трех ключевых пунктах: первый – это фундаментальные академические знания; второй – навыки XXI века и третий – качества характера, определяющие успешную личность.

Рабочей группой также были разработаны две программы по развитию критического мышления. Первая программа создана на основе математики, вторая основывается на развитии критического мышления через изучение английского языка. Обе программы будут реализованы нами в начальной школе.

Кроме этого, основной задачей рабочей группы является формирование опытного педагогического коллектива. Ведь мы хорошо понимаем, что без сильных учителей невозможно добиться успеха ни в одном образовательном проекте.

Кстати говоря, школа рассчитана на 800 учеников и расположена в верхней части города, в районе пересечения улицы Мендикулова и пр. Аль-Фараби.

Что касается вашего вопроса о наборе учеников, то он будет производиться на конкурсной основе. В настоящее время мы объявили о сборе заявок на участие онлайн-тестировании.

А можно ли поподробнее о программе обучения? Насколько она отличается от академического государственного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РК? В чем ее уникальность?

- Реализация госстандарта образования является обязанностью каждой общеобразовательной школы. Что мы предлагаем сверх этого? Во-первых, углубленное изучение математики, казахского и английского языков. Важность знания государственного языка и языка, на котором говорит весь мир, не требует пояснения. Математику мы рассматриваем как важнейший инструмент развития мышления. По математике и английскому языку количество часов в неделю у нас приблизительно в 1,5-2 раза больше, чем предусмотрено государственным стандартом.

Кроме того, каждый ребенок имеет возможность четыре часа в неделю посещать кружки по интересам: шахматы, различные спортивные секции, гончарное дело, кулинарные курсы, дебатный клуб, робототехника, музыкальные кружки и даже своя театральная студия.

По возможности мы хотим максимально изменить содержание предметов. К примеру, вместо часов, отведенных на компьютерную грамотность, мы хотели бы интегрировать уроки, на которых дети уже с 3-4 класса будут учиться составлять алгоритмы на простых языках программирования. На уроках самопознания, кроме основной программы, будут изучаться техники быстрого запоминания информации, методы эмоциональной саморегуляции и навыки самообразования.

Что вы думаете о влиянии текущей ситуации с пандемией коронавируса на систему школьного образования и как школа планирует адаптироваться к новым условиям?

- Сейчас много говорят об актуальности дистанционного обучения. Некоторые горячие головы делают фантастические прогнозы о том, что в недалёком будущем все образование станет дистанционным. Не соглашусь. Настоящая школа дает возможность непосредственного общения детей друг с другом, взаимного обогащения в процессе учебы. Невозможно собрать робота в режиме онлайн или провести химические эксперименты. Крайне сложно в условиях дистанционного обучения создать атмосферу эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. Поэтому я считаю, что так называемая онлайн-школа никогда не станет полноценной заменой или альтернативой традиционной школе.

Другое дело, что развитые информационные технологии дают широкие возможности для оптимизации и администрирования учебного процесса. Многие современные школы за рубежом и некоторые школы в Казахстане создали и уже используют в своей работе Единое информационное образовательное пространство (ЕИОП). Такие школы лучше других были готовы к вызову, которым стала для всех нас пандемия коронавируса.

Мы также будем внедрять ЕИОП. Наша команда принимает активное участие в многочисленных конференциях, посвящённых переходу на онлайн-обучение. И это помогает дополнять свое собственное видение организации дистанционного образования.

Поговорим о проводниках знаний. Всем известно о кадровом голоде в Казахстане, особенно в сфере образования. Как ведется набор преподавательского состава вашей школы? Исходя из каких критериев вы ищите учителей?

- Действительно, кадровый голод в Казахстане есть. Но он не настолько ужасен, насколько может показаться. Хорошие учителя у нас есть! В настоящее время педагогический состав школы укомплектован на 75%. В команду вошли учителя с большим опытом работы, профессиональными достижениями, уникальным видением образовательного процесса. Но что особенно радует, у нас есть также и учителя, которых можно отнести к молодому поколению. Это педагоги в возрасте от 27 до 35 лет.

Конечно, есть и определенные критерии, по которым мы отбираем педагогов. Это, естественно, прекрасное знание своего предмета и методик преподавания, достижения учеников на олимпиадах, личные и профессиональные достижения педагога. И все же самое главное, на что мы обращаем внимание, – это творческий подход к решению педагогических задач, открытость новому, стремление к саморазвитию и умение работать в команде.

Я бы хотел рассказать одну притчу, ярко иллюстрирующую наш подход к формированию команды. Она называется «Шартрский собор». В городе Шартр во время строительства собора троим рабочим, толкающим тачки с камнями, задали вопрос: «Что ты тут делаешь?». Ответ первого был: «Я везу тачку с камнями, будь она неладна!» Второй рабочий сказал: «Я зарабатываю на хлеб, кормлю семью». Третий же на вопрос, что ты тут делаешь, ответил: «Я строю Шартрский собор!». Так вот, мы набираем тех учителей, которые готовы вместе с нами «строить Шартрский собор», то есть создавать школу.

Вы и сами являетесь учителем с большим преподавательским стажем. Расскажите о своем педагогическом опыте.

- В школьные годы я мечтал стать геологом, журналистом, археологом, ученым-математиком. Но никак не учителем. В 1992 году, окончив Новосибирский государственный университет, я вернулся в родной город Талдыкорган. Работы тогда практически никакой не было, и мне пришлось устроиться в школу учителем математики и заместителем директора по учебной части. С тех самых пор продолжаю трудиться в этой профессии. Первые несколько лет преподавание математики совмещал с административной работой, успел поработать замом по воспитательной и по научно-методической работе.

В те годы, на заре независимости, Казахстан получил возможность формировать и выставлять свои команды на международные предметные олимпиады. Этот азарт захватил и меня. Я полностью переключился на подготовку детей к олимпиадам, соревнованиям среди научных проектов по математике. В те годы патриотические чувства были не особо мне свойственны, но всё в одночасье изменилось, когда мой ученик поднялся с флагом Казахстана на пьедестал почета, и на глазах у людей со всех концов света ему вручили золотую медаль. Этот момент многое изменил во мне. Вот так получилось, что уже 28 лет я преподаю математику.

В 2014 году я понял, что идеи, заложенные в основу Назарбаев Интеллектуальных школ, мне очень близки. Мне доверили руководить НИШ города Алматы физико-математического направления. Три года я проработал директором Назарбаев Интеллектуальной школы. За 23 года до этого я воспитал около восьмидесяти призеров международных олимпиад и соревнований научных проектов. Наверное, поэтому подготовка к научным состязаниям, участие в них детей стали одним из приоритетов в моей работе на посту директора НИШ, и мы достигли значительных успехов.

В 2018 году Кенес Хамитович Ракишев пригласил меня принять участие в создании новой частной школы, и вот уже 2 года я и моя команда трудимся в этом проекте.

Наверное, каждому учителю математики задавали вопрос: «Зачем мы учим математику? Она же не пригодится в жизни». Что тут ответить? Действительно, если обратиться ко всем теоретическим знаниям, теоремам, задачам, которые решают наши ученики после 6 класса, то, конечно, в жизни обычного человека они не имеют никакой пользы. В современном образовании есть понятие – функциональная грамотность. Чаще всего она определяется как способность применять полученные знания в повседневной жизни. Думаю, что такое определение делает бессмысленным изучение математики после 6 класса. Я бы определил функциональную грамотность как совокупность компетенций, приобретаемых учащимся на школьной скамье и применяемых в жизни. Я имею в виду логическое, пространственное мышление, способность отличать причину от следствия, умение работать с данными в их совокупности, обобщать, делать выводы.

В целом математика структурирует мышление, а от этого, в свою очередь, зависит качество жизни человека, по крайней мере успехи на профессиональной стезе. В дополнение ко всему сказанному, математика воспитывает характер человека.

Также у вас имеется черный пояс по таэквондо и значительный тренерский стаж в этом виде спорта. Помогает ли вам это в руководстве школой?

- Занятия таэквондо помогли не только понять, но прочувствовать простые вещи.

Первое. Если завтра хочешь победить, сегодня нужно больше работать. Современное казахстанское образование не является лучшим в мире, и наши учителя едут в Россию или Англию для повышения своего профессионального уровня. Я мечтаю о том дне, когда к нам будут приезжать из-за рубежа и спрашивать: а как ВЫ это делаете?

Второе. Никакой значительный результат не может быть достигнут без дисциплины. И здесь нет разницы между спортом и образованием, равно как и противоречия между дисциплиной и свободой.

Третье. Слова «соперничество» и «дружба» не являются антонимами. Я и мой лучший товарищ по команде, к примеру, были в одной весовой категории. Следовательно, мы не раз пересекались и в спаррингах, и на соревнованиях. И каждый раз это делало нас только сильнее. Поэтому мы всегда открыты для сотрудничества с другими организациями, включая частные школы, если это будет вести к развитию обеих сторон.

Тема отечественного образования сегодня звучит в обществе все чаще в негативном ключе. Каково ваше видение текущей ситуации, как учителя, директора, родителя?

- Причина негативного отношения к образованию в том, что, с одной стороны, мы наблюдаем огромное количество реформ, а с другой – не видим ощутимых результатов. Причины этого противоречия – отдельная глубокая тема, которую невозможно раскрыть в рамках одного интервью. Поделюсь лишь несколькими соображениям.

Во-первых, возможно, не все так плохо. Образование – не та сфера, где нужно ждать моментальных результатов. 11 января 2020 года вступил в силу «Закон о статусе педагога», который не просто увеличил средний заработок учителя, но и дал молодым педагогам дополнительные стимулы к саморазвитию. Специальность учителя стала более привлекательной.

Во-вторых, для улучшения образования необходимо сменить фокусы развития. Постоянно говорят о том, что казахстанское образование отстает от зарубежного. А в чем конкретно это выражается? По материально-технической оснащенности наша средняя школа в обозримом будущем не догонит сингапурскую или английскую. Никто не измерял, насколько повсеместное применение интерактивных досок привело к увеличению уровня знаний детей. Несколько лет назад были организованы так называемые кембриджские трехуровневые курсы. Потрачены астрономические суммы и временные ресурсы. За один только 2014 год 5000 учителей оторвали на несколько месяцев от работы, чтобы ознакомить с современными, читай – зарубежными, методами и подходами в обучении. И все выглядит прекрасно, но есть нюанс: за одной партой на курсах сидят учитель физики в старших классах и учитель начальной школы.

Я не против улучшения материальной базы школ или повышения уровня методических знаний учителей. Просто на Западе другая картина, а нам следует исходить все-таки из своих реалий. Мой личный опыт работы с учителями показывает, что у наших преподавателей в среднем низкий уровень предметных знаний. Что первично: предметные знания или знание методики преподавания? Если я знаю 100 лучших в мире способов обучения иностранному языку, но не знаю английского – как я научу детей английскому? Если я сам плохо решаю задачи по физике, то что мне нужно в первую очередь, чтобы стать хорошим учителем физики: методика преподавания, английский язык (чтобы состоялось трехязычие) или знание самой физики?

Говорят, что у наших казахстанских детей сильные академические знания (наследие советского образования) и слабые по сравнению со сверстниками в развитых странах практические навыки. Теперь закупаем во все школы роботоконструкторы, приобретаем оборудование в лаборатории. Что в итоге? Конструкторы в основном пылятся, так как нет необходимого количества грамотных специалистов по робототехнике. С мнением, что у нашего среднестатистического школьника сильны академические знания, я соглашусь, только если речь идёт об учащихся лучших школ страны. Тем не менее если академические знания – наша сильная сторона, а практические навыки – слабая, то почему бы нам не сфокусироваться именно на сильной стороне?

В-третьих, много говорится о том, что мир стремительно меняется и что образование должно успевать адекватно изменяться следом, но не справляется с этой задачей. Не вижу здесь причин для излишней суеты. В быстро меняющихся условиях необходимы, прежде всего, твёрдые принципы, ориентиры и ценности, проверенные временем. Чтобы понять это, достаточно обратиться к классикам: Льву Выгодскому, на труды которого до сих пор ссылаются зарубежные теоретики педагогики; Джорджу Пойа – математику, популяризатору науки; аль-Фараби – учёному Востока, философу, математику, теоретику музыки.

Аль-Фараби сказал: «Тәрбиесіз берген білім адамзаттың қас жауы!» Научить ребёнка думать и действовать, быть ответственным, уважать себя и близких, стремиться к самореализации – вечные цели, на которые направлено образование. Независимо от формы обучения, способов оценки, содержания программ все эти ценности могут быть переданы только в непосредственном контакте учитель – ученик.

Каким вы видите модель выпускника «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп»?

- Образ Шокана Уалиханова – вот модель выпускника нашей школы. Это идеал, к которому мы будем стремиться. Высокообразованный, интеллигентный молодой человек или девушка с сильными знаниями, набором лучших человеческих качеств, активной гражданской позицией, широкими взглядами, но при этом не потерявшие связи со родной землей, ее культурой.

Часто бывает, что на уровне идеи все прекрасно, но как только дело доходит до реализации, администрация нового учебного заведения сталкивается с суровой реальностью и идея так и остается на бумаге. Что поможет вам избежать подобного опыта?

- Почему идеи, иногда даже хорошие на первый взгляд, не воплощаются? Если говорить о школе и образовании, то могу перечислить несколько причин.

Первая причина заключается в том, что идея зачастую спускается сверху. Её авторы – люди далёкие от преподавания или имеющие небольшой практический опыт. По моим наблюдениям, часто в управленческий аппарат продвигаются люди, не нашедшие в себе Учителя.

Вторая причина: у исполнителей не хватает управленческого опыта, чтобы довести хорошую идею до ума.

Я думаю, наша команда сумеет избежать этих опасностей, так как каждый из нас имеет большой опыт и как учитель, и как администратор. Более того, у нас трёхлетний опыт успешной совместной работы в другом образовательном проекте.

Прежде чем начинать реализовывать какую-либо идею, необходимо её всестороннее обсудить с членами коллектива, которые будут воплощать ее в жизнь. Очень часто уже на этом этапе выявляется несостоятельность идеи. Или, наоборот, во время обсуждения идея становится глубже и богаче, она захватывает всех. Если новый проект становится общей идеей, то его реализация обречена на успех.

Крайне важно прислушиваться к предложениям учителей, поддерживать их инициативы. Атмосфера, в которой каждый член коллектива имеет возможность быть услышанным, порождает свободу педагогического творчества. Уверен, создание комфортных условий для учителей – важная задача администрации школы.

Пожалуй, один из самых важных вопросов: как у вас будет построена работа по взаимодействию с родителями учащихся?

- Один из главных наших принципов – максимальная прозрачность. Мы хотим, чтобы все процессы были понятными для родителей. Они должны иметь чёткое представление о том, что, где и когда происходит, и знать, почему это делается так, а не иначе.

Администрация школы должна не просто прислушиваться к мнению родителей и быть доступной для обратной связи, но и активно вовлекать их в учебно-воспитательный процесс, чтобы они были не просто сторонними наблюдателями, а непосредственно участвовали в нем. Такой метод соучастного моделирования процесса выводит взаимодействие «школа – родитель» на новый качественный уровень.

Например, в школе будет кулинарная студия, где любой родитель сможет при желании провести для учащихся мастер-класс по приготовлению какого-нибудь блюда. Или факультатив по финансовой грамотности. Многие знают о таком явлении, как День самоуправления, когда на один учебный день в году учителя и администрация меняются с учениками местами. По такому же принципу можно сделать День родительского управления.

То есть мы готовы активно работать «в одной упряжке» с родителями своих учеников, проводить совместные мероприятия, соревнования, семинары. Одним словом, делать все, чтобы обеспечить в школе позитивную, созидательную среду в духе взаимной поддержки и сотрудничества.

Есть такое выражение: «театр начинается с вешалки». А с чего, по-вашему, начинается школа?

- Я думаю, по той же аналогии с театром, она начинается не с первого звонка на урок и классного журнала, а с того момента, как вы входите в здание школы. Это особая атмосфера уважения ребенка в учебном процессе, которую создают не только учителя и директор, но и охранник, встречающий вас в фойе, работница столовой, подающая обед детям, технический персонал. Школа – это единый живой организм, где в процесс обучения и воспитания кроме ученика и учителя вовлечены все, кто в ней находится. Школа – это место, где все чему-то учатся, разделяют и демонстрируют учащимся единые ценности – честность, уважение прав и свобод личности, поддержку и эмпатию. 

Где и как наши читатели могли бы узнать о вашей школе поподробнее?

На сайте www.shokanschool.kz. Там есть вся информация о школе, процедуре поступления и контакты.

Справка

Пак Олег Владимирович – директор «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп», учитель математики. Окончил Новосибирский государственный университет. Имеет 28 лет педагогического опыта, 7 лет – на руководящих должностях в сфере образования. Автор учебников «Алгебра и начала анализа» для 10, 11 классов. Лауреат премии «Алтын адам - человек года». Удостоен нагрудных знаков «Отличник образования» (2000), «Почетный работник образования» (2007), «Үздік педагог» (2014). Награжден медалями «10 лет Независимости РК» и «20 лет Независимости РК». Имеет черный пояс по таэквандо, II дан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить