Как Московская школа управления Сколково развивает партнерство с АСПиР и МФЦА

7168

«Управление – это отдельная наука и область знаний, которым нужно учить так же, как учат математике, физике и другим дисциплинам», считает ректор Московской школы управления Сколково Юрий Левин

Юрий Левин
ФОТО: архив пресс-службы
Юрий Левин

Школа СКОЛКОВО, самое известное в России образовательное учреждение в сфере управления и бизнеса, работает с 2006 года, и за это время обучила более 1,6 тыс. человек по основным образовательным программам и свыше 15 тыс. слушателей по корпоративным и открытым программам, причем не только из России, но и других стран, в том числе и Казахстана.

Предлагая современные образовательные программы, которые отвечают актуальным запросам компаний, школа управления СКОЛКОВО занимается и исследованиями. Теперь эту работу планируют вести в том числе с участием казахстанского Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) и Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Нам удалось поговорить с Юрием Левиным о целях этого партнерства и последних трендах в бизнес-образовании.

С началом пандемии бизнес-поездки стали редкостью, тем не менее вы смогли прилететь в столицу Казахстана. Что является главной целью вашего визита?

– Это мой первый визит в Казахстан в качестве ректора Московской школы управления СКОЛКОВО. Замечу, что с Казахстаном школа дружит давно, мы провели множество корпоративных программ для государственных и частных компаний республики. Большое число студентов из Казахстана обучается на наших degree программах, MBA и EMBA.

Основная цель моего приезда – подписание рамочного соглашения между Школой управления СКОЛКОВО, АСПиР и Администрацией МФЦА. В рамках этого партнерства мы планируем реализовать ряд проектов с фокусом на устойчивое развитие и ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление).

Тематика устойчивого развития является стратегической для России и Казахстана и становится все более значимой для бизнеса обеих стран. В этой сфере у нас много общего – цели, задачи и проблемы. И совместные усилия должны помочь обеим странам и их бизнесу оставаться конкурентоспособными на глобальном рынке.

Мы видим, что грядут большие нормативные и регуляторные изменения и в Европе, и в мире в целом. Они в свою очередь потянут за собой серьезные изменения в стратегии и бизнес-процессах компаний. Мы должны быть к этому готовы – необходимо проводить глубокие исследования, которые помогли бы России и Казахстану вести информированный диалог на основе данных со своими международными партнерами исходя из специфики наших экономик и геополитических интересов, а бизнесу адаптироваться к новым реалиям.

Какая совместная деятельность планируется?

– В июне Школа управления СКОЛКОВО приняла новый стратегический план развития на 10 лет. В нем мы обозначили два основных направления развития: первое – это управление аналитикой, искусственным интеллектом и цифровизацией, а второе – устойчивое развитие в широком понимании, включая экономику замкнутого цикла, зеленые финансы, устойчивое потребление, устойчивые операции, социальные инновации и отслеживание выбросов углерода.

Как раз в рамках второго направления мы будем развивать сотрудничество с МФЦА и АСПиР, с которыми у нас давние теплые отношения. Будем совместно продвигать повестку устойчивого развития, проводить исследования, форумы и научно-практические конференции, образовательные программы по подготовке управленцев, способных выработать и реализовать стратегию развития компании с учетом новых реалий, связанных с ESG.

Сейчас о ESG много говорят во всем мире, Казахстан и Россия в этом плане не являются исключением. Так ли это важно или это все же такая мода?

– Существует мнение, что разговоры об ESG — это не более чем хайп, о котором поговорят и забудут через несколько лет. Действительно, есть много хайпа: кого ни послушаешь, все занимаются устойчивым развитием.

Но в то же время в области ESG есть очень конкретные задачи, требующие решения, которые никуда не исчезнут. Приведу пару примеров того, чем мы будем заниматься в рамках партнерства с казахстанской стороной: это климатические финансы, carbon trading, устойчивые цепочки поставок, отслеживание углеродного следа в рамках этих цепочек и водородная тематика в целом. То есть существует множество реальных задач и глобальных вызовов, которые объединяет в себе область ESG и, хочется нам того или нет, нашим странам уже приходится сталкиваться с необходимостью их эффективного решения. И лучше заранее подумать над системным подходом к решению этих задач с учетом специфики экономик обеих стран, чем принимать сложные и важные решения на ходу без тщательной проработки.

 Ранее вы упомянули, что в Школе СКОЛКОВО много учащихся из Казахстана. К вам приезжают учиться по собственной инициативе или же это управленцы от конкретных компаний?

– C момента запуска школы у нас постоянно учатся студенты из Казахстана, и их число каждый год растет. Кто-то приходит сам, а кого-то отправляют на обучение компании. В числе выпускников СКОЛКОВО более 600 представителей корпораций, бизнеса и органов власти Казахстана. Примерно 500 выпускников корпоративных программ и 90 – магистерских.

Среди казахстанских выпускников очень много успешных людей и известных топ-менеджеров компаний. Например, Рустам Журсунов, бизнес-омбудсмен Республики Казахстан, Максим Барышев, основатель компании Учёт.кз, Дулат Тастекеев, владелец МФО TAS Finance Group, управляющие партнеры этой же компании Руслан Ким и Нуржан Окимбаев и многие другие.

Образование, в том числе и в бизнесе, постоянно меняется и совершенствуется. Какие тренды в его развитии вы сейчас видите?

– Есть общие тренды, которые касаются образования в целом, а есть и специфичные для бизнес-образования. Начну с общих.

Первый тренд – это LLL (англ. Lifelong Learning – обучение на протяжении всей жизни). Он заключается в том, что традиционная модель обучения, когда вы учитесь четыре года в институте и потом всю жизнь работаете, опираясь на полученные знания, стремительно теряет актуальность. Мы видим, как быстро меняется мир: появляются новые области знаний, о которых мы не знали 20-30 лет назад. Это и ESG, и цифровизация, и искусственный интеллект. При этом скорость изменений в этих сферах такая, что самому осваивать новые знания, одновременно работая, практически невозможно. В мире, где бизнес-процессы постоянно меняются, а новые знания больше не укладываются в рамки одного курса, непрерывное обучение стало очевидной необходимостью. То есть концепция LLL возникла как ответ на ускоряющееся устаревание знаний и необходимость оставаться востребованным на рынке труда.

Другой немаловажный тренд – цифровизация образования. Появляется все больше образовательных технологий и онлайн-программ. Мы тоже развиваем это направление. В то же время важно помнить, что технологии должны по возможности сохранять тот эффект присутствия и живого общения, который есть в очных программах. Для этого мы развиваем технологии дополненной реальности и голографии, вводим новые форматы бизнес-коучинга для модерирования работы в проектных командах.

Еще один глобальный тренд – это персонализация образования. Очень быстро растет запрос на индивидуализацию образовательных траекторий, это же касается и классических MBA. Например, мы в Школе СКОЛКОВО серьезно перестраиваем наш портфель образовательных программ и все процессы по работе с нашими слушателями. В данный момент мы работаем над созданием рекомендательного движка, который даст возможность при помощи ИИ создавать персонализированные образовательные треки с использованием углубленного анализа данных каждого слушателя, его способностей, интересов, профессиональных предпочтений и тенденций в бизнесе. Мы считаем своей обязанностью порекомендовать вам именно то, что вам действительного нужно с образовательной точки зрения для профессионального и личностного роста.

Такой подход полностью соответствует нынешней динамике жизни и отвечает запросам современной экономики. Кто-то не может прервать ради учебы успешную карьеру на год-два, а у кого-то нет возможности оплатить учебу за один раз. Поэтому мы будем давать возможность получать знания блоками. Сегодня вы выбираете набор модулей исходя из потребностей в знаниях на текущем этапе карьеры, затем берете перерыв в обучении, а потом возвращаетесь за новыми компетенциями, руководствуясь постоянно возникающими профессиональными и личностными потребностями.

А какие особенные тренды в бизнес-образовании можете отметить?

– В области управления сейчас все большую роль приобретает работа с данными. Управленческие решения должны приниматься на основе аналитики, и умение работать с данными становится важнейшей частью бизнес-образования. При этом компании ищут не просто людей с сильными аналитическими способностями, но и обладающих soft skills и коммуникационными навыками. Ведь выпускники технических вузов, например, часто чувствуют себя более комфортно, общаясь с компьютерами, а не со своими коллегами.

Поэтому основной тренд в бизнес-образовании – это подготовка людей, которые, с одной стороны, могут работать с данными и сильны аналитически, а с другой, способны эффективно работать в командах и умеют доносить информацию до коллег. Для этого мы широко используем проектную работу в командах во время обучения. Естественно, в таких условиях слушателям приходится учиться общаться и находить баланс в интересах с партнерами по команде. Все проекты нужно грамотно презентовать, а значит, учиться доносить информацию не на «птичьем» профессиональном, а на общедоступном языке. Это очень трудная, но важная работа. В этом году мы запускаем программу MMA (Master of Management Analytics) для подготовки как раз таких функциональных лидеров, умеющих выстраивать стратегию компании, опирающуюся, в том числе, на аналитические технологии и искусственный интеллект при принятии управленческих решений. Спрос на таких специалистов на рынке постоянно растет.

Сейчас виден рост спроса на бизнес-образование в наших странах. С чем это связано?

– Всегда важно помнить, что управление – это наука и область знаний, которым нужно учить так же, как мы учим людей математике, физике и другим дисциплинам. И наше общество начало осознавать важность профессионального управления.

У нас было всегда принято, что больницами управляют хорошие врачи, а школами – сильные учителя. Но заниматься этим должны люди с управленческими навыками, которым можно и нужно учить.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить