Как подготовить школы РК к конкуренции на глобальном IT-рынке

Мы не можем угадать, какие профессии будут востребованы завтра, но знаем наверняка, что масштабы использования технологий будут расти и, соответственно, будет расти и спрос на специалистов, умеющих с ними обращаться

Фото: © Depositphotos.com/Rawpixel

Высокие технологии в мире сегодня – это 5,8 млн связанных с IT рабочих позиций в мире и 500 тыс. вакансий только в США. 25 тыс. выпускников в сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) хотят ежегодно готовить в Казахстане.

Значительная часть вакансий в мире сегодня (около 50%) так или иначе предполагает взаимодействие человека с технологиями - будь то фермерское хозяйство с автоматизацией, медицина с выдачей электронного больничного листа или обслуживание заводской линии.

Мы не можем угадать, что будет востребовано завтра, но знаем наверняка, что использование технологий будет расти и, соответственно, будет расти и спрос на специалистов, умеющих с ними обращаться. А развитие специалиста, как известно, начинается уже со школьной скамьи.

Вопрос обучения ИКТ в школе можно условно разделить на три больших блока: доступ к материально-технической базе для работы; цифровую грамотность и знание компьютерных технологий; понимание прикладного применения технологий в рамках других сфер.

Основа основ

Школьная база успешного обучения IT и технологиям – это не только цифровые доски и проекторы, но и компьютеры с доступом к Сети. В среднем в казахстанских школах сейчас на один компьютер приходится 15 учеников. Такое соотношение само по себе не плохо и не хорошо - нет глобальных исследований, безусловно подтверждающих, что пропорции ближе к 1:1 дают значительно лучшие результаты в обучении. Вызывает опасение другое: только 7% оборудования – это техника, закупленная в течение последних пяти лет. Остальные компьютеры – старше, что, учитывая скорость смены технологии, делает обучение с ними больше похожим на походы в музей.

Нурмухаммед Досыбаев.
Нурмухаммед Досыбаев.

По отчетам официальной статистики, 63% школ Казахстана имеют доступ к интернету. Однако это число стоит поделить на 2 или на все 3 для школьников: статистика часто рассчитывается на показателях школы в целом. Есть доступ у директора школы – значит, школу относят к той, где интернет есть, а компьютерные классы так и стоят неподключенными. Есть еще один показатель, данные по которому сложно найти - это сколько фактического времени проводят ученики в интернете и когда имеют к нему доступ. Не исключаю, что показатель этот невысок. Но блага цивилизации хороши, когда их используют.

Насколько важно для развития иметь цифровые доски и прочую технику?

- Это - мировой тренд. Казахстан также с целью улучшить качество и доступность образования все больше и больше вкладывает в цифровизацию системы образования. А хороший педагог, владеющий всеми необходимыми цифровыми навыками и методиками их применения в классе и за ее пределами, является основой основ, - считает Нурмухаммед Досыбаев, заместитель руководителя управления образования Шымкента, выпускник Кембриджского Университета. - То есть, цифровое оборудование выступает мультипликатором, но само по себе не является панацеей в решении проблем школьного образования, повышения качества знаний учащихся и улучшения учебного процесса. Мировая практика и результаты многих научных исследований доказали: если система образования не будет придерживаться некого баланса и стандартов (развития цифровой компетенции педагогов, создания необходимых для этого условий, учета социо-экономического положения всех пользователей и т.д.), она не просто рискует оставить не до конца реализованным огромный потенциал цифровых технологий, а наоборот, может причинить определенный вред.

Физкультура, ИЗО и информатика

Сегодня во многих школах Казахстана это дисциплины-«падчерицы», вместо которых часто в расписание ставят «более важные» - дополнительный урок математики или другого предмета. Проблема восприятия информатики как «дополнительного», а не ключевого предмета - не специфична только для Казахстана. Многие страны с ней тоже сталкиваются. А некоторые стараются выводить информатику (или, как часто говорят за рубежом, computer science) на один уровень с математикой или родным языком. Важными драйверами этих изменений выступают такие компании как Microsoft, Google, Intellect.

В Казахстане сегодня информатика как предмет в рамках типовой программы ведется с 5 по 9 класс один раз в неделю и начинается с разбора таких тем как «Правила техники безопасности» или «Скачивание файлов общего доступа». Это при том, что сейчас дети лет с двух так или иначе сталкиваются с техникой и компьютерами. Отличным нововведением на этом фоне выступает добавление в программу небольших блоков по Scratch - визуальному детскому языку программирования, популярному во всем мире и позволяющему познакомиться с кодингом через создание игр и анимации. Также радует включение в уроки языка программирования Python, позволяющего работать с большими данными.

Класс, с которого изучают информатику (computer science) в разных странах мира

Страна

 

США

1-5**

Россия

5

Израиль

4**

Китай

3**

Беларусь

6

Великобритания

1

Финляндия

3

*Computing our future (доклад European Schoolnet 2015 и другие открытые источники).

**Не национальный уровень покрытия, но целевой.

Актуальный вопрос в рамках обучения информатике - наличие педагогов, которые при внедрении новой программы смогут ее хорошо донести школьников. Вот две основные сложности, которые предстоит решить в этом направлении. Во-первых, это недостаток профильных специалистов. Многие педагоги сейчас – «информатики по совместительству» с математикой, физикой или чем-то еще, профильного образования у них не хватает. Во-вторых, это возраст педагогов. Значительный процент преподавателей информатики в Казахстане приближается к предпенсионному и пенсионному, что усложняет обучение самих преподавателей новым технологиям и приводит к ситуации, когда ученики обладают большим количеством технических навыков, нежели педагоги.

Системная интеграция

Если уроки информатики это некая «вещь в себе», то применение технологий для работы на других уроках - это и есть прикладной аспект ИКТ.

Тут появляется задача - обучить преподавателей-предметников тому, как использовать технологии для обучения их предметам.

Уровень квалификации при этом должен позволять педагогам не просто показать, как можно применить ту или иную программу, но и помочь им правильно выбрать именно то, что необходимо для эффективного обучения из множества доступных ресурсов.

Другой момент, пока не отраженный в учебных программах с обновленным содержанием - то, как интегрировать использование технологий в те программы, по которым учителя преподают предмет.

Старшие братья

Большим плюсом в истории с образованием в сфере технологий является то, что Казахстану есть с кого брать пример. Наиболее интересными и релевантными опциями в нашем случае являются примеры Великобритании, Сингапура и Белоруссии.

Так, в Великобритании фокус на программировании поддерживался рядом медиа-ресурсов, включая BBC. Программа предмета охватывала широкий спектр вопросов - от телекоммуникаций до написания софта. Она была внедрена с начальных классов, а для родителей была проведена отдельная коммуникация с пояснениями, зачем нужен предмет и как они могут помочь детям в его изучении.

Для Сингапура характерно наличие очень четкого трехступенчатого плана (Singapore’s Masterplan for ICT in Education) по внедрению технологий, начиная с фокуса на инфраструктуре и тренинге учителей и заканчивая вопросом, как привнести в обучение технологиям навыки, необходимые в цифровом обществе.

Белоруссия же интересна адаптацией международных ресурсов к локальному учебному процессу. Так, например, для обучения Scratch были разработаны локальные иллюстрации и персонажи, которых дети могут поместить в свои игры.

Подводя итог, можно сказать, что интерес к технологиям и понимание их важности растет у родителей, государственных служащих и частных компаний, занимающихся обучением технологиям, программированию и робототехнике. Пожалуй, один из самых важных моментов в этой истории - как пристально мы будем следить за прогрессом и какие метрики для его оценки выберем. Как говорится, мы не становимся лучше в том, что не измеряем.

Алена Ткаченко, сооснователь Love to Code

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5267 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
24 марта родились
Именинников сегодня нет
Хроники бизнесменов. Владимир Ким

На чём зарабатывает своё состояние №1 списка 50 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить