Кто стал инициатором отмены 12-летнего образования в Казахстане

13514

В четверг, 22 января, министр образования и науки РК Аслан Саринжипов заявил журналистам в кулуарах пленарного заседания сената, что реформа школьного образования отложена на неопределенное время

Фото: azh.kz

​«В стране шел эксперимент, было несколько школ, где апробировался новый стандарт 12-летнего образования. В мае этот эксперимент заканчивается. Мы, рассмотрев его результаты, вносим предложение - переход на 12-летку отложить. Такова наша позиция», - заявил глава МОН Аслан Саринжипов журналистам в кулуарах пленарного заседания в парламенте.

Аслан Саринжипов.

​А. Саринжипов отметил, что ​период, на который откладывается ввод 12-летнего образования, еще не определен.

«Учитывая ситуацию, возможности министерства, цели, которые в этом эксперименте ставили, мы предлагаем переход нашей системы на 12-летнее образование пока отложить. Много факторов, в том числе и финансовых. Сейчас министерство и правительство проводят работу по поручению президента по подготовке к различным сценариям, которые могут развиваться, в том числе и в экономике», - добавил глава МОН РК.

А. Саринжипов также отметил, что для тех, кто обучался по программе12-летнего образования, разработаны отдельные правила по сдаче ЕНТ и поступления в вузы.

«У нас порядка 400 человек, которые учатся по этой программе. Вся работа и все результаты, которые в рамках этого эксперимента получены, будут использоваться для улучшения программы 11-летней школы», - подытожил он.

Таким образом произошло то, что 13 января 2015 предсказывал Forbes.kz. Тогда мы сообщали: группа депутатов парламента провела тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке. По его итогам народные избранники предложили не только множество способов сэкономить миллиарды бюджетных средств, но и попутно предложили серьезные реформы в различных сферах. Справка эта легла на стол руководству страны. 3 января 2015 членам правительства было дано поручение: изучить отчет и принять меры по нему.

Среди прочих мер депутаты-разработчики доклада предложили отложить переход на 12-летку. Они посчитали, что полный переход на новую модель образования приведет к значительному росту бюджетных расходов без результатов, значительно меняющих качество образования. Государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики.

Переход на 12-летнее обучение неоднократно откладывался по ряду причин, в том числе из-за отсутствия качественных условий для обучения 6-летних детей. В системе образования в настоящее время действуют 103 трехсменные и 166 аварийных школ. Более 45% школ страны – малокомплектные. Состояние их материально-технической базы далеко не везде соответствует современным требованиям, не внедрены электронные учебники, не везде имеется широкополосный интернет, уже сейчас отмечается дефицит подготовленных учителей.

Мурат Абенов.

Прокомментировать решение МОН мы попросили Мурата Абенова, депутата мажилиса 4-5 созывов и бывшего вице-министра образования.

F: Мурат Абдуламитович, Аслан Саринжипов заявил, что переход на 12-летку в школе будет отложен. Вы согласны?

- Согласен. Переход на новую систему образования требует очень много ресурсов, которых у страны сейчас нет.

Во-первых, 12-летка автоматически добавит количество учащихся примерно на 250-280 тыс. человек, для которых понадобится 200-300 новых больших школ на 1 тыс. мест каждая. Сейчас таким количеством свободных школ мы не располагаем. Наоборот, мы даже текущие потребности 11-летки по школам удовлетворить не можем. Например, в Южно-Казахстанской области количество учеников ежегодно увеличивается на 70 тыс. человек, для которых нужно 70 новых школ.

Во-вторых, при переходе на 12-летнее образование все школы должны быть поставлены в равные условия по финансированию. Чтобы привлекать лучшие кадры, доплачивать педагогам за творческую работу мы должны были перейти на подушевое финансирование, чтобы всем школам создать равные финансовые возможности. К сожалению, сейчас мы не можем себе этого позволить из-за диспропорций в регионах. Так, например, на юге на одного ребенка тратится около 200 тыс. тенге, а на севере – 400 тыс. тенге в год.

Сейчас средний уровень зарплаты учителей составляет 60 тыс. тенге. Единственный стимул заставить учителя работать более продуктивно и творчески – увеличивать зарплату. Более совершенный стимул еще никто не придумал. Но для этого должны быть ресурсы у государства. При текущих же зарплатах и нагрузках мы не можем требовать от педагогов большего.

В-третьих, 12-летка как практикоориентированное образование предполагает, что до обеда школьник изучает теорию, а после обеда – практику. Для факультативов и кружков нужны кабинеты и лаборатории. Более того, с 10 по 12 класс ученик должен обучаться в профильных школах, которых мы должны были по стране построить 160 штук. С учетом того, что инфраструктура не готова и деньги на это не выделялись, просто добавить один год к обучению арифметическим сложением неправильно. Потому приостанавливать внедрение 12-летки – единственно правильное решение.

F: А нужна ли нам вообще эта система?

- Нужна. Если сегодня школа рассчитана на то, чтобы дать детям как можно больше информации, которую нужно запомнить, то 12-летка предполагала практикоориентированные знания. Ученик должен использовать свои знания в жизни. Пока же дети учат английский, но говорить не могут. Знают математические формулы, но не могут посчитать проценты в банке. Знают законы физики, но не могут починить простой электроприбор.

Международная программа по оценке образовательных достижений PISA недавно поставила систему образования Казахстану на 49 место из 65 стран. Потому изменения назрели.

Полагаю, на 12-летку переходить пока не надо, однако стоит постепенно внедрять ее элементы в существующую 11-летку. А потом, когда у государства будут возможности, в том числе экономические, можно вернуться к этому вопросу.

F: Первыми вопрос об отмене 12-летки подняли депутаты, проведя подробный анализ ситуации. Чтобы исполнительная власть подчинилась мнению народных избранников, это должна быть очень влиятельная группа депутатов.

- Именно в вопросах образования парламент смог создать на своей территорию эффективную площадку для обсуждения различных вопросов. Если бы такие же площадки создавались, например, по работе правоохранительных органов или по вопросам поддержки бизнеса, наверное, многих ошибок удалось бы избежать. Тема 12-летки выстраданная и кристализованная. Хорошо, что нашлись имеющие политический вес люди, которые взяли на себя риск приостановить запуск новой системы образования. Ведь, как правило, принятые решения, подписанные на самом высоком уровне, указом президента, трудно приостанавливать. Считается, что тот, кто выступает против, тот еретик.

F: Могла ли инициатива отмены 12-летнего образования исходить от Дариги Назарбаевой, которая уже критиковала реформу и курирует в парламенте сферу образования?

- Я не только не исключаю это - я сам думаю, что без инициативной роли депутатов парламента на таком уровне этот разговор бы не состоялся.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube