Почему современные методики образования - это не учителя и классы

14027

Образование непрерывно меняется и эволюционирует, но все равно не успевает за требованиями реальности.

Фото: gencol.az

Творческий подход и независимое мышление становятся наиболее востребованными в глобальной экономике.
Несмотря на это, в мире доминирует образовательная модель, основанная еще в индустриальную эпоху, когда из всех качеств более всего ценились внимание, дисциплина, четкое следование указаниям. Вот почему новое поколение преподавателей, вооруженных нейропсихологическими исследованиями и личным опытом, изобретают радикально иные способы получения знаний. Знание для них – это не то, что механически передается от учителя студенту, а нечто, что вырастает из самостоятельного эксперимента, подогреваемого любопытством.

Этот тренд неумолим – доступ в мир безграничной информации изменил наш способ общения, обработки и интерпретации данных, чем намерены воспользоваться Илон Маск, Кристин Ортис, Сугата Митра и другие выдающиеся люди современности.

Перевернутое обучение

Фото: Stephen Lam/Reuters

Первые серьезные опыты с подачей образовательного материала начал еще в конце 1990-х профессор Гарвардского университета Эрик Мазур. Он опубликовал книгу «Руководство пользователя» с изложением стратегии информационной ассимиляции, которая заключается в переходе с аудиоподачи (лекция) к смеси аудио, видео и интерактива (слайды и фильмы – основа, а лектор только комментирует).

К 2000 Мазур доработал систему, выпустив работу «Перевернутый класс: ключ к созданию инклюзивной учебной среды». Там утверждается, что гораздо эффективнее использовать такие средства обучающей информации, как компьютер или видеоматериалы, чтобы удовлетворить потребности студентов, с широким разнообразием стилей обучения.

Самое резонансное, что вышло из этой затеи, – история профессора Массачусетского технологического института Салмана Хана. В 2004, вдохновленный подходом Мазура, он начал записывать видео для кузины, которая не могла усвоить учебный материал. Позже Хан основал по этой модели Khan Academy, которая для многих стала синонимом метода «перевернутого класса». Говоря простым языком: вместо домашних заданий учащиеся смотрят короткие видеолекции в Сети, самостоятельно осваивая теоретический материал, а все аудиторное время, когда преподаватель рядом, используют для выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда метафора «перевернутый класс»). Методика показала столь великолепные результаты, что сегодня практически каждая западная школа или университет строят обучение на ее основе.

В последние годы она стала применяться и на постсоветском пространстве, но пока особого эффекта не произвела. Сам Мазур считает, что дело в отсутствии людей, способных преодолевать трудности и воплощать идею в жизнь. «Мне тоже было нелегко. Принцип я сформулировал почти 25 лет назад, и, кажется, тогда коллеги из Гарварда сочли меня сумасшедшим. Перемены – это всегда трудно, поскольку люди – студенты, преподавательский состав, руководство университета – в большинстве случаев стараются сохранять статус-кво, – говорит он. – Преподаватели говорили, что я должен продолжать читать лекции, поскольку зарплату получаю именно за это. Студенты же думали, что я отлыниваю от работы и им приходится учить себя самостоятельно. Но наибольшее сопротивление встретил со стороны скептиков, которые задавались вопросом: зачем изменяться, если и так все хорошо?»

Школа в облаке

Фото: Mark Pinder

Примерно тогда же, в 1990-х, Сугата Митра, глава научного отдела компании в Нью-Дели, наблюдая за играющими в трущобах детьми, решил вмонтировать для них компьютер в нише стены. Ему было интересно, что они станут делать. К удивлению Митры, дети быстро поняли, как им пользоваться. Затем он провел эксперимент в деревне – для ребят, которые говорили по-английски с сильным телугским акцентом. Митра поставил им компьютер с программой, которая преобразовывала речь в печатный текст. Дети говорили, а компьютер, естественно, все записывал абракадаброй, так что они сердились. На что он предложил им стараться говорить так, чтобы было понятно, и уехал. Через два месяца акцент у местной детворы почти исчез. Это вдохновило Митру на написание письма правительству. Спустя два года он уже был задействован в индийской реформе образования, где частично смог применить свой подход. Новатор решил, что необходимо больше практических результатов, и стал собирать средства на новый эксперимент.

Для очередного исследования в 2007 Митра закачал в компьютер материалы по молекулярной биологии и отправился в деревушку на юге Индии. Спустя 75 дней дети прошли тест, разработанный Митрой и ответили правильно на один вопрос из четырех, а спустя еще 75 дней с небольшой помощью наставника они давали верный ответ на каждый второй вопрос.

Проповедуя новый метод обучения, он стал очень популярен. В 2013 выиграл грант в $1 млн от TEDx на продолжение своих исследований. Сейчас Митра занят учреждением новых «школ в облаке»: пять в Индии и две в Англии. Почти все они будут представлять собой здание из стекла с одной комнатой. Внутри не будет учителей, программ и разделения по возрастам – только шесть компьютеров и женщина, которая следит за безопасностью. Учащиеся будут собираться в группы вокруг компьютеров и исследовать темы, которые их интересуют. Митра также нанял группу учителей-пенсионеров, которые время от времени будут появляться на большом экране на стене и через скайп вдохновлять школьников на новые идеи. Он называет их «облачные дедушки». Но… в любой момент дети смогут отключать экран.

Трансдициплинарный университет

Фото: Stephanie Keeler

Кристин Ортис, декан последипломного отделения, профессор материаловедения и инженерии в Массачусетском технологическом институте, решила бросить свою довольно престижную работу, чтобы основать некоммерческий экспериментальный университет. Без уроков, классов и четкого разделения на уровни. Студенты и докторанты будут вместе работать над проектами, по возможности превращая их в стартапы. Попасть в вуз, равно как и уйти из него, можно будет в любое время. План состоит в том, чтобы собрать средства, запуститься и расшириться, возможно до размеров MIT, попутно открывая филиалы в других городах.

Кристин осознает, что на это потребуется масса денег и времени, но собранная команда ее поддерживает. «Я проработаю в MIT до июля, а затем в течение года буду заниматься сбором средств на новый проект. 17 лет в стенах университета были удивительными, но многие образовательные схемы были сконструированы сотни лет назад. С другой стороны, децентрализация, медиалаборатории, внеклассные эксперименты – все это заставило меня задуматься над тем, как бы могла выглядеть модель, объединяющая все лучшее, что сработало в MIT», – говорит она.

Предполагается, что студенты будут выполнять более длительные проекты (которые определят сами) и вести их самостоятельно. Все, что предоставят создатели университета, – трансдисциплинарная инфраструктура (материалы, оборудование, единая лаборатория, творческие пространства), доступ к бумажным и электронным библиотекам, консультации профессоров.

К звездам

Фото: OnInnovation

Илону Маску была не по душе школа, где учились его дети, поэтому он просто создал свою. Пока маленькая закрытая школа Маска называется Ad Astra (лат. «К звездам»), у нее нет сайта, нет страниц в соцсетях. В заведении, которое существует лишь год, учится 14 детей сотрудников SpaceX (в сентябре их станет 20). Здесь отсутствуют классы – общую программу проходят ученики разного возраста. При этом учитываются склонности и способности каждого.

По мнению Маска, обычные школы не в состоянии научить детей решать проблемы. Они рассказывают только об инструментах решения задач, в отрыве от практического применения. Например, объясняют принцип работы двигателя, тогда как Маск предлагает ученикам сразу разобрать двигатель. В ходе выполнения конкретной задачи дети начинают понимать назначение тех или иных деталей, а не просто заучивают их. Пока изобретатель и миллиардер доволен проектом. «Ребятам по-настоящему нравится учиться», – говорит он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить