Как выйти за рамки школьного образования

15027

Основатель образовательной онлайн-платформы Beyond Curriculum хочет поднять уровень знаний казахстанских школьников

Антон Моргунов
 
Антон Моргунов

Мы поговорили об онлайн-образовании с Антоном Моргуновым, многократным победителем и призером международных и республиканских олимпиад по химии, в числе наибольших достижений по которым - золотые медали на международной Менделеевской олимпиаде и международной химической олимпиаде. Антон в данный момент является студентом 3 курса MIT (Массачусетский технологический институт), а также основателем образовательной онлайн-платформы Beyond Curriculum, где победители и призеры международных олимпиад проводят бесплатные онлайн-уроки для школьников Казахстана.

Антон, расскажи о том, как возникла идея создать платформу Beyond Curriculum. Насколько я знаю, ранее это было сообщество школьников по подготовке к олимпиадам по химии и физике.

Фото с МХО 2019. Владислав Черданцев, Даниил Мельниченко, Нурлыхан Копенов, Олжас Нурпейсов. Все они составители онлайн-олимпиад по химии в нашем сообществе.
 
Фото с МХО-2019. Владислав Черданцев, Даниил Мельниченко, Нурлыхан Копенов, Олжас Нурпейсов. Все они составители онлайн-олимпиад по химии в сообществе платформы.

- Первым появилось сообщество по химии в мае 2017 года. Идея была простая: как готовиться к олимпиадам, знают только те, кто в этих олимпиадах непосредственно участвовал. Лишь в некоторых школах есть учителя по химии, которые при этом еще и занимались олимпиадами, поэтому многие дети элементарно не знают, что делать, или делают что-то неправильно. Я решил поделиться своим опытом и создать площадку, где можно задавать вопросы, на которые не смогут ответить школьные учителя.

Потом похожие площадки решили создать физики, биологи и географы. Появился NISOLYMP. Вскоре образовалось сообщество по математике.

Со временем, в силу разных причин, сообщества по химии (и далее по физике) открылись для всех учеников. В конце концов решили открыть все, а для этого нужно было сменить имя. Так появился Beyond Curriculum.

Даниил Филимонов на Международной Олимпиаде по Робототехнике (WRO 2019). Ведет уроки по программированию
 
Даниил Филимонов на Международной олимпиаде по робототехнике (WRO 2019). Ведет уроки по программированию

Но в связи с карантином и необходимостью перехода на дистанционное обучение вы решили помочь школьникам с программой последней четверти по химии, физике и программированию и начали записывать онлайн-уроки по этим предметам. Можешь рассказать про ваши мотивы заняться онлайн-преподаванием?

- Когда было анонсировано, что все школы перейдут на дистанционное обучение, у нас были определенного рода переживания. Мы понимали, что далеко не все учителя смогут быстро и эффективно перейти в онлайн. Хотя бы потому, что если ты хочешь рисовать на доске, мышки не хватит - нужен графический планшет.

У нас было все необходимое техническое обеспечение, и мы решили сделать дополнительные материалы по школьной программе. Если тебе показалось, что ты не усвоил тему со школьного урока, посмотри наш, и, возможно, у нас получится объяснить эту тему лучше.

Антон Моргунов на Международной олимпиаде по химии 2017
 
Антон Моргунов на Международной олимпиаде по химии - 2017

В целом наши мотивы исходят из нашего стремления повышать ценность образования. Мы противостоим той парадигме, когда ты просто приходишь в школу, просто сидишь на уроках, уходишь домой, делаешь домашнюю работу, и больше ничего. Мы продвигаем дополнительное образование. Зачем? Во-первых, мы считаем, что это нужно делать для полноценного развития, а во-вторых, когда мы делимся знаниями, мы получаем моральное удовлетворение.

Говоря языком геометрии, Beyond Curriculum - это точка пересечения победителей и призеров международных и республиканских олимпиад по естественным и точным наукам, благородного желания делиться своими знаниями, навыков по созданию онлайн-уроков и всемирного карантина, который парализовал всю систему школьного образования. Просто уникальнейший кейс. Расскажи подробнее о вашей команде, достижениях ребят и как распределяются функции в проекте.

Фото с республиканской олимпиады. Дияр тленов, Азамат Арманулы, Ануар Сарсембинов. Первые двое члены нашей команды
 
Фото с республиканской олимпиады. Дияр Тленов, Азамат Арманулы, Ануар Сарсембинов. Первые двое - члены команды

- У нас немаленькая команда, основной костяк - это около 20 человек. Вообще, основное деление у нас идет по предметам: на каждое направление своя команда, всего их 5 (математика, физика, химия, биология, география). Плюс есть связывающие звенья: имеется человек, который прекрасно выполняет роль редактора текстов; три человека, которые занимаются административной деятельностью (то есть налаживают взаимодействие между сообществами и разными проектами). Они также занимаются нашими социальными сетями и поиском гостей на «котолампы» (прямые эфиры с ответами на вопросы). Есть еще дизайнер/веб-девелопер.

Роли в остальных проектах (школа, грант, блог, база знаний - Wiki) распределяются по принципу наличия энтузиазма.

В целом у нас замечательная команда, и каждый привносит что-то свое. У нас есть победители и призеры крупнейших международных олимпиад (IPhO, IChO, WRO), неоднократные победители республиканских олимпиад, кто-то еще учится в школе, кто-то уже учится в универе (NU, KAIST, NYUAD, MIT).

Фото с УТС для учеников НИШ — Даниил Мельниченко был тренером
 
Фото с УТС: для учеников НИШ Даниил Мельниченко был тренером

Пожалуй у нас в стране не имеется подобных BeyounCurriculum.kz образовательных платформ по школьной программе с такой концентрацией титулованных школьников и студентов. А главное, с понятной подачей материала - на «языке сверстников», так как известная проблема многих преподавателей старшего возраста заключается именно в невозможности донести школьный предмет до современных учащихся. Итак, карантин дал вашей платформе заявить о себе, а какие планы на будущий учебный год? Какие расходы несет платформа ежемесячно и планируете ли вы монетизировать ее в будущем? Для начала, думаю, вам понадобится инвестор или меценат, болеющий за будущее системы образования в нашей стране.

- Мы планируем сделать короткие курсы по типу «В чем красота предмета Х?», которые будут нацелены на то, чтобы заинтересовать учащегося в глубоком изучении предмета. Ведь все-таки сейчас очень много ресурсов, в том числе и наших, которые упрощают процесс самообучения, главная проблема - не всегда есть желание учащегося.

Что касается расходов - только на техническую часть (хостинг и домены) уходит 90 тыс. тенге в месяц (при минимальных тарифах). Мы уже вложили свыше 200 тыс. тенге в призовой фонд олимпиад. Это все были расходы из своего кармана.

Фото с республиканской олимпиады. Азамат Арманулы, Адилет Табылды, Айдынбек Мусса и Ербол Тагай. Первые трое члены нашей команды.
 
Фото с республиканской олимпиады: Азамат Арманулы, Адилет Табылды, Айдынбек Мусса и Ербол Тагай. Первые трое - члены команды.

И это не включает хотя бы символическую оплату труда всех тех, кто нам помогает. У нас незаменимые административные помощники, у нас уникальный дизайнер/программист (который крайне востребован и в Казахстане, и в России). Наши администраторы сообществ вынуждены подрабатывать где-то еще и заниматься нашими проектами в крайне редкое свободное время.

Дальнейший рост затруднителен без привлечения пожертвований или инвестиций, чем мы и будем заниматься в ближайшее время. Мы открыты к диалогу и обсуждению условий. Но уже сейчас мы взяли на себя определенные обязательства, оформив себя как общественный фонд.

Планируем ли монетизировать? Мы точно не будем становиться рыночным игроком с рыночными ценами - мы считаем, что образование не должно быть рынком. Но, возможно, мы будем просить небольшие символические пожертвования за те или иные бонусы.

Я считаю, что такие образовательные платформы сделают революцию в образовании в ближайшие годы. Как недавний выпускник школы и студент топового мирового технического университета, какие основные проблемы в школьном образовании ты видишь и сколько лет понадобится казахстанской системе образования, чтобы их решить и выйти на мировой уровень? При условии, что все изменения будут проведены успешно и эффективно.

- Вообще, у нас недостаточное внимание уделяется образованию. Государство тратит 3,5% от ВВП, тогда как большинство развитых стран тратит около 4,5%, а некоторые больше 6% (как Германия или Финляндия), а то и все 7% (Швеция).

Мы периодически читаем новости о том, как наши ученики побеждают на олимпиадах, конкурсах, выступают на научных конференциях и так далее. Но все равно таких учеников, максимум, тысяч десять. А всего в Казахстане чуть ли не 3 млн школьников. И какие они, эти три миллиона?

К сожалению, сейчас образование получается в основном для галочки (или потому что родители требуют). Экзамены, проверочные работы и тесты (те же PISA, SAT, СОРы, СОЧи) стали самоцелью, основную долю подготовки школьники оставляют на ночь перед экзаменом. Царит консеквенциализм: цель оправдывает средства, школьники готовы списывать, ходить по головам, лишь бы сдать ЕНТ и поступить в хороший вуз на грант.

Сейчас очень много внимания уделяется этим проблемам. Только почти вся дискуссия фокусируется на стороне «предложения» - то есть того, что делает государство. А мы считаем, что есть проблема со спросом. И вот этот самый спрос мы и пытаемся менять. Мы хотим вернуть престиж образованию, чтобы учеба не ограничивалась школьными стенами.

По срокам реформ - я думаю, что понадобится не менее десяти лет. Все-таки общественное сознание не поменяешь ни за год, ни за два. Но, думаю, определенный прогресс мы можем видеть чуть ли не ежегодно. Еще три года назад количество проектов, которые ведут школьники, можно было посчитать на пальцах одной руки. Сейчас же дети уверенно открывают блоги, пишут про мотивацию, про подготовку к тестам, про поступление в вузы, создают какие-то волонтерские проекты. Может, это нескромно звучит, но в этом есть и наша заслуга.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить