Как МУИТ трансформируется в цифровой вуз

19052

В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека и вносят в нее значительные изменения. Пандемия коронавируса только ускорила процесс проникновения цифровизации во все сферы повседневной жизни. Теперь быть «цифровым» - это не опция, а реальная необходимость. Сфера образования не является исключением в вопросе цифровизации, наоборот, она стала ключевым звеном в процессе внедрения информационных технологий в стране, а значит, делает ее прозрачной и честной

ФОТО: архив

Один из ведущих университетов Казахстана в сфере ИТ – АО «МУИТ» держит руку на пульсе перемен мировой цифровизации и вот уже 11 лет выпускает конкурентоспособных специалистов по таким направлениям образовательных программ, как «Технические науки и технологии», «Военное дело и безопасность», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки» и «Образование».

О том, как МУИТ переходит на цифровизацию процессов и повышает эффективность обучения студентов, рассказала ректор МУИТ, д.т.н., профессор Раиса Ускенбаева.

- Раиса Кабиевна, расскажите, как цифровизация влияет на систему образования?

- Происходящая цифровизация и перспективы ее углубления и расширения ставят вопросы об изменении не только организации образования, но и в целом концептуального подхода к выстраиванию всех бизнес-процессов вуза. Важнейшей задачей казахстанского образования является ее цифровая трансформация. «Цифра» дает огромные возможности для повышения эффективности, конкурентоспособности на рынке и вузы прилагают большие усилия, чтобы попасть в ряды «цифровых лидеров». Учебные заведения, идущие в ногу со временем, применяющие новые цифровые возможности, будут иметь преимущество. Быть востребованными в эпоху цифровых технологий означает выбор стратегии, охватывающей все сферы деятельности вуза, а не только ИТ-сферу.

- Расскажите, как в МУИТ происходит цифровизация бизнес-процессов?

- На протяжении последнего года в МУИТ интенсивно ведутся работы в этом направлении. Создана рабочая группа «Цифра», занимающаяся разработкой концептуальной модели цифрового университета (ЦУ). Мы изучили опыт мировых вузов по цифровой трансформации, зафиксировали и проанализировали лучшие практики. Итогом стала разработанная нами концепция трансформации образования. В основе концепции лежит модель ЦУ в виде пирамиды, состоящей из 4 граней, поддерживающих платформы: цифровая архитектура, цифровые сервисы, цифровой профиль, цифровой след.

Мы кратко сформулировали основные составляющие концепции трансформации образования следующим образом:

Модель цифрового университета в виде пирамиды
Модель цифрового университета в виде пирамиды

 Первая грань - «Цифровая архитектур» - это структурное описание применяемого оборудования и программного обеспечения для бизнес-процессов ЦУ.

Вторая грань - «Цифровые сервисы» - информационные системы управления ЦУ и сервисы онлайн-поддержки образовательного процесса. Их задача - создание единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри ЦУ. На данном этапе мы должны ответить на такие вопросы, как: на какие потребности всех участников образовательного процесса и стейкхолдеров мы должны ориентироваться в процессе трансформации? Какие высказываются пожелания, идеи? Какие перемены позволят их учесть?

Третья грань - это «Цифровой профиль» - пространство, в котором создают свои процессы люди с определенными компетенциями и потребностями. Важно создать единое цифровое пространство, но при этом предоставить персонализированный цифровой кабинет, где каждый пользователь видит актуальную для себя информацию и инструменты, получает индивидуальные сервисы и контент.

Четвертая грань, наиболее ресурсоемкая, - «Цифровой след» - массив данных о результатах всей деятельности участника процесса. Наша жизнь и образование все более оцифровываются и наполняются данными, подробные следы всех действий участников остаются в целом ряде устройств и баз данных. Современные цифровые инструменты аналитики и технология BigData помогают видеть больше, прилагая меньше усилий: они сводят большой объем информации воедино и в удобной для использования форме.

Раиса Ускенбаева
ФОТО: архив
Раиса Ускенбаева

- С какими проблемами сталкиваются казахстанские вузы с переходом на цифровизацию?

- Важной составляющей цифровой трансформации являются технологии для трансформации. Пример казахстанских вузов показывает, что каждая высшая школа работает по-своему, вариативно используя программы и системы. Со временем такие системы замыкаются и приводят к непоследовательности и фрагментарности данных и опыта. В итоге вложение значительных средств в ИС не дает ожидаемых результатов.  Одной из идей цифровой трансформации вузов является слияние множества систем и данных в единую интеллектуальную платформу, создающую условия для улучшения процесса обучения и оптимизации процессов. Трансформация — это не просто автоматизация, а поиск новых и эффективных способов работы, принятие новой культуры и мировоззрения, а не только умение разбираться в IT. Переход на более легкие процессы и механизмы управления всей цепочкой бизнес-процессов вуза. Наряду с профессиональными навыками, цифровые навыки, которые когда-то требовались лишь тем, кто изучал компьютерные науки, теперь необходимы каждому. Цифровые навыки необходимы в любой сфере деятельности: гуманитарные науки, нефтяные, экономические или любые другие. Поэтому важной задачей, стоящей перед администрацией университетов, становится выбор стратегии цифровой трансформации. ИТ-вузы должны стать флагманом цифровой трансформации в силу своей специфики.

Поскольку условия в каждой высшей школе отличаются, наша концепция не носит директивного характера и может послужить удобной отправной точкой. МУИТ стал инициатором круглого стола «Цифровая трансформация университетов. Первый импульс», целью которого было создать площадку для выработки рекомендаций по цифровой трансформации казахстанских вузов. В рамках круглого стола создан Альянс по трансформации в ЦУ из пяти ведущих вузов, готовящих кадры по ИКТ-направлению.

Уровень цифровизации в наших вузах очень разный и практически нет решений, в полной степени покрывающих все бизнес-процессы университета в одну отлаженную систему с органично взаимосвязанными подсистемами.  Вузы стремятся к наращиванию цифровых сервисов и объединению ресурсов для повышения конкурентоспособности. Однако до сих пор нет единых стандартов стыковки данных и сервисов, и это серьезно препятствует развитию. Цель Альянса по трансформации в ЦУ как раз и заключается в коллаборации ресурсов для выработки единых механизмов и создания методологии цифровой трансформации.

Успех цифровой трансформации, как правило, зависит от мощности кадрового потенциала, цифровизации образовательных услуг и развития цифровой инфраструктуры. Несомненно, Цифровой университет станет катализатором роста качества образования.

- Как цифровая трансформация вуза влияет на качество обучения студентов?

Кардинальным образом. Цифровой университет - это модель Университета нового формата 4.0, который своими целевыми и ценностными установками будет принципиально отличаться от исследовательских и предпринимательских университетов.

Университет 4.0 должен гибко реагировать на происходящие в обществе изменения и вызовы и максимально быстро адаптироваться под новые условия и готовить востребованных на рынке специалистов. Уходят в прошлое времена, когда десятилетиями можно было работать по одной и той же специальности или в одной и той же компании, поэтому на первое место выходят такие качества, как способность к самообразованию и самообучению. И задача университета — предоставить студентам все возможности для развития необходимых навыков и компетенций. А в этом большую роль может сыграть «Цифровой след», о котором я ранее говорила. Это мощный инструмент для аналитики и раскрытия талантов и способностей каждого студента, направления его в ту профессиональную сферу, где ему будет комфортнее и где он сможет раскрыть свои таланты. Наша задача - максимально меняться в соответствии с требованиями времени и под запросы обучающихся.

Мы долго говорили о цифровизации в образовании, и вот она наступила в одночасье. Для тех вузов, которые целенаправленно двигались в сторону цифровой трансформации, переход на цифровые дистанционные технологии образования был безболезненным, бесшовным. Смело могу сказать, что в числе таких вузов и наш университет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить