НИШ и Nazarbayev University: быть или не быть?
Таким вопросом задался генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин

За 30 лет независимости наша страна создала экономику с частной формой собственности на средства производства, с рыночным ценообразованием и значительным экспортным потенциалом сырьевых товаров. Это с одной стороны, а с другой у нас сохранилась монопольность рынков при малой емкости отечественного производства и неинклюзивность, а точнее экстрактивность институтов. На фоне столь противоречивой трансформации ушедшей в прошлое социалистической системы у нас появилось так называемое элитное (престижное или дорогостоящее) среднее и высшее образование в виде частных школ, филиалов западных вузов, а также НИШ (Назарбаев интеллектуальных школ) и Nazarbayev University (NU). О последних, как о едином целом, и пойдет речь в данной публикации.

Казахстан ожидает большой поток студентов из-за рубежа
Об этом сообщил глава Министерства науки и высшего образования Саясат Нурбе... →
После январских событий в казахстанских СМИ и соцсетях стало бурно обсуждаться «премиальное» положение NU и НИШ. Триггером неутихающей дискуссии явилась апрельская публикация в Azattyq Rýhy «Пожирает миллиарды бюджетных денег», в которой герой публикации призвал реорганизовать NU.
Подобная критика, ставшая возможной после известных событий и воспринимаемая на ура большей частью общественности страны, испытывающей на себе наследие назарбаевской эпохи в виде низкопродуктивной экономики, зависящей от экспорта сырья, социальной несправедливости, сильного расслоения общества, коррупции и в целом падения уровня жизни, вполне объяснима и оправдана.
И всё же существует одно «но», заставившее меня возразить сложившемуся мнению, как работодателя, который имел возможность оценить качество образовательных услуг Nazarbayev University и НИШ. Мое представление сложилось из опыта работы со своими коллегами, закончившими НИШ, получившими степени бакалавра и магистра в NU, а также с многочисленными практикантами из NU. Мое мнение однозначно: студенты и выпускники NU, по крайней мере обучающиеся по специальности «экономика», демонстрируют отличное качество знаний по макроэкономике, эконометрике, математике и прочим сопутствующим дисциплинам.
На анализе доступных данных из интернета попробую обосновать свои соображения, почему я не полностью поддерживаю критику в отношении NU и НИШ.
Начну со статуса НИШ&NU
Законодательной основой, определяющей правовой статус автономии, особый режим деятельности и полномочия органов управления НИШ и NU, является Закон Республики Казахстан №394-IV «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» от 19.01.2011. Согласно данному закону учредителем NU и НИШ выступает правительство РК (кроме фонда), что определяет возможность государственного финансирования.
Как показывает таблица ниже, за 2009-2022 годы на финансирование Nazarbayev University и НИШ из республиканского бюджета было выделено более 800 млрд тенге, большая доля которых в расходах республиканского бюджета на образование пришлась на 2010-2017 годы, что обусловлено, скорее всего, стартовыми инвестициями. Так или иначе, расходы республиканского бюджета на НИШ в 2022 году составили только 32% от пикового объема финансирования школы в 2013 году. Аналогичная закономерность прослеживается и по Nazarbayev University, где в 2022 году объем финансирования составил 3% от максимального объема расходов 2016 года, что можно объяснить открытием платных программ и использованием эндаумент-фонда.
Объем финансирования Nazarbayev University и НИШ за счет средств республиканского бюджета (млрд тенге)
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Nazarbayev University |
1,0 |
14,1 |
56,5 |
58,7 |
52,4 |
55,7 |
49,9 |
89,1 |
65,2 |
39,8 |
13,0 |
8,9 |
8,0 |
2,8 |
НИШ |
- |
12,7 |
33.2 |
20,8 |
39,5 |
23,5 |
18,5 |
17,9 |
21,3 |
20,2 |
21,6 |
26,1 |
21,9 |
12,4 |
Расходы РБ на образование |
231,3 |
236,4 |
310,7 |
438,9 |
453.2 |
464,5 |
443,7 |
531,1 |
464,6 |
473,8 |
611,3 |
954,6 |
1382,0 |
1867,3 |
Источник: законы РК по республиканском бюджете за 2009-2024 годы
К сожалению, подтвердить выдвинутые предположения невозможно из-за отсутствия в открытом доступе информации, которую раскрывают организации, имеющие государственное финансирование, а именно: уставы, финансовая отчетность, заключения аудитора (заключение аудитора было сделано только в 2009 году только по НИШ), решения органов управления по стратегическим и финансовым вопросам и прочая информация.

Разработаны общие для тюркского мира учебники
В Нур-Султане состоялось пятое заседание научного совета Международной тюрк... →
Такая непрозрачность и неподотчётность обществу, позволяющие NU и НИШ, по крайней мере до недавнего времени, избегать проверок учебной, научной и финансово-хозяйственной деятельности со стороны контрольных органов, обеспечивается их особым автономным статусом. Закон выводит NU&НИШ из системы государственной аттестации по государственным образовательным стандартам и дает им возможность финансирования за счет средств республиканского бюджета образовательной и научной деятельности без выполнения встречных обязательств. Иными словами, налицо автономность институтов в системе, где всё базируется на решении только одного человека в обход всех правил и рамок. Понятно, что существование такой системы в демократических странах невозможно. Поскольку по индексу демократии (The Economist Intelligence Unit) Казахстан относится к странам с авторитарным режимом, то такая система не только смогла состояться, но и завоевала популярность у подрастающего поколения из-за возможности получения западного образования внутри страны через канал непрерывных знаний: большинство выпускников НИШ стремятся поступать в NU.
Парадокс ли?
Почему де-факто в высоком авторитете NU&НИШ нет никакого парадокса? Ответ, в первую очередь, надо искать в обучающемся контингенте NU, который состоит из той части казахстанской молодежи, которая, при отсутствии такой возможности, выстраивалась бы в достаточно длинную очередь на премию «Болашак» или уезжала бы за рубеж. Но если вспомнить, что декларируемая цель создания NU заключалась в обеспечении казахстанской молодёжи качественным западным образованием внутри страны, то, получается, цель достигнута? Безусловно, да! И здесь следует отметить, что основной вклад в достижение этой цели сыграл упомянутый закон о статусе, как бы парадоксальным это ни казалось.
Отдельный правовой статус, постоянное государственное финансирование и бронезащита в лице первого президента не позволяли чиновникам от образования и государственного аудита приблизиться на пушечный выстрел к NU&НИШ. В результате ничто не мешало иностранным профессорам, приглашенным в Казахстан для закладки фундамента западного образования, культивировать либеральные ценности и максимально дистанцироваться от патернализма, коим грешат отечественные школы и университеты. Это когда авторитет и знания преподавателя непререкаемы и учащийся не имеет морального права дискутировать и даже уличать преподавателя в некорректности или незнании. Не отрицаю, что сейчас отечественная система образования постепенно изживает патерналистскую традицию, но факт остается фактом: NU&НИШ первыми в стране поставили во главу угла примат учащегося и его право на получение качественных знаний в общереспубликанском масштабе. NU&НИШ стали поощрять в учащихся и студентах открытость к диалогу, право задавать вопросы, свободу высказывания собственной точки зрения и, самое главное, – неравнодушие и чувство ответственности перед собой и обществом.

Ваучеры на обучение 20 тысяч айтишников выдадут в Казахстане
Об этом на встрече с главой МИД Индии Минакшей Лекхи рассказал руководитель... →
Не знаю, выражу ли я мнение большинства казахстанцев или нет, но думаю, что только за внедрение демократических ценностей в мировоззрение и поведение учащихся и студентов необходимо масштабировать опыт НИШ&NU на всю систему образования Казахстана.
Но если это так, то очевиден вопрос: стоит ли разрушать раскрученный бренд, признанный мировым образовательным сообществом?
Понятно, что финансирование за счёт республиканского бюджета НИШ&NU нивелирует реальную ситуацию с финансированием среднего и высшего образования Казахстана, что подтверждается следующими данными: расходы республиканского бюджета на одного обучающегося в НИШ превышают почти в три раза средний норматив, рекомендованный АО «Финансовый центр» для частных школ страны, а расчетная стоимость гранта в NU сопоставима с топовыми университетами США.
Также справедлива обеспокоенность критиков вопросом схемы собственности и подотчетности НИШ&NU, основанной, видимо, на следующей разрозненной информации.
-
Администраторами бюджетных программ по финансированию NU выступают три ведомства: Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и канцелярия премьер-министра. МОН и МЗ делают ежегодно госзаказ на подготовку специалистов, а органом управления, возможно, является канцелярия премьер-министра.
-
Согласно закону, учебные заведения подотчетны высшему попечительскому совету и их попечительским советам, а «Назарбаев фонд» создан исключительно для финансирования деятельности АОО «Назарбаев университет» и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». «Назарбаев фонд» профинансировал университет на сумму более 20 млрд тенге, и в эндаумент-фонде Nazarbayev University имеется более $1 млрд. Однако суммарный объем средств, аккумулированных в «Назарбаев фонде», не раскрывается.
-
Известно, что финансы были отданы в управление инвестиционной компании, которая в 2018 году выкупила и докапитализировала АО «Цесна банк» и АО «ATF Банк». В результате фонд стал владеть АО «Jusan Bank», занимающем 6 позицию по размеру активов в банковской системе Казахстана. По идее фонд является некоммерческой организацией и создан для финансирования университета и НИШ, но у общественности складывается небезосновательное мнение о принадлежности всех этих организаций конкретной семье и, в частности, о необходимости существования данного фонда.
И хотя вышеприведенные сведения подкрепляют аргументы оппонентов НИШ&NU, я против реорганизации NU, по крайней мере в той степени, которая подразумевает «лишение привилегированного статуса» и «уравнивание» с другими университетами.

Рекордное количество казахстанских вузов вошло в мировой рейтинг QS WUR
Об этом 9 июня сообщила пресс-служба Министерства образования РК →
На мой взгляд, по прошествии времени не столь важно, какие неравноправные средства достижения использовались для создания НИШ&NU, важен результат. А он есть: в Казахстане создано и успешно функционирует элитное качественное образование, заслуживающее право на дальнейшее развитие. В то же время я признаю, что привилегированное финансирование из республиканского бюджета недопустимо хотя бы потому, что элитное образование за рубежом спонсируется частными фондами. Здесь возникает вопрос – как решить создавшуюся дилемму: сохранить бренд без нагрузки на республиканский бюджет?
Ответ на этот вопрос лежит в названии школы и университета. Как правило, во многих странах учебные заведения носят имя инвестора или спонсора, как, например, Йельский университет назван в честь британского купца и филантропа Элайху Йеля, а Университет KAUST – короля Саудовской Аравии Абдаллы. Почему бы господину Назарбаеву не стать спонсором существенного количества грантов НИШ&NU? Данное решение позволило бы стране получить следующие выгоды в области образования.
-
Увеличить число грантов. Чем больше казахстанских детей будут получать гранты, тем образованнее будут последующие поколения. Хорошее образование — это возможность высокого старта для будущей жизни и залог образованной нации.
-
Снизить отъезд молодёжи за рубеж.
-
Привлечь к работе лучших соотечественников, работающих в зарубежных вузах и ведущих ученых мира.
-
Привлечь абитуриентов из сопредельных стран за счет значительного конкурентного преимущества перед российскими вузами, образовавшегося по причине санкций.
-
Масштабировать опыт НИШ на всю систему среднего образования страны.
-
Направить освободившиеся средства из республиканского бюджета на увеличение финансирования прочих государственных школ и университетов и, следовательно, поднять качество их образования.
О науке в NU
C 2009 года в университете было сделано 5600 международных публикаций, из которых 13,8% вошли в 10% наиболее цитируемых публикаций мира. NU наладило сотрудничество с 270 научными и учебными лабораториями. Более 1100 публикаций было осуществлено студентами университета.

Зачем казахстанцы идут в магистратуру и есть ли у неё будущее?
Интерес к продолжению образования не растёт. Вузам придётся искать другие ф... →
Но почти за 13 лет со времени создания NU не учредил ни одного издания, который входил бы в базу Scopus или Web of Science. Особенно это относится к таким дисциплинам, как экономика и медицина. В Nazarbayev University на экономическом факультете обучение на программах бакалавриата и магистратуры осуществляется на английском языке, в том числе иностранной профессурой. По здравоохранению возможностей и того больше: Школа медицины и медицинский кластер с клиниками оснащены современным оборудованием. То есть созданы условия как для получения теоретических знаний, так и для проведения прикладных исследований. Не использовать такую возможность для публикаций в собственном издании непростительно. Возможно, этот пробел кроется в нашем подспудном пиетете перед иностранцами, социальным пакетам которых, по крайне мере в первые годы создания NU, могли бы позавидовать их коллеги, работающие у себя дома? Может быть, есть соотечественники, которые рады приехать и за гораздо меньшее вознаграждение? Не берусь судить, ибо моё представление сформировано на основе сведений от источников, которые нельзя назвать объективными. Однако если такая избирательность имеет место, то справедлив вопрос: эти избранники действительно являются незаменимыми?
Школьники из-за пандемии отстали на целый учебный год. Как исправить положение?
Рекомендации дает эксперт Всемирного банка в области образования Гарри Патр... →
Так это или нет, но в этом плане поучительным является опыт России. Там существует несколько экономических университетов мирового уровня, таких как Российская экономическая школа (РЭШ) и Высшая школа экономики (ВШЭ). С первых дней учебная и научная деятельность ВШЭ целиком была ориентирована на мировые стандарты экономического образования. Для достижения поставленных целей широко стали привлекаться ученые мирового уровня из западных стран с высокими показателями индекса Хирша. За время существования ВШЭ удалось добиться того, что 15 журналов ВШЭ попали в список базы Scopus и Web of Science. Суть в том, что ВШЭ привлекает иностранную профессуру с хорошим индексом Хирша и ставит KPI по количеству публикаций с участием российских ученых. Итак, очевиден вопрос: почему при найме иностранных преподавателей в Nazarbayev University не ставились конкретные показатели результатов?
Резюмируя вышесказанное, еще раз хочу отметить, что наша страна не настолько богата, чтобы создавать с нуля то, что может позволить ей быть действительно первой в регионе в области элитного образования.
А поэтому вместо того, чтобы уничтожать созданное, лучше направить усилия на его совершенствование, пока нас не обогнали в этом вопросе наши соседи. В дополнение всему, что было предложено выше, я предлагаю следующие меры для дальнейшего развития отечественной науки в Nazarbayev University.
-
Обязательно сформировать редакционную коллегию и открыть как минимум по одному периодическому научному изданию в сфере здравоохранения и экономики, нацеленному на вхождение в базу индексации Scopus и Web of Science 1 и 2 квартиля.
-
Привлекать для ведения научной деятельности и преподавания иностранных профессоров с высоким индексом Хирша. В контрактах с ними должны быть установлены встречные обязательства по количеству совместных публикаций только в журналах 1 и 2 квартиля.
-
Снизить расходы на приглашаемых из-за рубежа преподавателей по гуманитарным специальностям.
-
Обеспечить ежегодную публикацию финансовой отчетности NU (включая НИШ). В состав попечительского совета NU обязательно ввести представителей общественности.
-
«Жана Қазақстан» должен включать возможность патронажа университетов и школ соотечественниками, входящими, как минимум, в список богатейших людей Казахстана. Поддержка ими учреждений образования должна осуществляться на условиях филантропии и благотворительности, но не для получения прибыли. Можно позаимствовать практику школ и университетов за рубежом: писать имена спонсоров/патронов на стенах зданий. Это будет лучшим примером вклада в развитие страны.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram