Топ-15 вузов, заработавших на грантах в 2016

12572

В последнем отчете ООН Казахстан по индексу образования занял 37-е место из 188 стран мира

Фото: © Depositphotos.com/nd3000

В последнем отчете Программы развития ООН за 2014 год Казахстан по индексу уровня образования, который является одним из ключевых показателей социального развития, занял 37-е место среди 188 стран мира. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

В то же время Всемирный банк в ренкинге стран мира по доле расходов на образование от ВВП (2010–2012 гг.) расположил Казахстан с 3,1% от ВВП на 125-е место из 153. Следует заметить, что в целом в списке лидирующие позиции занимают те страны, где уровень образования населения очень низок, что связано с действием программ ликвидации массовой неграмотности, осуществляемых при международной поддержке. К примеру, Тимор-Лешти, который идет на первом месте по соотношению расходов на образование к ВВП 14%), при этом находится на ­146-м­ месте по уровню образования в рейтинге ПРООН. Далее следуют Лесото и Куба, где финансирование образования составляет 13 и 12% от ВВП и которые располагаются на 137-й и 47-й позициях по уровню образованности соответственно.

Между тем и ряд государств с высоким уровнем образованности населения продолжает финансирование данной сферы на достаточно высоком уровне. Так, Австралия, занимающая первое место по индексу образования в мире, финансирует его в объеме 5,5% от ВВП. В Дании и Новой Зеландии, которые идут следом, этот показатель составляет 8,6 и 7,2% от ВВП соответственно.

Что касается постсоветских стран, то Россия, у которой 32-е место по степени образованности населения, выделяет данной сфере 4,1% от ВВП, Беларусь, расположившаяся на 20-м месте, – 4,5%, Украина с 36-м местом – 5,3%, Кыргызстан с 72-м – 6,2%.

Если обратиться к Казахстану, то о необходимости увеличения финансирования образования прямо говорится в стратегическом плане Министерства образования и науки на 2014–2018 годы. Практически все пункты этого документа базируются на росте выделяемых средств: и обеспечение полного доступа к образованию на всех уровнях; и подготовка соответствующих кадров; и должное материально-техническое оснащение; и совершенствование учебно-методической базы, и обновление содержания и методов обучения и пр.

И государство прислушивается к чаяниям своего органа. Так, в 2016 году расходы из государственного бюджета на образовательную сферу составили 1,7 трлн тенге, что на 22,3% больше по сравнению с показателем 2015 года. Эта сумма составила 17,7% от всего бюджета страны. В последние три года процентная доля расходов на образование к ВВП растет умеренными темпами: в 2014 году это было 3,33%, в 2015-м – 3,34%, в 2016-м – 3,65%.

Распределение госзаказа

В вышеупомянутом документе указывается на несоответствие уровня финансирования высшего образования уровню минимальных расходов с учетом реального цено­образования. Доля государственных расходов на высшее и послевузовское образование, хоть и выросла до 0,41% от ВВП по сравнению с 0,34% в 2015 году, все же, по мнению МОН, остается на низком уровне. Для сравнения: в странах ЕС этот показатель составляет в среднем 2,2%.

Стоит отметить, что, несмотря на рост статьи расходов на высшее и послевузовское образование в текущем учебном году по сравнению с 2015/16 учебным годом на 34% – до 188 млрд тенге, количество выделенных грантов на подготовку кадров сократилось с 40 032 до 39 759. Причем снижение произошло за счет уменьшения госзаказа на подготовку в бакалавриате – на 466 грантов. В то время как на подготовку магистрантов их число увеличилось на 188, докторантов – на пять.

Cредняя стоимость расходов по госзаказу на обучение одного бакалавра во всех вузах, кроме Назарбаев Университета, осталась на прошлогоднем уровне. А вот расходы на послевузовское образование порядком повысились.

Forbes Kazakhstan рассчитал приблизительный доход вузов страны, полученный от государственного заказа на подготовку специалистов. Так, 77 учебных заведений получили совокупно 11,5 млрд тенге.

Наибольший кусок этого пирога – в размере 5 млрд тенге – достался Назарбаев Университету. В текущем учебном году государство оценило годовое обучение одного студента в этом вузе в 3,6 млн тенге, что на 46% дороже, чем в предыдущем. Казахский национальный университет им. аль-Фараби выручил 950,8 млн тенге, при средней стоимости одного гранта 318 тыс. тенге. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева заработал 818 млн тенге, а Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева и Казахский национальный аграрный университет – 541 тыс. и 334 тыс. тенге соответственно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить