Как казахстанских детей обучают критическому мышлению

7193

В Казахстане развитию критического мышления у детей уделено пока не так много внимания, однако нарастающий с каждым днем поток информации диктует новые правила

ФОТО: pixabay

В связи с этим авторский коллектив КГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей» УО ВКО разработал интерактивный курс «Бала – зерттеуші».

Курс направлен на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, а также на развитие навыков учеников младших классов для проведения самостоятельных исследований, умения защищать проекты и отстаивать свою научную точку зрения.

Учитывая то, что курс актуален и востребован, фонд IQanat принял решение о сотрудничестве валеологической школой для совместной реализации проекта.

Проект был назван «Дети – детям» и получил статус пилотного социального проекта. Его участниками являются ученики младшего возраста школ Нур-Султана – дети медицинских работников. В роли наставников выступают ученики 10 класса сельских школ фонда IQanat  и студенты первых и вторых курсов университетов ВКО. В команде организаторов - учёные-исследователи, педагоги, психологи.

 Проект запустился 1 декабря 2020 и продолжится до 1 апреля 2021. «Дети - детям» предполагает обучение в несколько этапов: на первом все обучающиеся одновременно получают информацию о создании и написании исследовательского проекта от лектора. Обучение проходит в режиме реального времени посредством Zoom. На втором этапе старшие ребята - студенты помогают детям в осуществлении исследования и в разработке научного проекта. Они общаются различными путями: через социальные сети и мессенджеры (так как ребята удалены друг от друга).

Такая разновозрастная коллаборация детей способствует созданию единого образовательного и воспитательного пространства, где развиваются личности всех участников проекта. Наставники и ученики учатся осуществлять конструктивное общение и эффективно решать поставленные задачи.

Весь теоретический материал предлагается в форме презентаций. Практическая работа по написанию проекта ведется параллельно с изучением каждой темы и направлена на развитие исследовательских компетенций, создание исследовательского проекта и его публичную защиту.

В рамках проекта в процессе подготовки ученики выбирали темы для своих исследовательских проектов с учетом своих интересов и пожеланий. Так, например, один из ребят предложил провести исследование 3D-принтеров, так как увлекается моделированием. Старшие же участники, являясь наставниками младших школьников в написании их проектов, обратились к лекторам с инициативой написания и защиты собственных проектов на основе получаемых в курсе знаний.

Сам курс «Бала – зерттеуші» включает 16 часов и проводится по 2 раза в неделю.

Каждая тема данного курса сформулирована в форме вопроса, на который в течение занятия, через активные формы работы и сотрудничество участник должен найти ответ. К примеру, на курсе детям предлагаются такие темы, как: «Что такое культура мышления и как ее развивать?», «Нужно ли планирование в исследовательской деятельности?».

Содержание занятий курса не предполагает получение готовых знаний по организации и ведению исследовательской деятельности, а дает возможность ребенку находиться в постоянном поиске, мотивировать свою деятельность на исследовательский результат и самостоятельно (или в группе) находить ответы на все поставленные вопросы.

По завершению курса и защиты исследовательских проектов всем участникам будет предоставлена возможность публикации их работ в научном  международном журнале «Альманах ассоциации Франция - Казахстан». После защиты исследовательских проектов участникам будет вручён  международный сертификат от российских и европейских партнёров. Организаторы проекта на выбор  предлагают младшим школьникам два варианта защиты: защита завершённой исследовательской работы или видеозапись проведённого эксперимента по теме  исследования.

Предполагается, что после завершения пилота проект будет реализовываться в республиканском масштабе для учащихся из сельской местности.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить