Новая «Чоканка». Какую школу создали Асель Тасмагамбетова и Кенес Ракишев

52301

Как учебное заведение дает ученику возможность максимально развить свой потенциал

Асель Тасмагамбетова
ФОТО: Жанарбек Аманкулов
Асель Тасмагамбетова

В сентябре прошлого года, несмотря на сложности, вызванные пандемией, основательница фонда «Саби» Асель Тасмагамбетова и ее супруг Кенес Ракишев (№6 рейтинга богатейших бизнесменов и №12 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) открыли частную школу «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп» в Алматы.

Заведение площадью 12 тыс. кв. м, расположенное на территории 1 га на пересечении бульвара Мендикулова и проспекта Аль-Фараби, было построено за год. Инвестиции в проект составили 6 млрд тенге. В стратегических планах – получение международной аккредитации.

Проект разработан казахстанской компанией Art Building Group. Типовые классы оснащены финской мебелью и тремя видами досок – интерактивной, маркерной, меловой – установленных по всей высоте стен.

Лабораторные кабинеты химии и биологии обеспечены безопасными потолочными системами Waldner. В классе робототехники – различные конструкторы и механизмы, 3D-принтеры и другое оборудование для учеников как младших, так и старших классов. Кроме того, в школе оборудованы современный кабинет информатики, актовый зал на 300 человек, студия для ведения школьного ток-шоу и новостного блока, «кулинариум», где ученики изучают азы приготовления пищи на принципах здорового сбалансированного питания, классы гончарного мастерства, шахмат. Ученикам доступны спортивные секции, дебатный клуб, музыкальные кружки, театральная студия и многое другое. Есть просторная светлая библиотека и спортзал площадью 600 кв. м.

Все холлы в школе функциональные: здесь созданы различные игровые зоны, зоны для отдыха, чтения и игры в пинг-понг. В коридорах установлены инновационные аппараты с фильтрованной водой – их поставили в школу молодые предприниматели, выигравшие грант фонда «Саби» в рамках проекта «Построй свой бизнес». Другие лауреаты конкурса проводят воркшопы, делятся опытом со старшеклассниками.

На территории учреждения функционируют футбольное поле, зона уличных тренажеров и игровая зона.

Нас по школе провела сама Асель Тасмагамбетова. Сначала сомневалась: мол, давать интервью можно, когда уже есть весомые результаты. Тем не менее она согласилась рассказать об особенностях заведения и о том, с какими сложностями пришлось столкнуться при запуске. Кроме того, собеседница поделилась своим видением школьного образования в Казахстане в целом.

F: Как пришла идея открыть школу?

– Образовательные проекты и программы всегда были приоритетным направлением деятельности фонда «Саби», которым я руковожу более 19 лет. В 2017 году мы построили в Наурызбайском районе Алматы и подарили городу школу-гимназию №174 площадью почти 12 тыс. кв. м, с территорией 3 га. Возвели ее на выделенном акиматом участке, фактически на пустыре, по готовому шаблонному проекту. Школа была рассчитана на 1200 учеников и в первый же год целиком заполнена. Сейчас в ней обучаются уже 1800 детей, и мы продолжаем помогать своему детищу развиваться, хотим, чтобы школа вошла в число лучших в городе.

В Казахстане, в частности в Алматы, существует огромная потребность в новых школах. В некоторых существующих заведениях дети учатся в две-три смены, а в классах – по 45 учеников! Поэтому у нас и возникла идея построить школу в центре города, с особенным подходом к преподаванию и развитию учащихся и не по типовому архитектурному решению.

F: Почему школу решили назвать именем Шокана Уалиханова?

– Имя мы выбрали не случайно. Это великий казахский ученый, просветитель, этнограф, который, будучи высокообразованным и прогрессивным человеком, всегда оставался верным сыном казахского народа. Мы мечтаем, чтобы наши выпускники могли с гордостью называться его последователями. Чтобы они, будучи разносторонними и интеллигентными, прославляли свою родину. Когда мы объявили название нашей школы, были комментарии, что школа в Алматы с таким названием уже есть. Но я считаю, что чем больше мест будут названы именами выдающихся личностей Казахстана, тем лучше для страны. Поэтому мы не стали применять аббревиатуру или модные иностранные слова, а выбрали имя великого человека.

F: Какими были ваши первые шаги?

– В целом проделано очень много предварительной работы. Мы начали с формирования руководящего и преподавательского состава: пригласили на должность директора Олега Пака, ранее возглавлявшего алматинскую НИШ физико-математического направления, завучей. Параллельно велась работа по поиску подходящего места для строительства. Были сложности с педагогами, так как некоторые преподаватели, которых мы уже приняли на работу, засомневались, что мы откроемся вовремя, и ушли практически накануне. Пришлось в срочном порядке искать других, но все же к 1 сентября основной преподавательский состав был набран и школу мы открыли.

ФОТО: Андрей Лунин

F: Есть ли какие-либо условия для поступления в школу?

– Для нас количественное наполнение школы не играет первостепенной роли. Мы хотим создать высококонкурентную среду между учениками. Поэтому, чтобы поступить в школу, необходимо пройти серьезное тестирование, разработанное нашими преподавателями, и собеседование. Для поступления необходимо набрать более 70% от общего количества верных ответов на вопросы. В первое время тестирование проводилось онлайн, сейчас появилась возможность проводить его «вживую».

К 1 сентября мы приняли на обучение около 200 детей, сейчас количество учеников достигло 432. Заполняемость классов – не более 20 человек. Всего школа с казахским и русским языком обучения рассчитана на 800 детей. У нас достаточно серьезные требования к учащимся в плане успеваемости и дисциплины. Например, за последние две четверти пришлось исключить двоих ребят за нарушение дисциплинарного кодекса школы.

F: Какие преимущества в обучении дает ваше заведение?

– Мы придерживаемся классического принципа образования, в основе которого лежат академические знания. На эти знания можно наслаивать другие навыки. В школе сочетаются мощная инфраструктура и образовательный контент, соответствующий лучшим на сегодняшний день мировым стандартам. Вкупе с сильным педагогическим составом, на который мы делаем основной акцент, это дает хороший эффект. Более углубленно, чем в обычных школах, у нас преподаются математика и английский язык, но это не главное. Мы даем возможность ребенку максимально развить свой внутренний потенциал, для этого специализированные кабинеты оснащены передовыми лабораториями, проводится много внеклассных кружковых занятий. Это сделано для того, чтобы к окончанию школы у ученика сформировалось четкое понимание, в каком направлении он хочет развиваться дальше, и чтобы он к этому был максимально подготовлен.

Также мы считаем, что школа должна принимать активное участие в формировании личности ребенка. Нельзя построить будущее, не зная своей истории. Мы хотим, чтобы у наших выпускников сохранилась связь с родиной вне зависимости от того, где они планируют учиться и развиваться – в Казахстане или за рубежом. Поэтому в нашей школе уделяется большое внимание преподаванию казахской культуры, традиций и в первую очередь казахского языка.

F: Какая сейчас ситуация с кадрами на рынке образования?

– Дефицит квалифицированных педагогов, особенно имеющих достаточный опыт в формировании методических материалов, ощущается очень остро. С этой проблемой столкнулся не только Казахстан – она есть в России и в других странах. Можно строить бесконечное количество школ, но без сильного преподавательского состава в них нет смысла. Поэтому в нашей школе уделяется особое внимание профессиональному росту и совершенствованию педагогов. На это выделен особый бюджет из эндаумент-фонда (инструмент финансирования некоммерческих организаций, активы которых состоят из пожертвований меценатов. – Прим. ред.). Сейчас мы устраиваем для них профессиональные онлайн-семинары. Когда откроются границы, планируем организовывать зарубежные поездки для обмена опытом. У нас 45 преподавателей, среди них есть иностранные специалисты.

F: Рассматривают ли учредители школу как бизнес?

– Мы не рассматриваем нашу школу как бизнес-проект. Конечно, нам необходимо зарабатывать, так как часть инвестиций на строительство – это наши собственные средства, другая часть получена в качестве банковского кредита, то есть у нас есть определенные финансовые обязательства. Также нужно помнить о постоянных операционных расходах, включая содержание здания и оплату труда сотрудников. Кроме того, у нас предусмотрены гранты на обучение, которые тоже требуют дополнительного бюджета.

Хочу отметить: несмотря на то что работаем мы только первый год, у нас уже 11 «грантников». В следующем году хотим увеличить их количество до 20–25. А в ближайшей перспективе мы планируем, что 50% учеников будут обучаться у нас на грантовой основе и только 50% – на платной. Основное финансирование грантов и других расходов планируем обеспечивать не за счет получения оплаты за обучение, а за счет эндаумент-фонда, над формированием которого сейчас активно работаем.

F: Как пандемия коронавируса отрази­лась на деятельности школы?

– С момента открытия школы в офлайн-режиме могли учиться только ребята из начальных классов, остальные занимались онлайн. Это был большой вызов для всех. Мы, конечно, заранее готовились к такому формату, разработали специальные методики, закупили графические планшеты. Но нельзя не признать, что такая форма обучения значительно снижает концентрацию внимания учащихся и глубину восприятия ими учебного материала. Адаптироваться к формату онлайн трудно даже взрослому, детям это дается еще сложнее. Я считаю, что никакое онлайн-образование, даже поставленное на самом высоком уровне, не может заменить живое общение преподавателя с учеником.

F: Как подушевое финансирование отразилось на развитии частных школ?

– Подушевое финансирование на самом деле хорошее подспорье для образовательных учреждений. Мы тоже являемся участниками этой программы. В частности, нами эти дополнительные финансовые поступления направлены на формирование фонда оплаты труда учителей. Как я уже отметила, школ в нашей стране не хватает, и хорошо, что государство таким образом стимулирует приход частных инвестиций в строительство новых школ.

F: Как вы относитесь к внедрению моделей образования разных стран в Казахстане?

– Образование нельзя вырвать из контекста социально-экономического развития страны – это единый организм. Поэтому я осторожно отношусь к внедрению в Казахстане экспериментальных моделей образования, тем более зарубежных. Возможно, эти модели хороши в тех странах, где сформированы, но нужно время, чтобы они доказали свою эффективность у нас. Поэтому для своей школы мы выбрали классическую академическую образовательную модель.

Я думаю, что прежде всего нам нужно поменять отношение общества к профессии преподавателя. К примеру, в развитых европейских странах педагог имеет очень высокий социальный и профессио­нальный статус. Наверное, нам нужно начинать с этого: сформировать уважительное отношение к статусу учителя, ответственный подход к обучению со стороны всех заинтересованных сторон. На это можно накладывать любую образовательную модель.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить