Фабрика безграмотности: казахстанские школьники всё меньше блещут знаниями

33730

Для чего нужно участие Казахстана в международном тестировании PISA и как это влияет на образование

ФОТО: © Depositphotos.com/izakowski

В декабре прошлого года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты оценки навыков казахстанских школьников – PISA-2018. Эта международная система оценки является одним из самых авторитетных проектов в сфере мониторинга образовательных достижений 15-летних учеников. Выбор именно этой возрастной категории мотивируется тем, что в подавляющем большинстве стран к 15 годам заканчивается обязательное обучение в школе. Из-за этого критически важно определить, в каком состоянии находятся практические и теоретические знания подростков, насколько ученики восприимчивы к самостоятельному приобретению знаний для жизни в технологичном современном мире. Исследование PISA оценивает знания школьников по трем основным направлениям: математика, естествознание и читательская грамотность.

Впервые Казахстан участвовал в PISA в 2009 – и с того момента наши школьники неизменно набирали меньше баллов по каждой из трех дисциплин, чем их ровесники из подавляющего большинства стран-участниц. Схожие результаты обычно показывают ребята из Аргентины, Албании, Чили и Иордании. Среди причин низких показателей, как правило, системные проблемы: от неудачных реформ системы образования до отсутствия обеспечения равных возможностей для учебы.

В первый раз

Казахстанский дебют 2009 года показал, что нашему образованию еще далеко до мировых стандартов. Тогда в тестировании приняли участие 5,5 тыс. наших учеников – 3,1 тыс. из казахскоязычных школ и 2,3 тыс. из русскоязычных. В качестве основной дисциплины PISA была определена читательская грамотность. Для того чтобы набрать максимальные баллы, ученики должны были показать способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Оценивались понимание и умение использовать прочитанное для достижения жизненных целей. Иными словами, школьники не просто читали текст и выбирали вариант ответа, а должны были связать обнаруженную информацию со знаниями из других источников, оценить найденные утверждения, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения.

Средний балл казахстанских участников составил всего 390 (из 1000 возможных) – ниже оказались только Катар, Панама, Перу, Азербайджан и Кыргызстан. С самыми сложными заданиями справилось лишь 0,4% учеников, что согласно методике PISA говорит о том, что подавляющее их большинство не имеют должных навыков логического мышления, умения оценивать незнакомый текст, находить, извлекать и интерпретировать необходимую информацию. «Доля… не показавших высокие результаты по чтению составляет 93,07%, что говорит о низком уровне умений обучающихся Казахстана в области чтения», – сообщалось в отчете Национального центра оценки качества образования (НЦОКО).

Тест по математической грамотности в 2009 проводился PISA с тем, чтобы узнать степень понимания школьниками роли математики в мире, в котором они живут. По мнению организаторов, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей – это то, что присуще созидательному и мыслящему гражданину. Результат учащихся из Казахстана оказался значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР – 405 против 496. Выяснилось, что 30% наших участников не имеют знаний для решения самых элементарных математических заданий. «Несоответствие математической подготовки казахстанских обучающихся некоторым международным требованиям выявилось достаточно явно. Это было связано с тем, что почти все задачи были предложены в нестандартной для наших обучающихся формулировке, которая значительно отличалась от учебных заданий, типичных для большинства казахстанских учебников», – отмечалось в отчете НЦОКО.

Способности в естествознании PISA оценивались для понимания того, как ученики могут применять соответствующие знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Результат казахстанцев и в этом случае был ниже среднего балла по странам ОЭСР – 400 против 501. Если в государствах ОЭСР 82,1% учеников могли делать краткие утверждения, используя факты, и принимать решения на основе естественно-научных знаний, то в Казахстане таковых обнаружилось лишь 27,1%.

«Результаты казахстанских мальчиков и девочек по всем направлениям исследования PISA дают повод задуматься. Ведь 98,5% мальчиков и 98,6% девочек не имеют хороших показателей ни по одной из трех областей исследования», – резюмировали специалисты НЦОКО.

Временное улучшение

Приоритетным направлением PISA-2012 была объявлена математическая грамотность. Исследование в основном состояло из заданий, требующих логического подхода и математической интуиции. Показатель Казахстана составил 432 балла, что больше результатов 2009 года на 27 баллов. Наши школьники попали в одну группу с такими странами, как Болгария, Таиланд и ОАЭ. Вместе с тем знания почти половины участников от Казахстана (45,2%) оказались на первом уровне из шести. У Южной Кореи, например, таких учеников было только 10%, у Эстонии и Финляндии – не больше 15%. Базовый уровень математических знаний показали 31,5% казахстанцев.

Тем не менее в разрезе стран – участниц PISA Казахстан продемонстрировал самый высокий прирост результата не только по математической грамотности, но и по естествознанию. Средний балл наших учеников составил 425 – на 25 больше, чем в 2009. Показатель выполнения тестовых заданий естественно-научной грамотности составил 40%. Однако, как заключили эксперты ОЭСР, казахстанские школьники в большинстве не смогли продемонстрировать умения пятого и шестого уровней сложности, а также ответить на задания, требующие свободно конструируемых ответов.

Показатель читательской грамотности наших учащихся в сравнении с 2009 увеличился несущественно – на 3 балла, до 393. «Успеваемость казахстанских участников проекта значимо отстает от показателя среднего балла и все еще находится в нижней трети списка стран, принявших участие в международном исследовании PISA-2012», – сообщалось в отчете НЦОКО. Показатель выполнения тестовых заданий читательской грамотности среди наших учащихся составил 38%.

Кстати, среди наших участников PISA-2012 доля казахоязычных учеников была больше – 61%, однако, по данным НЦОКО, представители школ с русским языком обучения продемонстрировали более высокие показатели. Кроме того, отмечалось, что ученики городских школ набрали больше баллов, чем учащиеся сельских, – еще одно свидетельство важности равного доступа к знаниям. Также эксперты ОЭСР отметили, что уровень знаний учащихся напрямую зависит от занятости и уровня образования родителей, пропуска занятий, оснащенности и автономности школы и наличия доступа к интернету. В целом PISA-2012 показал, что качественное образование должно быть не только в равной степени доступно каждому, но и соответствовать новым подходам. Например, низкие баллы говорят еще и о том, что межпредметная интеграция школьных дисциплин естественно-математического и гуманитарного цикла развита в стране слабо.

Провал и оправдания

PISA-2015 для Казахстана закончился скандалом. Министерство образования тогда опубликовало на своем сайте отчет по результатам тестирования, хотя на официальном ресурсе ОЭСР данных по нашей стране не содержалось. В отчете организации были отражены баллы казахстанских учеников, но в примечании указывалось, что результаты Казахстана недействительны, поскольку были нарушены правила маркировки заданий тестирования. «В результате баллы PISA-2015 в Казахстане могут быть несопоставимы с баллами других стран или с результатами по Казахстану за предыдущие годы», – сообщали авторы отчета. Однако в пресс-службе Минобра интерпретировали ситуацию по-своему: «Был большой скачок знаний, поэтому нас убрали, то есть за год Казахстан не мог бы настолько стать умным. Ориентируясь на это, говорят, что наши учителя помогли ученикам».

Отложенный эффект

В 2018 наши показатели по PISA в ОЭСР признали. При этом казахстанские учащиеся впервые показали общее снижение уровня грамотности: по математике набрали 423 балла, по естествознанию – 397, по читательской грамотности – 387. Пояснения все те же: подавляющее большинство учащихся справилось только с первым-вторым уровнем сложности, где требуются минимальные познания. «Несмотря на достигнутый прогресс, показатели PISA в Казахстане по-прежнему остаются значительно ниже среднего показателя ОЭСР, в частности, по читательской грамотности. Предыдущие отчеты ОЭСР также указывают на необходимость поддержки социально уязвимых учащихся или учащихся, имеющих трудности в обучении. Образование также необходимо сделать более актуальным и соответствующим потребностям рынка труда, интересам учащихся и будущим потребностям», – говорится в отчете ОЭСР.

Министр образования РК Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook писал, что показатели намного ниже средних по ОЭСР были ожидаемы. Он заявил, что поспешных выводов делать не стоит и за этим стоит множество факторов – но это вовсе не несовершенная система школьного образования или постоянные реформы в министерстве.

Во-первых, по словам министра, виноваты… компьютеры. «Тест впервые для Казахстана прошел в компьютерном формате. Для наших детей это первый подобный опыт. Ученики привыкли возвращаться к трудным вопросам или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией», – рассуждал он. В качестве аргумента Аймагамбетов привел пример: в 2015, когда PISA перешла на компьютерный формат, результаты южнокорейских школьников резко снизились – на 30 баллов по математике, на 22 по естество­знанию и на 18 по чтению.

Во-вторых, утверждал министр, изменения в отечественной системе образования, которые могли бы улучшить результаты теста, еще не коснулись 15-летних школьников, поскольку те не успели перейти на «обновленку». Однако Аймагамбетов заверил, что эффект от обновленных программ можно будет увидеть уже в PISA-2021.

В-третьих, министр посетовал, что в других странах возраст принятия в школу регламентирован и все одноклассники чаще всего ровесники. В Казахстане же 44% тестируемых оказались девятиклассниками, а 53,4% – 10-классниками. «Результаты еще раз дали ответ на вопрос: нужны ли изменения в школьном образовании? Очевидно, что да. Следующее исследование сможет уже дать промежуточный ответ на вопрос, является ли выбранная стратегия по обновлению программ, внедряемая с 2016 года, эффективной», – резюмировал Аймагамбетов.

Тупиковая ветка

Четыре раза Казахстан участвовал в исследовании PISA, и каждый раз эксперты из ОЭСР расписывали для нашего образовательного ведомства рекомендации по улучшению ситуации в сфере. Специалисты указывали на то, что страна должна перейти к более сильному планированию и мониторингу системы образования, основанным на фактических данных и включающим совершенствование сбора данных и практики. Например, в Англии работает государственная система регулярного тестирования детей по возрасту – это особая форма сбора информации. Она позволяет обнаруживать «узкие места», поскольку это еще и система дифференцированной оценки результатов. Имея итоги тестов, педагоги могут выделить социальные группы и дисциплины, которые проваливаются.

ОЭСР также рекомендовала уделять больше внимания слабо успевающим и социально уязвимым детям и школам, например, путем перераспределения ресурсов, выделяемых учащимся элитных и других заведений. Это говорит о том, что в Казахстане существуют «сильные» школы – их поощряют, а есть «слабые» – их наказывают. Руководитель экспертной группы ТиПО Казахской лиги экспертов образования Гульнара Кусиденова объясняет: в сильных школах кроме развитой инфраструктуры есть сильные педагоги, а главное – профессиональные директора, которые в случае чего смогут «выбить» деньги на новое оборудование или на ремонт. В сельских же, например, школах ситуация другая.

- Вы видите, сколько приходится в деньгах на одного ученика НИШ и сколько на учеников малокомплектных школ. Учителя там едва набирают 18 часов нагрузки, естественно, и зарплата низкая, и мотивация тоже, – отмечает она.

Кусиденова предлагает ввести указ о выплате зарплат сельским педагогам за полную нагрузку, вне зависимости от фактических часов – это смогло бы улучшить ситуацию с кадрами в провинции.

В Финляндии, лидере PISA, обеспечиваются равные возможности для учащихся благодаря обязательной единой программе с дополнительным обеспечением индивидуальной траектории развития ученика.

- Я, конечно, против интеллектуальной сегрегации детей в образовании, которая специально культивируется в некоторых развитых западных странах через иерархию элитного образования. Но в любом массовом образовании нельзя избежать, да и не надо, естественной дифференциации детей по интересам и способностям, – считает президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.

По его мнению, главное, чтобы система обеспечивала минимально гарантированный стандарт среднего образования на уровне намного выше, чем в массовом образовании стран с интеллектуальной сегрегацией.

- Для этого мало просто присоединиться к Болонской декларации и копировать кембриджскую систему подготовки учителей. Важно дополнить «компетентностный» подход «личностно ориентированным», ведь именно личность должна соответствовать компетенциям, – уточняет Нуров.

Кроме того, эксперт считает важным определить, что мы формируем личность нового информационного общества, открытую к накоплению и обмену информацией с миром; переориентировать все образовательные программы с информативно-справочного компонента познания на оперативно-методологический, оставить только фундаментальные базовые дисциплины без их фрагментарной интеграции в иные предметы.

- Требуется возродить воспитательную функцию образования: объективную систему ценностей как светское духовное мировоззрение, общегражданскую национальную идею личностной открытости и свободное правосознание личности, ориентированное на индивидуальную самореализацию, – подчеркивает Нуров.

Стоит ли все же Казахстану участвовать в PISA и тратить деньги на проведение исследования, если рекомендации ОЭСР, судя по снижению грамотности казахстанских учеников, почти не воспринимаются? Кусиденова считает, что нам следует взять паузу хотя бы на три года и качественно заняться переквалификацией, разработкой новых заданий. Затем снова вернуться к PISA и проверить, насколько мы сдвинулись с места.

- Международные эксперты к нам приезжают и говорят: мы ведь вам рекомендуем. Но мы ничего не можем им ответить, ведь всё это уходит «в стол». Зайдите в любой кабинет министерства – там лежат тонны бумажных отчетов, – сетует она.

Нуров же полагает, что, несмотря на тенденцию ухудшения результатов, участие в PISA – правильное решение.

- Даже если мы не учитываем их рекомендации, мы должны знать, где находимся по содержанию и качеству образования, к каким итогам приводит наша система среднего образования. Кроме того, МОН точно пытается что-то изменить, и это наверняка как-то согласуется с рекомендациями PISA. Другой вопрос – насколько удачно. Чисто хронологически есть основания связывать последнее ухудшение результатов PISA c недавними реформами по «триязычию» и «обновленке», – резюмирует эксперт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить