Как пандемия влияет на систему образования в мире

25841

Сегодня большинство учебных заведений в мире закрыты, чтобы замедлить распространение коронавируса. Эти изменения коснулись более 1,5 млрд человек – как дошкольников, так и тех, кто готовился защищать докторскую степень. Практически 20% учащихся в мире вынуждены сидеть дома и доверить роль учителей родителям или родственникам

ФОТО: Gerd Altmann / Pixabay

Буквально за несколько дней преподаватели со всего мира перевели учебные процессы в цифровую форму. Миллионы учащихся стали получать образование удалённо, а учителя отказались от лекционной формы обучения. При этом цифровые решения в сфере образования ранее использовались не так активно, как может показаться. Пандемия сыграла роль своеобразного стресс-теста и вновь подняла вопрос «цифрового неравенства», напомнив, что у 40% населения земли до сих пор нет доступа к сети интернет.

По мере постепенного перехода системы образования к онлайн-обучению начали проявляться недостатки отсутствия ИТ-стратегии в вузах. Раньше учебные заведения и преподаватели могли использовать любую понравившуюся им платформу — Google, MSFT Teams, Coursera, Blackboard, Moodle, Canvas. Результатом такой свободы выбора стало то, что после повального перехода на дистанционное образование провести централизацию и создать единую платформу оказалось крайне сложно.

Полноценное внедрение системы онлайн-образования требует совершенно новой модели ведения бизнеса для вузов, с серьёзными изменениями в подходе к управлению финансами и кадрами, а также полной цифровизации административного блока.

Многие страны в связи с пандемией оперативно подготовили собственные технические решения. Среди наиболее интересных:

  • Правительства Южной Кореи, Японии и Ливана распространили интерактивное ПО для обучения различным предметам, от математического анализа до фитнеса.
  • Более 100 млн учащихся в Китае получают знания через специальные ТВ-каналы.
  • Планы уроков и лекций намного чаще начали публиковать в социальных сетях и мессенджерах, например, в WhatsApp.
  • Чтобы в кратчайшие сроки оцифровать все необходимые образовательные материалы, организовывается сотрудничество между государственными учреждениями, СМИ, технологическими компаниями, издательским бизнесом и сферой развлечений.

Как и в большинстве других сфер, пандемия вскрывает проблемы и ограничения удалённого управления таким сложным предприятием, как вуз. Однако она же должна стать катализатором позитивных изменений. Если темпы цифровизации обучения и оценки успеваемости учащихся будут ускоряться, то же самое произойдет и со вспомогательной инфраструктурой образования.

SAP сотрудничает со многими лидерами в области цифровизации, поэтому мы отлично знаем, как происходит «переход в цифру». Так, мы работали с американским Purdue University над проектом трансформации администрации вуза. Это случилось сразу после приобретения некоммерческого Университета Каплана, одного из лидеров онлайн-обучения. Теперь объединённая организация Purdue Global предлагает учащимся со всего мира огромный выбор онлайн-курсов на различные темы.

Также мы сотрудничаем с одним из старейших в мире учебных заведений в сфере дистанционного обучения — Открытым университетом в Великобритании. 175 тыс. студентов позволяют считать его крупнейшим университетом страны. Вместе мы оцифровываем информацию о студентах и рабочие процессы.

Доктор Малькольм Вудфилд (Malcolm Woodfield) руководитель направления высшего образования и исследовательской деятельности, SAP SE
Доктор Малькольм Вудфилд (Malcolm Woodfield) руководитель направления высшего образования и исследовательской деятельности, SAP SE

Я верю, что так же, как интернет стал неотъемлемой частью жизни для половины планеты, онлайн-образование вскоре перестанет быть чем-то необычным. Взаимодействие с учащимися в этом формате требует поддержки множества бизнес-процессов, таких как зачисление, оценка успеваемости и данные о студентах, управление документооборотом. Объединив учащихся и преподавателей в едином «цифровом поле», мы совершим революционный скачок вперёд.

Конечно же у нас останутся лектории, классные комнаты и уроки по физической культуре. Речь скорее о большей интеграции обучения и цифрового администрирования деятельности учебных заведений. Только представьте, сколько образовательного контента генерируется ежедневно. Студенты вскоре сами будут выбирать себе онлайн-преподавателя, основываясь на оценках других пользователей. По сути это демократизация, которая сделает доступным для всех даже самое качественное обучение. Гарвард и MIT уже начали этот процесс с внедрения совместной платформы edX, которая предоставляет их лекции (но не дипломы) совершенно бесплатно.

Технологии проникнут во все аспекты деятельности вуза: чат-боты и цифровые помощники смогут отвечать на вопросы учащихся, блокчейн защитит подлинность цифровых дипломов, VR воссоздаст реальное взаимодействие с преподавателем на экзамене, предиктивная аналитика поможет выявить причины успеваемости или неуспеваемости студентов, интернет вещей позволит «умному» кампусу управлять своими подсистемами.

Совсем недавно мы подписали контракт с университетом в Бразилии, в котором учится более 2 млн студентов, большая часть из которых в онлайн-режиме. Задача SAP – помочь завершить цифровую трансформацию двух ключевых процессов. Посыл «Go Digital» адресован студентам, а «Be Digital» – сотрудникам вуза. И это правильно, ведь как мы можем помочь студентам эффективно учиться онлайн, если сами не способны воспринять цифровизацию?

На мой взгляд, вот краткий перечень эффектов пандемии COVID-19 на сферу образования в среднесрочном и долгосрочном периоде:

  • Подход Bring Your Own Technology в стратегии организации ИТ-структуры вузов изменится и станет более централизованным и стандартизированным. Произойдёт переосмысление процессов преподавания и обучения, управления кампусом, его финансами и «жителями».
  • Сектор образования уже давно начал внедрение облачных приложений для управления деятельностью университетов. Процесс пойдёт быстрее, когда вузы увидят все преимущества стандартизации, которые позволят больше времени и внимания уделять своим основным задачам: обучению, вовлечению в учебный процесс и научной деятельности.
  • Перевод учебных научно-исследовательских ресурсов в цифровые форматы также ускорится. Вузы и школы получат гораздо больше гибкости в поддержке новых моделей преподавания и обучения.
  • Цифровизация поможет сократить административные издержки вузов и переориентироваться на выполнение всё тех же основных задач – обучения, вовлечения в учебный процесс и научной деятельности.

Высшее образование – бизнес с высоким уровнем конкуренции, о чём свидетельствует пристальное внимание всех участников сферы к результатам ежегодных опросов, таких как всемирный рейтинг университетов по версии The Time. Кризис из-за пандемии COVID-19 наверняка повлияет на эти рейтинги, и вузы, которые смогут превратить турбулентность в возможность повысить уровень обучающих процессов, будут процветать в мире после пандемии.

Доктор Малькольм Вудфилд, руководитель направления высшего образования и исследовательской деятельности, SAP SE

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить