Общественное задание новому министру образования: сможет ли Куляш Шамшидинова решить три задачи?

26039

Свои предложения главе ведомства сформулировал член правления фонда «Аспандау» Мухтар Идрисов

Куляш Шамшидинова
Фото: inform.kz
Куляш Шамшидинова

Итак, случилось. В Казахстане новый министр образования и науки. Среднее время пребывания в этой должности – три года. Не стал исключением и Ерлан Сагадиев. Его отставка была ожидаемой и закономерной. В целом правильные и разумные идеи Сагадиева по реформированию системы среднего образования на практике реализовывались крайне неудачно. По всей видимости, сказалось отсутствие профессионального опыта бывшего министра в сфере образования.

С этой точки зрения назначение Куляш Шамшидиновой выглядит логичным и обоснованным:

  • Педагог по образованию, имеет хороший преподавательский и директорский опыт;
  • Знает внутреннюю кухню министерства, с 2007 по 2009 занимала должность вице-министра;
  • Имела возможность глубоко изучить передовой международный опыт, в течение десяти лет возглавляя флагман отечественного среднего образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

От имени научно-образовательного фонда «Аспандау» и от себя лично поздравляем Куляш Ногатаевну с назначением и желаем ей успехов в новой должности.

Вместе с пожеланиями – наше «общественное задание» по решению трёх насущных задач, которые не смог решить предыдущий министр.

Сокращение максимальной дневной загрузки на учащихся

Учебная нагрузка в старших классах составляет почти 8 часов в день (39 часов в неделю). Это где-то на 20% выше средней учебной нагрузки в странах ОЭСР.

Предыдущее руководство министерства для решения этой задачи пустилось в откровенную «алхимию», превращая академические часы в астрономические, уменьшая время урока до сорока минут, сокращая занятия физкультурой и занятия развивающего характера. Результат известен – золото из ртути не получается, ежедневная учебная нагрузка не уменьшается.

Для решения этой проблемы нужно:

1. Увеличить продолжительность учебного года (до 15 июня)

2. Сократить годовую учебную нагрузку на 10%

3. Поднять учительские ставки за часы преподавания на те же 10%.

Последняя мера очень важна. Нельзя допустить снижения заработной платы учителей. Так же важно сокращение нагрузки для преподавателей в течение учебного года.

Длинные летние каникулы – рудимент советской системы образования, предполагавшей задействование труда школьников в сельскохозяйственных работах. В развитых странах летние каникулы имеют продолжительность от полутора до двух с половиной месяцев. Даже сократив летние каникулы на три недели, мы останемся в числе стран с самыми длинными летними каникулами.

Дополнительный бонус – переход всех школ на пятидневку решится автоматически. Сейчас этому мешает невозможность втиснуть большое ежедневное количество уроков в двухсменную модель обучения. Физически не хватает учебных классов.

Сокращение времени на домашнее задание

Среднее время на выполнение домашних заданий в странах ОЭСР составляет 1,2 часа в день. Эксперты считают, что выполнение домашних заданий больше четырёх часов в неделю отрицательно влияет на процесс обучения. У нас на домашнее задание в старших классах отводится 130 минут в день! Практика показывает, что объём домашних заданий никак не контролируется.

Пересмотр сроков введения трёхъязычия в школах

Переход на преподавание на английском языке в 2019 превратился в откровенную профанацию из-за отсутствия педагогов, владеющих английским языком. Не отбрасывая саму идею трёхъязычия, необходимо растянуть программу внедрения как минимум на 10-15 лет. Причём начинать её надо не со школы, а с педагогических вузов. Пока наши педагогические вузы не будут выпускать учителей, свободно владеющих тремя языками, ни о каком трёхъязычии речи быть не может!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить