Год за два. Какие специалисты будут выходить из колледжей РК после очередной реформы образования?

26479

Со следующего года средние специальные учебные заведения смогут выдавать дипломы на год раньше. Одобряют ли это новшество работодатели и сами колледжи?

ФОТО: pixabay.com

- На сегодня на законодательном уровне исключена норма об установлении уполномоченным органом сроков обучения в колледжах, - сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на заседании правительства 11 марта. - Планируется сокращение сроков обучения с 3,6 до 2 лет на базе 9 класса и с 2,6 до 1,5 года на базе 11 класса. Колледжи будут регулировать сроки обучения самостоятельно.

Отметим, что в большинстве колледжей сейчас на рабочих специальностях срок обучения 2 года 10 месяцев, на специальностях среднего звена (то, что в советское время называлось «техникум») - 3 года 10 месяцев.

Законодательству эта реформа не противоречит. Согласно п.1 ст. 30 Конституции, «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно». В п. 2. ст.8 Закона об образовании сказано, что «государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования с присвоением выпускникам рабочей квалификации». Среднее образование — это 11 лет учебы. Таким образом, 9 классов в школе и 2 года в колледже дают необходимый уровень. Правда, если ребенок пошел в школу в 6 лет (а сейчас это очень частый вариант), он закончит колледж и будет готов приступить к трудовой деятельности в 17 лет. Но готов ли рынок труда к 17-18-летним специалистам?

- Почему нет? - ответила вопросом на вопрос Алма Жандаулетова, кандидат экономических наук, директор рекрутингового агентства FMI. - Производственные компании с утра до вечера жалуются, что им не хватает выпускников, которые готовы начать работу. Особенно это касается технических колледжей — за ними очередь стоит, студентов с третьего курса забирают. Выпускники более гибкие, из них можно лепить работника как из пластилина. Кроме того, вчерашним учащимся коллежей можно мотивированно помочь получить высшее образование, что используют многие иностранные компании в рамках обязательной социальной ответственности. Для компании это недорого, а работник «подсаживается на крючок».

С Алмой Жандаулетовой согласна Салтанат Абильтаева, директор по развитию медцентра Gastroclinic.

- Не вижу в этом проблемы. Как частный медцентр, мы, конечно, стараемся брать на работу опытных специалистов, 20-летние будущие медсестры у нас работают только санитарками. Я не вижу особой разницы, будет им 19 лет или даже 18. Вопрос не в этом. Я в целом легко отношусь к тому, чтобы учиться меньше, - отметила она.

По словам Абильтаевой, это новшество идет в русле мирового тренда: и в вузах бакалавриат скоро будут получать за 2,5 года.

- Я за то, чтобы убрать общие предметы и оставить глубокую специализацию, то, что нужно для профессии. И я за то, чтобы у студентов была возможность практики. Считаю, поскольку мы живем в такое время, когда нужно постоянно учиться - а медики и учатся всю жизнь - нет проблемы в том, что обучение будет короче. Главное, как будет выстроен учебный процесс, насколько оптимальным будет соотношение теории и практики. Я за интеграцию учебных заведений с бизнесом, чтобы студенты как можно быстрее приходили на предприятия, - сказала она.

Однако у преподавателей оказалось иное мнение. Как отметили кандидат биологических наук, завкафедрой «Туризм и сервис» Гульжан Ерубаева и кандидат филологических наук, завкафедрой «Журналистика и переводческое дело» университета «Туран» Анна Бузело, «главная задача организаций технического и профессионального среднего образования и специализированных профильных колледжей – это теоретическая и практическая подготовка специалистов среднего звена, которые должны знать особенности работы, законодательную базу и другие нюансы профессии. Тогда они будут востребованы в государственных и коммерческих структурах».

- Во всем мире обучение в колледжах такой направленности составляет не менее 3-4 лет. Многие выпускники колледжей желают продолжить обучение в высших учебных заведениях, что позволит им в дальнейшем проявить себя высококвалифицированными специалистами и вырасти по карьерной лестнице. Если уменьшить срок обучения, то это не позволит поступать на сокращенные программы в вузы, поскольку бакалавр должен освоить определенное количество зачетных единиц (кредитов) с учетом изученных дисциплин на предыдущей ступени образования, - объяснили спикеры.

Кроме того, практическое профессиональное образование в колледжах предполагает и развитие личности обучающихся, то есть приобретение ими знаний в социально-экономической сфере, коммуникативных навыков, овладение основами цифровизации технического процесса.

- Поэтому очень важно единство теоретического и практического профессионального образования, функции которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, становится очевидно, что сокращение срока обучения может привести к отрицательному эффекту и качество подготовки специалистов может снизиться, - уверены в «Туране».

Что касается готовности рынка труда, то данный вопрос вполне реально решить, так как подготовка в колледже отличается спецификой, методами и способами обучения. Оно должно проходить в тесной связи с производством.

- Ребята могут параллельно учиться и работать, так как учебный процесс может быть совмещен, как это практикуется в рамках дуального подхода, - считают преподаватели. - Кроме того, многие студенты сегодня подрабатывают. Конечно, они могут занимать только определенные позиции. Но именно так набирается опыт, который необходим для продвижения и роста в профессии. Однако сегодня глобальный мегатренд – непрерывное образование. Поэтому рынок труда прежде всего заинтересован в пролонгированной подготовке квалифицированных профессионалов среднего звена.

Оксана Бейсекова, проработавшая преподавателем и завучем в техническом колледже 16 лет, тоже считает сокращение сроков обучения неоправданным.

- Исходя из моего опыта, думаю, для рабочих специальностей оптимально 2 года 10 месяцев. Два года идет школьная программа и теория, а практически весь третий год у студентов практика. Учащиеся идут на предприятие и зачастую остаются там работать. Если убрать целый год, получится, что двухлетнюю школьную программу мы запихнем в один год. Снизится уровень среднего образования в целом. Выпускники лишатся возможности поступить в вуз на сокращенную программу, - отметила она.

Кроме того, если выпускник закончит обучение в 17 лет, вряд ли он с легкостью найдет работу.

- Для работодателя это лишняя головная боль. С 17-летними нельзя подписать договор без их родителей, не в каждый цех можно запустить несовершеннолетнего по правилам техники безопасности, у них ограниченный рабочий день (36 часов в неделю), - указала на ещё один момент Бейсекова.

Да и для самих учебных заведений головной боли будет предостаточно: переписывать учебные планы, сокращать предметы, переоформлять лицензии и т.д.

Однако, скорее всего, этот поезд уже не остановить. В следующем году, судя по всему, некоторые колледжи уже будут принимать студентов на сокращенный срок учебы. Например, алматинский Авиационный колледж планирует срезать один год и учить после 9 класса 2 года 10 месяцев, а после 11-го - 1 год 10 месяцев. Стране нужны рабочие руки прямо сейчас.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить