Почему Казахстан плохо представлен в глобальном рейтинге вузов

10968

Рейтинг университетов QS – это своего рода нить Ариадны, с которой студенты бродят по бесконечному лабиринту, решая, куда поступать

Фото: © Depositphotos.com/nd3000

Компания Quacquarelli Symonds (QS) впервые опубликовала свой рейтинг в 2004. QS не старается ответить на вопрос, какой вуз лучший, потому что сделать это невозможно – можно лишь оценить отдельные параметры. Она пытается измерить репутацию заведений.

Оценка, определяющая место вуза в списке, складывается на 50% из количественных показателей (индекс цитирования публикаций, соотношение числа преподавателей и студентов, количество иностранных учащихся) и на 50% – из качественных (мнение работодателей и академического сообщества). На основе этих данных абитуриенты могут выбрать вуз для учебы, а работодатель – понять, куда идти за «новобранцами».

В глобальном рейтинге (QS World University Rankings) казахстанские вузы впервые появились в 2009. В последние несколько лет в топе постоянно присутствуют с десяток наших университетов (сейчас QS аудирует почти 3000 вузов, почти 1000 из которых попадает в итоговый перечень).

Традиционно лидирует среди казахстанских заведений КазНУ им. аль-Фараби. В QS-2018, опубликованном в июне 2017, как и годом ранее, он занял 236 место. Следом идет ЕНУ им. Гумилева, который поднялся на 336 место с 345. КазНИТУ им. Сатпаева (сейчас Satbayev University) сохранил свои позиции, обосновавшись на 411–420 местах.

Никаких серьезных прорывов отечественные вузы не совершили.

- Боюсь, применительно к Казахстану об этом говорить не приходится. Все в обычных пределах, – констатирует Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии. – Думаю, КазНИТУ может скоро показать результаты получше, потому что техническим университетам в принципе гораздо проще это делать. Если говорить о точках роста, то надо улучшать взаимодействие с экспертами и работать со Scopus (библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. – F). Со всеми этими переименованиями, полагаю, ваши вузы могли недобрать голосов экспертов, которые в своих анкетах писали старое название, не добавляя нового.

Помимо глобального QS составляет рейтинг вузов по их успешности в различных областях знаний (QS World University Rankings by Faculty оценивает пять областей) и более детальный рейтинг по успешности в различных предметах (QS World University Rankings by Subject, оценивающий 48 предметов). Несмотря на то что эти рейтинги стали выходить на семь лет позже основного – в 2011, их популярность растет быстрее.

- На этапе бакалавриата человек смотрит на бренд университета в целом. Но когда речь идет о магистратуре, на первый план выходит его узнаваемость среди работодателей по той специальности, по которой студент хочет заниматься, то есть у ребят появляется более осознанный выбор. И работодатели понимают, что предметный рейтинг дает более точные представления, в какие именно университеты им идти за талантами, – поясняет Зайцева.

По ее словам, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что не все университеты могут попасть в глобальный рейтинг. Узкоспециализированные вузы, к примеру медицинские, театральные, музыкальные, практически не имеют шансов оказаться в рейтинге по ряду технических причин. Зато они могут продемонстрировать свои силы в двух других рейтингах.

Казахстанские вузы представлены в последних не лучшим образом. Впервые в 2018 в предметный рейтинг попал КазНУ имени аль-Фараби. Он вошел в группу вузов, которые заняли места со 101 по 150 по предмету «Современные языки» (вузы, не вошедшие в топ-100, не ранжируются построчно, их объединяют в группы по 50). Вуз также занял 301 место в рейтинге по областям знаний в категории «Искусство и гуманитарные науки».

Вовсе не представлены наши вузы в таких категориях, как «Инженерия и технологии», «Науки о жизни и медицина», «Естественные науки», «Социальные науки и менеджмент».

По словам Зайцевой, невозможно дать универсальные советы вузам, как попасть в предметные рейтинги, потому что методология оценивания каждого предмета очень специфична. Каждый предмет имеет свои индикаторы, а те, в свою очередь, разный «вес».

- Если взять, например, науки о земле, которые в Казахстане в общем-то неплохо преподаются, там индекс Хирша и индекс цитирования «весят» по 25%, то есть дают 50% оценки. А для казахстанских вузов в целом характерны низкая библиометрическая заметность и недостаточно высокая узнаваемость в академическом мире, – объясняет собеседница.

При этом она считает, что не всем вузам стоит сильно переживать по поводу отсутствия в рейтингах. Для университетов, которые нацелены на местных абитуриентов, не обязательно фигурировать в списках QS. Однако, если есть амбиции по рекрутингу международных студентов, безусловно, место в рейтингах имеет значение.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить