Что думают о бизнес-образовании в РК участники списка Forbes

16111

И какие изменения могут ожидать систему образования Казахстана в ближайшее время

Фото: © Depositphotos.com/Wavebreakmedia

Все свободны

Вполне возможно, что через год среди наиболее хорошо зарабатывающих школ окажутся и государственные образовательные учреждения. Дело в том, что Министерство образования и науки (МОН) намерено с 1 сентября 2018 перевести на подушевое финансирование госшколы Астаны (пока в пилотном режиме), а к 2020 внедрить эту систему во всех крупных городах Казахстана.

Это означает, что ученики не будут «приклеены» к школе по своему участку. Родителям будут выделяться деньги (условно, конечно), и они сами смогут выбирать, в какую из частных или государственных школ отдать ребенка учиться. Финансирование пойдет вслед за учеником. Таким образом, государственные школы обретут относительную свободу, а частные получат долю бюджетного пирога.

Сейчас частные школы не имеют доступа к бюджетным деньгам, в отличие от частных вузов, которые обучают студентов, получающих гранты от государства. Всего в 2016/17 учебном году на бакалавриат было выдано 31 702 гранта, на магистратуру – 7429, на докторантуру – 628.

Государственные вузы тоже вздохнут свободнее. В частности, это касается доходов преподавателей: университеты смогут устанавливать тот уровень зарплат, который считают нужным, и МОН не будет вмешиваться в решение этих вопросов. Это будут делать наблюдательные советы, которые создадут при каждом высшем учебном заведении. Причем сам вуз в этом совете будет представлен лишь одним членом, а остальные 11 будут «рекрутироваться» от МОН, мажилиса, Национальной палаты предпринимателей и других организаций. Ректор будет отчитываться перед советом за всю финансовую деятельность, в том числе за штатное расписание.

Кроме этого, вузы получат еще большую академическую свободу. Сейчас они на 70% определяют, что преподавать, а 30% часов им приходится тратить на общеобразовательные дисциплины. В МОНе приняли решение постепенно сокращать долю последних.

Известные бизнесмены при приеме на работу управленцев смотрят прежде всего на их способность администрировать, на понимание технологии управления. Степень MBA в этом случае не играет решающей роли.
Фото: Андрей Лунин
Известные бизнесмены при приеме на работу управленцев смотрят прежде всего на их способность администрировать, на понимание технологии управления. Степень MBA в этом случае не играет решающей роли.

Что даст академическая автономность? Главное – позволит вузам быстрее адаптироваться к рынку, потребности которого каждый день меняются. То есть не громоздкое министерство будет решать, какие специалисты нужны стране в этом году: ответ на этот вопрос будут искать самостоятельно 130 ректоров, 450 проректоров и их подчиненные, исследуя современный мир, где ежегодно появляются и исчезают сотни профессий. Для примера: на рынке труда вскоре могут стать востребованными специалисты по цифровому моделированию имплантируемых зубов. Это отдельный узкий предмет, которым министерству заниматься не с руки, но вузы могут сами нащупать нишу, разработать программу и начать ее преподавать.

Сложности управления

В период стремительных изменений как никогда нужны управленцы с новым мышлением – так считают представители учебных заведений деловой направленности. Президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров уверен, что сейчас будут выигрывать те управленцы, которые в своей работе начнут применять не командно-административные методы, а психологические. Пока же, по его мнению, большинство наших молодых менеджеров, какими бы талантливыми они ни были, остаются администраторами, рационалистами, консерваторами с точки зрения парадигмы управления.

Президент Almaty Management University (AlmaU) Асылбек Кожахметов идет в своих рассуждениях дальше. Он считает, что надо менять сами структуры, куда приходят работать молодые управленцы.

- Плохо, когда эти ребята («болашаковцы». – F), как это иногда сейчас происходит, встраиваются в старую структуру и эксплуатируют ее ради своих возросших интересов, – говорит собеседник, отмечая, что страна будет идти вперед только тогда, когда будут развиваться менеджмент и менеджеры.

Между тем местные работодатели из числа предпринимателей не особо ориентируются на наличие степени MBA. Так, председатель совета директоров Raimbek Group Раимбек Баталов называет ее «полезной штукой», но не ключевой при принятии решения о приеме управленца на работу:

- Как правило, наличие МВА не гарантирует стопроцентной эффективности кандидата. Теоретические знания – это, конечно, полезно, но перевешивают обычно серьезные управленческие навыки, деловые и человеческие качества.

С ним в этом вопросе солидарен председатель совета директоров Resmi Group Кайрат Мажибаев:

- Наша позиция заключается в том, что очень важны непрерывность образования и обновление знаний на протяжении всей карьеры: прежде всего через самообразование и обучение в рамках компаний. При этом университетское (бакалавриат и магистратура) образование играет только роль основы для дальнейшей «подгонки» знаний и навыков к практическому успеху человека на его позиции, создавая необходимую глубину видения.

При этом Баталов считает, что местные учебные учреждения, к примеру AlmaU, вполне могут дать качественное образование по специальности MBA.

- Я не сравниваю, конечно, наши вузы с лучшими мировыми бизнес-школами – Гарвардом, MIT и т. п. Но, если нет возможности поехать учиться в топ-10, целесообразнее остаться и получить степень МВА в Казахстане, – советует бизнесмен.

У Мажибаева по этому поводу другое мнение:

- К сожалению, мы видим, что университеты, обучая основам бизнес-администрирования и давая продукт в виде МВА, не выполняют свою главную задачу – научить основам и передовым технологиям администрирования, то есть управления бизнесом или его отдельными элементами. У вузов заметны сдвиги к лучшему в обучении студентов маркетингу, финансам, основам стратегии и т. д., но пока нет даже понимания, что администрировать, то есть управлять, это само по себе технология, причем одна из самых сложных и многоплановых. Именно поэтому мы ищем людей, способных администрировать. Если соискатель – выпускник с дипломом МВА, обязательно учитываются его практические управленческие способности и опыт, а сама степень служит подтверждением того, что он рассматривает профессиональную подготовку как основной элемент своего успеха и инвестирует в свое развитие серьезные ресурсы.

Словом, восьми вузам Казахстана, у которых, по данным МОН, есть лицензии на преподавание по специальности «деловое администрирование», есть куда расти. Без этого, без развития менедж­мента как такового, мы будем вечно отставать и опаздывать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить