Образовательный крах MBA

Прежде чем в очередном управленческом зуде реорганизовывать бизнес-процессы или, хуже того, - запускать трансформацию всего бизнеса, не мешает глубже изучить процесс и искусство управления, чтобы не нарубить дров

Фото: © Depositphotos.com/ryanking999

Тогда встает вопрос: пойти проторенным путем «на MBA» или же выбрать что-то иное из управленческого образования? И вот тут-то и возникает проблема: в управленческом образовании нет больше популярных продуктов, кроме делового администрирования, если не считать ещё публичного. Но не мешало бы разобраться, что есть MBA и где, собственно, там управление, если мы все ратуем за «критическое мышление»?

Бизнес-школы в Казахстане имеют историю немногим старше независимости Республики. В 1988 при Союзе предпринимателей, арендаторов и кооператоров открывается первая бизнес-школа в Казахстане - Алматинская школа менеджмента (АШМ), но МВА-программа впервые была представлена лишь в начале 90-х Казахстанским институтом менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) в Алматы. Позднее её стали преподавать и в других вузах, включая АШМ (впоследствии МАБ и AlmaU). Сегодня получить эту степень можно уже почти во всех крупных городах Казахстана. Примечательно, что МВА-программы не имели официального статуса, пока в 2006 Министерство образования и науки не утвердило стандарты МВА и не ввело в 2008 государственный стандарт образования для магистратуры делового администрирования.

Причины появления MBA очевидны. Рыночная экономика, свалившаяся на нас почти 30 лет назад, породила на новой почве и новые виды деятельности. Например, предпринимательский - «бизнесмен» и управленческий – «менеджер». В первое время лишь авантюристы и смельчаки бросались без знаний и опыта в сферу, где даже правила игры не были до конца ясны.

Сегодня рыночная система имеет более внятные формы, алгоритмы и закреплена законодательно. Казалось бы – усвой правила и вперед. Но здесь мы натыкаемся на сюрприз: наука управления в целом (и менеджмент в частности) - это не прикладная экономическая наука. У управления везде, не только в бизнесе, свои законы и правила, но где узнать о них и как их освоить? И если управлением малого бизнеса можно овладеть методом проб и ошибок, то в крупном цена ошибок слишком велика. Поэтому владельцы корпораций требуют от своего менеджмента навыков управления широкого спектра: от разработки и внедрения продукта в производство до его маркетинга и продаж. Бизнес-школы на этот запрос предлагают во всём своём разнообразии только одну популярную программу по подготовке управленцев – МВА (master of business administration).

В мире этой программой пользуются уже более полувека. За это время различные учебные заведения её модернизировали, соединяли с другими дисциплинами, адаптировали под местные условия до тех пор, пока в начале нового века нового тысячелетия из-за «мирового кризиса менеджмента» не наступил «глобальный финансовый кризис» и все лучшие умы человечества не заговорили о несостоятельности любых МВА-программ.

МВА – ключ к успеху?

В частности, Филип Делвс Бротон, автор книги «Чему они учат вас в Гарвардской школе бизнеса» пишет, что «…если мы посмотрим на наиболее развитые бизнес-организмы, то увидим, что MBA отнюдь не является необходимым условием для того, чтобы быть успешным», а бизнесмен Илон Маск вообще считает, что «MBA — это плохая идея. Она учит людей всевозможным глупостям. Я нанимаю людей на работу не благодаря MBA, а вопреки ей». Современный гуру бизнес-образования Генри Минцберг написал целую книгу под названием «Требуются менеджеры, а не МВА!», чтобы предостеречь мир от выпускников МВА-программ. С его слов, надо быть осторожным – кругом монстры МВА!

Дело в том, что какой бы продуманной ни была государственная стандартизация или частный креатив в программах МВА, у них всех изначально есть своя порочная основа «командно-административной системы», где и расположена её ахиллесова пята. Точнее говоря, таких пят пять. Остановимся на каждой из них подробнее.

1. Технократический упор на выработку рационалистических навыков и административных методов управления экономическими предприятиями

По крайней мере, так было заложено в классической, западной форме МВА-программ в послевоенные годы, ещё со времён «революции менеджеров» в транснациональных корпорациях. Собственно менеджмент как администрирование бизнеса и не мог быть другим. Поэтому психологический подход (школа «человеческих отношений») всегда проигрывал в менеджменте рационалистическому (тейлоризму и иным школам «социальной инженерии»). Технократы просто использовали психологические методы управления и «человеческие отношения» для манипулирования людьми, а не для выявления и задействования их личностного потенциала в управлении.

Поэтому во всём мире сегодня и наступил «кризис менеджмента»: административные методы управления и технократия перестали быть эффективными в эпоху информационной революции, когда личность из «человеческого фактора» превратилась в «человеческий капитал». Отсюда и второй недостаток.

2. Игнорирование гуманистических ценностей

В управлении ключевое значение имеет этика, так как функциональное взаимодействие управленца с персоналом и обществом предполагает духовное общение с живыми людьми. Эмоциональная, морально-психологическая составляющая – неотъемлемый аспект организации и побуждения деятельности людей. К сожалению, большинство МВА-программ игнорируют этот аспект, делая упор на эгоцентричном восприятии действительности, когда любое знание и отношения необходимы и ценны не сами по себе, а лишь для прагматического достижения своих собственных целей «посредством других людей». Тогда как бизнесмен и менеджер должны знать и «любить себя» лишь в контексте ценности всей окружающей среды в целом, мыслить себя и свой внутренний мир лишь частью внешнего мира.

Управление - это лишь внутрисистемный процесс и элемент, который не может стоять над системой и воздействовать на неё, изменять её с целью достижения собственной произвольной цели. Для управленца важно четко понимать не столько технические, сколько моральные ограничения возможностей любого управления со стороны ценностей и целей как самой управляемой системы, так и её окружающей среды, внутренней и внешней.

3. Упор на математическую аналитику

Понятно, что самый лучший на практике анализ - это количественный анализ. Но не только количество переходит в качество. Качество тоже влияет на количество, задаёт его ценностные параметры. Математически же можно обосновать какую угодно аналитическую модель манипулирования миром, даже мошенническую.

Одна из них как раз и рухнула в 2008 под тяжестью пирамиды «субстандартных» ипотек коммерческих банков («sub-prime mortgages»), выпущенных под них деривативных облигаций инвестиционных банков (Collaterized debts obligations) и свопов, страхующих в свою очередь дефолт уже по этим облигациям (Credit default swap). Анализ помогает синтезу, но не может заменить его. Мир нужно воспринимать целостно, а не фрагментарно, но интуитивному мировосприятию и синтезу на МВА не учат. Более того, любые теоретические изыски в виде философского и общенаучного категориально-понятийного аппарата с ходу отвергаются.

Менеджмент вырос в экономике как практика и искусство, а не как теория и наука. Поэтому во второй половине прошлого века возникла проблема «теоретических джунглей в менеджменте», когда общая теория управления как специально-научный предмет стала невозможна. В этих условиях МВА-программам, которые обучают менеджменту, ничего не остаётся, как только ориентироваться на практический опыт конкретных ситуаций (кейсов), которые не переносимы в принципе на другие конкретные ситуации без научного обобщения и теоретической генерализации.

4. Метод кейсов как якобы практическое обучение («Case Study» Analysis)

Отсюда вытекает ещё один пункт, за что критикуют МВА, – работа с кейсами. Всё тот же профессор McGill University Генри Минцберг пишет: «Кейс-метод учит людей смотреть на проблемы поверхностным взглядом, от раза к разу предлагая им принимать решения на основе данных, представленных в удобной и стройной форме. Это делает менеджеров оторванными от людей, которыми они управляют». Таким образом, у студента вырабатывается академическая уверенность в собственных силах, основанная на алгоритмических решениях стереотипных аналитических заданий, тогда как на практике реальные управленческие процессы оказываются синтетическими, они намного сложнее и тоньше.

5. Программы МВА готовят к решению задач, на которые есть единственно верные ответы

Но в управлении всегда есть и будут ситуации неопределённости, где все вынуждены полагаться на веру в ценности, которые являются на самом деле довольно абстрактными вещами. Никто не знает будущего, и на одной уверенности в себе здесь далеко не уедешь. Более того, самоуверенность отключает рефлексию, в результате чего управленец может даже не знать того, что попал в ситуацию неопределённости, когда выгоду с эффективностью просчитать невозможно и приходится опираться на принципы. Он не задаёт себе вопросов, или задаёт неправильные вопросы, или неправильно задаёт правильные вопросы. Решать задачи со множеством неизвестных и непредсказуемыми последствиями на основе ценностей – к этому программа МВА в принципе не готовит.

Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ пишет: «МВА не ориентированы на реальные задачи, которые возникают в постоянно меняющейся бизнес-обстановке. Традиционно студентов учили принимать правильные управленческие решения: им показывали, как анализировать содержание, динамику и контекст возникновения проблемы, используя для этого теоретические модели и аналитические инструменты. Такой подход, безусловно, оттачивает аналитические навыки, но не развивает у людей способности улавливать слабые сигналы, самостоятельно интерпретировать природу и содержание проблемы. В результате у студентов складывается неосознанное, но устойчивое представление, что проблема готова, а параметры решения заданы. Подобный упор на инструменты и анализ уводит слушателей от реальности. Знания важны, но все-таки важнее способность чувствовать конкретную ситуацию».

Таким образом, все желающие стать управленцами в погоне за престижным дипломом, карьерой и зарплатой проходят курсы МВА, зачастую даже не ознакомившись с отзывами выпускников и экспертов. По окончании обучения уверенные в своих силах управленцы пускаются в пучину новых проектов и тут же встречаются с массой сложностей. Оказывается, что простого набора функционально-технических предметов и методик MBA-программ никогда не было достаточно без привязки их к научному предмету собственно управления во всех его философских, общенаучных и специально-научных методах. Для успешного управления именно их нужно исследовать и применять, чтобы быть лидером, формировать в себе управляющую личность, духовно, социально и эмоционально компетентную. Мода на MBA фактически уже прошла, так как диплом MBA не только не предполагает изучения науки управления, но уже не гарантирует даже автоматического повышения в карьере и зарплате.

Какие программы могут прийти на смену MBA в мире организационно-управленческого образования?

МОА (Master of organization administration) - это одна из таких программ, которая начала разрабатываться в Казахстане нами ещё со времён Алма-Атинской школы менеджмента при Асылбеке Базарбаевиче Кожахметове, который верил в меня, но ждать долго реализации моих амбиций ему не позволяло время на рынке. МОА-программа уникальна тем, что объединяет в себе все виды социального управления, в том числе традиционные МВА и МРА (Master of public administration). Такое объединение дает качественно новое управленческое образование, применимое в управлении любой организацией в обществе, включая государство, гражданское или профессиональное объединение и даже семью, а не только бизнесом. Индустриальное общество уходит в прошлое, поэтому МОА-программа имеет целью подготовку лидеров информационного общества.

Инновация не только в том, что это новый образовательный продукт с потребительскими свойствами и качеством, соответствующими информационной революции, но и в том, что он основан на специально-научной «Общей теории управления» (ОТУ). ОТУ выделяет, описывает и объясняет управление как отдельный и особый научный предмет, где есть свои законы, структура, принципы и методы. По ОТУ, менеджмент не тождествен категории управления, а является относительно него лишь видовым понятием, одним из уровней социального управления, причём далеко не самым высшим. ОТУ и МОА закладывают фундамент казахстанского менеджмента именно как научной школы, создают методологическую основу собственному содержанию отечественного бизнес-образования.

Не секрет, что в Казахстане местные бизнес-школы даже при вузах национального масштаба в принципе не имеют ни собственного образовательного содержания в области управления, ни профессорско-преподавательского состава, который мог бы его разработать. Действующие в штате преподаватели в большинстве своём незнакомы с реальной практикой бизнеса и научных исследований. Приглашённые же практики, а все бизнес-школы зависят сегодня почти от одних и тех же тренеров, не обладают академическими навыками в исследовательских и преподавательских компетенциях. Поэтому наш фонд и академия готовы делиться ОТУ и МОА-программой со всеми как в рамках научно-методологического содействия отечественному бизнес-образованию, так и на условиях франчайзинга.

МОА-программа вооружает управленцев: 1) оперативным компонентом познания для умения мыслить и обрабатывать информацию, 2) объективной системой ценностей для умения проявлять волю и быть лидером, 3) общегражданской национальной идеей для умения любить свою страну и служить отечеству, а также 4) свободным правосознанием для умения отстаивать свои и чужие права человека в борьбе с правительством, корпорациями и иными организациями.

Управленец – это прежде всего лидер, пусть и неформальный. Воля к ценностно-ориентированному действию («духовный интеллект»), риторическое владение навыками убеждения («социальный интеллект»), рефлексия собственных чувств, мыслей и действий («эмоциональный интеллект») и наконец мудрость как целостное мировосприятие («познавательный интеллект») – вот те качества, которые отличают настоящего лидера от управленца на бумаге. МВА этому не учит. А вот МОА-программа, основанная на общей теории управления, делает на этом особый акцент.

В условиях быстро усложняющегося мироустройства личности сложно реагировать на постоянные изменения и морально самоопределяться по отношению к ним. Лишь благодаря честному самопознанию и принятию себя можно открыть глаза на окружающую среду как не менее духовный и не менее важный, чем ты сам, мир объективных ценностей в их тончайших проявлениях. Этот этический аспект управления важен, потому что люди должны видеть в лидере, который задаёт направление их деятельности, гармоничную и открытую, готовую прислушаться к их мнению личность, а не просто машину, диктующую, что делать. Лидер обязан давать раскрыться личностному потенциалу сотрудников и доверять им принятие решений, их касающихся, а не манипулировать ими. МОА-программа даёт людям ключи к тому, как быть собой, уникальной личностью, и кем ты должен быть - человеком. Совершенное управление не стремится к управлению – не в этом ли Лао Цзы видел искусство управления?

Одним словом, МОА-программа формирует не только интеллект, но и характер, включая веру в необходимое, надежду на возможное и любовь к действительному. Но помимо этих целей, которые ставил Мартин Лютер Кинг перед настоящим образованием, в основе МОА-программы лежит научный подход. Все школы, включая школы управления, должны учить слушателей критическому мышлению, чтобы они могли анализировать источники происхождения образцов передаваемого им знания. У нас образовательный процесс построен так, чтобы каждый из слушателей мог обоснованно поставить под сомнение любой из тезисов даже признанного эксперта-тренера. Так мы развиваем научный процесс в образовательном процессе и формируем проблематику исследований в области управления. Такое традиционное для академического образования сочетание изучения и исследования предмета стало особенно актуальным в условиях настигшей нас эры информационного общества. Теперь важно не только применение существующих знаний («компетентностный» подход), но умение добывать новые знания («академический» подход). Управленцу становится важнее знать принципы интерпретации фактов и социального действия, чем владеть заранее заданными алгоритмами деятельности.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13302 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить